A-10A «Тандерболт» II - американский штурмовик

Война во Вьетнаме показала, что для непосредственной поддержки войск необходим маневренный самолет с хорошей броневой защитой и дозвуковой скоростью. В 1967 г. ВВС США начали программу создания нового самолета-штурмовика. 10 мая 1972 г. был совершен первый полет прототипа, а опытный самолет с заданными требованиями впервые поднялся в воздух 15 февраля 1975 г. Серийные самолеты А-10А «Тандерболт» II (thunderbolt — удар молнии) начали поступать в ВВС США с марта 1977 г. В 1979 г. 4 мая в воз дух поднялся опытный двухместный штурмовик А-10В предназначенный для действий ночью и в сложных метеоусловиях, но дальнейшая разработка была прекращена.

Штурмовик A-10A Тандерболт 2 - видео

Самолет выполнен по нормальной схеме и представляет собой свободно-несущий цельнометаллический низкоплан с прямоугольным крылом большой площади; имеет двухкилевое хвостовое оперение, трехопорное шасси. Крыло большой площади обеспечивает хорошую маневренность на малой скорости над полем боя и одновременно дает возможность нести большое количество вооружения.

Машина оснащена двумя ТРД. размещенными в мотогондолах по бокам корпуса в хвостовой части, с небольшим возвышением относительно крыльев. При таком расположении во время полета бронированные крылья защищают двигатели от попадания снарядов. В одноместной закрытой кабине, находящейся далеко впереди крыла, установлено катапультируемое кресло, обеспечивающее покидание самолета при нулевых значениях скорости и высоты. Защита кабины от наземного огня включает пуленепробиваемое лобовое стекло и броневую капсулу из титана, которая защищает от попадания 23-мм снарядов. Живучесть самолета повышена также за счет установки бронезащиты систем управления и топливопроводов к двигателям, самозатягивающихся топливных баков. Кроме того, система управления имеет двойное резервирование и дополнительное ручное управление.

A-10A «Тандерболт» II - американский штурмовик

Самолет A-10A «Тандерболт» II оснащен радионавигационной системой TACAN, ИНС, системой посадки по приборам, ИЛС, прицельной системой, взаимодействующей с лазерной системой обнаружения и сопровождения целей «Пейв Пенни» в подфюзеляжном контейнере, активными и пассивными средствами РЭБ, возможна установка системы предупреждения о близости земли.

А-10А вооружен встроенной семиствольной пушкой GAU-8/A (калибр 30 мм, боекомплект 1174 бронебойных снарядов, скорострельность 2100—4200 выстр./мин) и может нести на 11 узлах подвески до 7260 кг различного вооружения: бомбы различных типов, шесть УР AGM-65 «Мейверик», два подвесных пулеметных контейнера SUU-23 или контейнеры с аппаратурой РЭБ.

A-10A «Тандерболт» II - американский штурмовик

Боевое применение A-10 Тандерболт 2

Первое боевое применение штурмовика A-10 произошло во время войны в Персидском заливе 1991 года. Всего в операции было задействовано 144 самолёта этого типа, выполнивших примерно 8100 боевых вылетов при потере 7 машин (в среднем одна потеря на 1350 вылетов). К удивлению многих наблюдателей, неказистый дозвуковой штурмовик стал одним из «героев» войны наряду с истребителем F-15 и ударным самолётом-«невидимкой» F-117. По американским данным, «Тандерболты» уничтожили более 1000 иракских танков (больше, чем любой другой американский самолёт), 2000 других единиц военной техники и 1200 стволов артиллерии; даже если принять во внимание, что первоначальные оценки понесённого иракской армией ущерба были завышены, A-10 всё равно оказался в числе наиболее эффективных американских самолётов этой войны, превзойдя специализированный противотанковый вертолёт AH-64 «Апач». Уровень боеготовности A-10 составлял 95,7 %, что также являлось рекордом для тактических самолётов ВВС США в ходе операции «Буря в пустыне». В одном вылете пара «Тандерболтов» уничтожила 23 иракских танка и повредила 10; во время охоты за пусковыми установками оперативно-тактических ракет «Скад» A-10 за одну ночь уничтожили 6 стационарных, 3 временные и 3 мобильные пусковые установки. За время боевых действий штурмовиками было сбито два иракских вертолёта (Ми-8 и предположительно MBB Bo 105).

A-10A «Тандерболт» II - американский штурмовик

В операции «Буря в пустыне» впервые была продемонстрирована и живучесть A-10. Один из «Тандерболтов» получил тяжёлое повреждение крыла; по словам наземного техника, «Ни один другой самолёт не вернулся бы на базу с таким повреждением». Единственным слабым местом A-10 оказалась его «склонность» к инцидентам «дружественного огня», отмечавшаяся и позднее в других военных конфликтах. Это вызвано спецификой боевой работы самолёта-штурмовика, чаще всего действующего вблизи своих войск. В конце января, во время сражения за Рас-эль-Хафджи, A-10 уничтожил ракетой «Мэйверик» бронетранспортёр LAV-25 морской пехоты США, при этом погибло 7 американцев. Месяц спустя A-10 атаковал британские боевые машины пехоты, что привело к гибели 9 британцев.

С авиабаз на территории Италии «Тандерболты» принимали участие в военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии 1999 года. Потерь не было, однако вновь подтвердилась высокая живучесть «Уортхога», когда 2 мая самолёт этого типа совершил аварийную посадку в аэропорту Скопье (Македония) на одном двигателе. Второй двигатель был начисто отстрелен и позднее демонстрировался по югославскому телевидению. Последствия применения A-10 на Балканах дали себе знать в начале 2001 года, когда разгорелся скандал вокруг снарядов с урановым сердечником, используемых авиапушкой GAU-8. Как выяснилось, над Косово «Тандерболты» выпустили более 30 тыс. этих снарядов, и высказывались предположения, что эти снаряды могут представлять угрозу для здоровья размещённых в Косово миротворцев стран НАТО.

A-10A «Тандерболт» II - американский штурмовик

С 2001 года A-10 принимают участие в операции международной коалиции в Афганистане. Некоторое время они базировались на аэродроме Баграм под Кабулом. В операции «Свобода Ираку» в марте—апреле 2003 года принимали участие в общей сложности 60 штурмовиков A-10. Один самолёт был сбит 7 апреля в районе Багдадского международного аэропорта. Другой «Тандерболт» получил тяжёлые повреждения (повреждён один двигатель, отказ гидравлической системы, сотни пробоин в крыле, оперении и фюзеляже самолёта), однако пилот капитан Ким Кэмпбелл сумела успешно посадить самолёт на авиабазе. После завершения основной фазы боевых действий и с началом партизанской войны A-10 продолжали применяться в Ираке.

В первые дни вторжения коалиционных войск в Ирак A-10 оказались причастны по крайней мере к двум случаям «дружественного огня». В первом из них «Тандерболты» из-за ошибки авианаводчика морской пехоты атаковали подразделение морских пехотинцев во время сражения за Насирию, что привело к гибели по крайней мере 1 американца. В действительности число погибших могло быть больше, поскольку всего в ходе сражения погибло 18 морских пехотинцев, и лишь для 8 из них (по состоянию на 2004 год) причиной смерти был однозначно назван огонь противника. Другой инцидент получил гораздо большую известность. 28 марта пара A-10 атаковала и вывела из строя четыре боевые машины британских войск, при этом погиб 1 британский военнослужащий. В 2007 году видеозапись этой атаки неизвестным образом попала в распоряжение британской газеты «The Sun», причём было названо имя одного из пилотов, участвовавших в инциденте.

A-10A «Тандерболт» II - американский штурмовик

Модификации

YA-10A - первые 2 прототипа.

A-10A - одноместный самолёт воздушной поддержки наземных сил. Единственная модификация, выпускавшаяся серийно.

OA-10A - «О» — означает Observation. Одноместный самолёт воздушного контроля. По конструкции и бортовому оборудованию отличается от A-10A подвесными модулями с дополнительной электроникой и средствами радиоэлектронного противодействия, предназначен исключительно для взаимодействия с сухопутными войсками и применяется в боевых целях только в исключительных случаях.

Night/Adverse Weather A-10 (YA-10B) - двухместный прототип для ночной и всепогодной работы. Построена 1 машина. Серийно не производился.

A-10C - обновлённая модель A-10. Оснащён современным цифровым оборудованием, способен нести высокоточное оружие с лазерной системой наведения. Первые A-10C поступили на вооружение в 2006 году. К 2011 году планируется переоборудовать в эту модификацию все A-10, остающиеся на вооружении. Стоимость программы оценивается в 420 млн долларов.

A-10PCAS - версия беспилотного варианта штурмовика. Разработана компаниями Raytheon и Aurora Flight Sciences для проекта DARPA.

A-10A «Тандерболт» II - американский штурмовик

Тактико-технические характеристики A-10 Тандерболт 2

- Первый полёт: 10 мая 1972 года
- Начало эксплуатации: A-10A 1977 год, A-10С 2007 год
- Годы производства: 1975 — 1984
- Единиц произведено: 715

Стоимость A-10 Тандерболт 2

- $11,8 млн (1994 год)

Экипаж A-10 Тандерболт 2

- 1 пилот

Размеры A-10 Тандерболт 2

- Длина: 16,26 м
- Размах крыла: 17,53 м
- Высота: 4,47 м
- Площадь крыла: 47,01 м²
- Профиль крыла: NACA 6716 — корень крыла, NACA 6713 — законцовка
- Удлинение крыла: 6,54
- Нагрузка на крыло: 449,88 кг/м² (максимальная)
- База шасси: 5,40 м
- Колея шасси: 5,25 м

Вес A-10 Тандерболт 2

- Масса пустого: 9176 кг
- Масса снаряжённого: 10 515 кг
- Нормальная взлётная масса: 13 628 кг (с 6 × 227 кг бомбами)
- Максимальная взлётная масса: 21 148 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 4830 кг
- Объём топливных баков: 6200 л

Двигатели A-10 Тандерболт 2

- 2 × ТРДД General Electric TF34-GE-100
- Тяга: 2 × 40,32 кН (4112 кгс)
- Тяговооружённость: 0,6 (при нормальной взлётной массе)

Скорость A-10 Тандерболт 2

- Максимально допустимая скорость: 834 км/ч
- Максимальная скорость: 722 км/ч у земли
- Крейсерская скорость: 555 км/ч у земли
- Скороподъёмность: 30,5 м/с
- Длина разбега: 1152 м (с максимальной боевой нагрузкой)
- Длина пробега: 623 м

Дальность полета A-10 Тандерболт 2

- Боевой радиус непосредственная авиационная поддержка: 463 км
- Боевой радиус сопровождение: 484 км
- Боевой радиус воздушная разведка: 803 км
- Практическая дальность: 740 км (с максимальной боевой нагрузкой)
- Перегоночная дальность: 4647 км

Практический потолок A-10 Тандерболт 2

- 13 380 м

Вооружение A-10 Тандерболт 2

Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами 30×173 мм

Точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем) может быть задействовано в вылете только 10:
- (под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых)
- центральный подфюзеляжный с нагрузкой 2268 кг
- 2 боковых подфюзеляжных и 2 внутренних крыльевых с нагрузкой 1587 кг каждый
- 4 средних крыльевых с нагрузкой 1134 кг каждый
- 2 внешних крыльевых с нагрузкой 453 кг каждый

Боевая нагрузка: 7257 кг

Управляемые ракеты:  
- ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-9
- ракеты «воздух-поверхность»: 6 × AGM-65

Неуправляемые ракеты:  
- 4 × блока LAU-61/LAU-68 (с 19× / 7× 70 мм ракетами Hydra 70)
- 6 × блоков LAU-10 (с 4× 127 мм ракетами Zuni)

Бомбы свободнопадающие:
- фугасные: 24 × 227 кг Mk 82 или 6 × 908 кг Mk 84
- зажигательные: 8 × 340 кг BLU-1 или 340 кг BLU-27/B с напалмом
- кассетные: 20 × Mk-20 Rockeye II, 20 × 350 кг CBU-52, 20 × 370 кг CBU-71, 10 × CBU-38 или 16 × CBU-70

Бомбы управляемые: 4 × GBU-8 или GBU-10 или 6 × GBU-12

Подвесные артиллерийские установки: 2 × SUU-23 с 20 мм пушкой GAU-4/A

Подвесные топливные баки: 3 × 2271 л: пара под крылом, один под фюзеляжем.

Фото A-10 Тандерболт 2

Фото 30-мм семиствольной пушки GAU-8/A штурмовика A-10 «Тандерболт» II

30-мм семиствольная пушка GAU-8/A штурмовика A-10 «Тандерболт» II