М-17 'Стратосфера' - высотный дозвуковой самолет-разведчик

Впервые идея создания высотного самолета у конструктора В.М. Мясищева созрела еще в конце 1930-х гг., а разработка высотного самолета-бомбардировщика ДВБ-102 началась в «шараге» — тюрьме НКВД, официально именовавшейся «Центральное конструкторское бюро ЦКБ-29». В конце 1960-х гг. мир находился в условиях военного противостояния двух стран — США и СССР. Американские высотные разведывательные самолеты U-2 постоянно совершали полеты над нашей страной. 1 мая 1960 г. один из них был сбит под Свердловском.

Задний вид самолета М-17 'Стратосфера'

Хорошо изучив остатки того, что осталось от самолета при падении, осмотрели конструкцию и даже восстановили профиль его крыла. В.М. Мясищев, собрав небольшую группу специалистов, поставил перед ними задачу: проработать возможную аэродинамическую компоновку самолета, способного осуществлять полет в стратосфере с наименьшей дозвуковой скоростью. Конструктор обрисовал схему разрабатываемого самолета: прямое крыло очень большого удлинения, высокая весовая отдача, двигатель, способный работать на большой высоте. Специалисты ЦАГИ просчитали летные данные U-2 и получили максимальную высоту полета, равную 21 км, но В.М. Мясищеву этого показалось мало, надо больше. Главное для такого полета — хороший профиль крыла и двигатель, тяга которого при полете в стратосфере из-за уменьшения плотности воздуха падает до величины, составляющей всего 3% от тяги двигателя на земле. Начавшаяся работа получила в ОКБ наименование «Тема-17», а будущий самолет — М-17.

М-17 'Стратосфера' - высотный дозвуковой самолет-разведчик

Разработку начали М-17 с аэродинамики крыла, которое должно иметь коэффициент подъемной силы порядка 1,0, что необходимо для крейсерского полета на большой высоте. В результате теоретических и экспериментальных исследований, проведенных совместно специалистами ОКБ и ЦАГИ, был разработан профиль новой серии. Но вскоре выяснилось, что на низких высотах аэродинамическое качество профиля падало, что приводило к большим расходам топлива и существенному сужению режимов полета. М-17 подхватил ту же болезнь, которой хронически страдал U-2. Специалисты все же нашли выход, была предложена выдвижная механизация задней кромки крыла. Это позволяло уменьшить его площадь и вогнутость в зависимости от режима полета. Пилот самолета по мере набора высоты выдвигает секционную механизацию, увеличивает площадь крыла, изменяет вогнутость, осуществляет полет на максимальном качестве — по так называемой «огибающей поляре». Это решение позволяло проводить полет на высотах от 0 до 25 км. Созданная конструкция 21 мая 1971 г. была защищена авторским свидетельством.

М-17 'Стратосфера' - высотный дозвуковой самолет-разведчик

Силовая установка самолета М-17 состоит из одного реактивного двигателя РД-36-51В Рыбинского КБ конструктора П.В. Колесова. Установка одного двигателя определила компоновку будущего самолета, в случае нормальной схемы через весь фюзеляж пришлось бы тащить трубу для организации сопла (как на U-2). В конечном варианте он представлял собой двухбалочную конструкцию с высокорасположенным прямым крылом большого удлинения, имеющим сверхкритический профиль, и с коротким фюзеляжем.

Работа велась в г. Кумертау (Башкирия) на вертолетном заводе и шла довольно медленно, поскольку была новой для завода и проходила с ошибками и переделками. На ходе работ отразилась и скоропостижная смерть В.М. Мясищева в октябре 1978 г. Новым руководителем по теме стал Я. Соколов. Первый опытный образец при испытаниях потерпел катастрофу. Но работу продолжили, построили еще два экземпляра, один для статических испытаний, другой летный. Испытания самолета показали его большие возможности. В 1990 г. пилотами ЭМЗ им. В.М. Мясищева установлено 25 мировых рекордов высоты, скорости и грузоподъемности для машин весовой категории 16—20 тонн. Была достигнута наибольшая высота горизонтального полета — 21 800 м. В связи с конверсией круг задач самолета расширился, одна из них — изучение озонного слоя над Москвой в рамках проекта «Глобальный резерв озона».

М-17 'Стратосфера' - высотный дозвуковой самолет-разведчик

Тактико-технические характеристики М-17 Стратосфера

- Главный конструктор: В.М. Мясищев, В.К. Новиков
- Первый полёт: 26 мая 1982 года (успешный)
- Единиц произведено: 3

Экипаж М-17 Стратосфера

- 1 пилот

Размеры М-17 Стратосфера

- Длина: 22,27 м
- Размах крыла: 40,32 м
- Высота: 4,87 м
- Площадь крыла: 137,7 м²
- Профиль крыла: П-173-9
- База шасси: 5,618 м
- Колея шасси: 6,6 м

Вес М-17 Стратосфера

- Масса снаряжённого: 13 790 кг
- Нормальная взлётная масса: 18 400 кг
- Объём топливных баков: 10 000 л

Двигатель М-17 Стратосфера

- 1 × ТРД РД-36-51В
- Тяга: 1 × 58,84 кН (6000 кгс) (номинальная)
- Тяга взлётная: 1 × 117,7 кН (12000 кгс)
- Тяга на высоте 21000 м: 1 × 5,88 кН (600 кгс)

Скорость М-17 Стратосфера

- Максимальная скорость на высоте 20000 м: 743 км/ч
- Максимальная скорость на высоте 5000 м: 332 км/ч
- Крейсерская скорость: 0,7 М
- Посадочная скорость: 188 км/ч (при посадочной массе 16300 кг)
- Время набора высоты потолка: 35 мин
- Длина разбега: 340 м
- Длина пробега: 950 м
- Аэродинамическое качество: ~30 (планирование с выключенным двигателем)

Скорость отрыва М-17 Стратосфера

- 175 км/ч

Дальность полета М-17 Стратосфера

- Практическая дальность: 1 315 км (с высоты 20250 м до 20620 м)
- Продолжительность полёта: 2 ч 14 мин
- Время патрулирования: 48 мин

Практический потолок М-17 Стратосфера

- 21 550 м

Фото М-17 Стратосфера

Полет М-17 'Стратосфера'

М-17 'Стратосфера' в музее ВВС в Монине

М-17 Стратосфера в музее ВВС в Монино