Бе-6 (ЛЛ-143) - самолет-амфибия

Создание самолета Бе-6 началось в 1942 г., когда шла Великая Отечественная война. Время для страны и для ОКБ Г.М. Бериева было тяжелым, конструктора и его сотрудников эвакуировали в Омск. Опыт войны показывал, что авиации флота крайне необходимы тяжелые гидросамолеты, которых в ту пору не было. Поставлявшиеся по ленд-лизу американские «Каталины» не в силах были решить часть боевых задач на море. Требовался отечественный самолет, способный обеспечивать спасательные и транспортные операции, долгое время находиться на водной поверхности. В 1943 г. вышло постановление правительства о постройке морского дальнего разведчика — летающей лодки ЛЛ-143.

Бе-6 (ЛЛ-143) - самолет-амфибия

Для постройки такой машины в Омске отсутствовали необходимые мощности, и ОКБ было перебазировано в Красноярск, на завод № 477. К концу года эскизный проект был закончен, а в начале 1944 г. был построен натурный макет самолета.
Гидросамолет представлял собой цельнометаллический высокоплан с крылом типа «чайки», двумя двигателями и с двухкилевым хвостовым оперением. Под крылом имелись неубирающиеся поплавки. Оборонительное вооружение самолета состояло из шести пулеметов УБТ. 14 апреля 1944 г. началось строительство первого опытного самолета ЛЛ-143. Сроки были поставлены очень жесткие, из-за чего полномасштабные статиспытания решили не проводить, ограничившись проверкой прочности отдельных агрегатов.

Летающая лодка была закончена через 13 месяцев после закладки. Ее разобрали и по железной дороге перевезли в Таганрог для проведения испытаний. 6 сентября 1945 г. экипаж летчика-испытателя Н.П. Котякова выполнил первый полет. Заводские испытания показали хорошие летные данные как в воздухе, так и на воде. В 1947 г. Г.М. Бериеву за создание гидросамолета была присуждена Сталинская премия. Затем в Таганрог была доставлена из Красноярска вторая машина. На ней устранили некоторые дефекты, выявленные при испытании первой машины, и установили новые двигатели АШ-73. Претерпело изменение и оборонительное вооружение: с палубной установки пулеметы заменили пушками Б-20. Этот вариант получил обозначение Бе-6.

Бе-6 (ЛЛ-143) - самолет-амфибия

Летом 1950 г., согласно постановлению правительства, был разработан новый вариант летающей лодки, получивший обозначение Бе-6М. На ней уже были установлены одни пушки НР-23. В кормовой части расположили оборонительную установку с бомбардировщика Ил-28. В связи с внесенными изменениями пришлось значительно переделать корпус лодки. Именно этот вариант гидросамолета был запущен в серийное производство в Таганроге. Построенный серийный самолет из-за большого количества дефектов госиспытания не выдержал. Серьезную критику заслужило изготовление корпуса лодки, палуба протекала даже в дождь, что вело к постоянным отказам оборудования. Двигатели АШ-73 имели повышенный расход топлива, что вело к снижению дальности полета. В итоге военные предлагали Г.М. Бериеву устранить все дефекты и передать самолет на повторные испытания. Недостатки, замеченные военными, были устранены, и последующие испытания показали, что Бе-6 по боевой эффективности существенно превзошел устаревшую «Каталину», которая еще оставалась основным морским разведчиком в СССР. Однако, как показали войсковые испытания, в повседневной эксплуатации Бе-6 оказался значительно сложнее американской амфибии.

Бе-6 (ЛЛ-143) - самолет-амфибия

На базе Бе-6 было создано несколько модификаций. Самолет-спасатель Бе-6СС мог принять на борт до 15 человек. На самолете Бе-6 («КЛ») проводились работы по связи с подводными лодками в подводном положении. Единственной модификацией, дошедшей до эксплуатации, стал противолодочный самолет Бе-6ПЛО. Самолет Бе-6 оказался очень долговечным и долго применялся в морской авиации и в Арктике. За годы серийной постройки (1952—1957 гг.) было выпущено 123 экземпляра Бе-6.

Бе-6 (ЛЛ-143) - самолет-амфибия

Тактико-технические характеристики Бе-6

- Первый полёт: 1949
- Производитель: ТАНТК имени Г. М. Бериева
- Всего построено: 123

Экипаж Бе-6

- 8 чел

Скорость Бе-6

- Максимальная скорость у земли: 377 км/ч
- Максимальная скорость на высоте: 414 км/ч
- Скороподъёмность: (4,4 — 5,6)×60 м/мин.

Дальность полёта Бе-6

- 5000 км (перегруженный)

Практический потолок Бе-6

- 6100 м

Размеры Бе-6

- Длина: 23,565 м
- Высота: 7,64 м
- Размах крыла: 33 м
- Площадь крыла: 120 м²
- Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд: 8°

Вес Бе-6

- Пустой: 18 827 кг
- Снаряжённый: 25 456 — 28 996 кг
- Максимальная взлётная масса: 29 000 кг

Двигатель Бе-6

- 2 × АШ-74
- Тяга (мощность): 2000 л.с.
- Тяга форсажная: 2400 л.с.

Вооружение Бе-6

Стрелково-пушечное вооружение:
- Носовая установка Н-2 (1 × НР-23, 100—200 снарядов), палубная ДТ-В8 (2 × НР-23, 500—550 снарядов), кормовая Ил-К6-53Бе (2 × НР-23, 2 × 25 снарядов)

Внутренняя бомбовая нагрузка:
- 16 × ОФАБ-100, или 8 × ФАБ-500, или 2 × ФАБ-1500, или 2 торпеды по 1100 кг, или 8 мин АМД-500, или десант до 40 человек кг

Фото Бе-6

Бе-6 (ЛЛ-143) - самолет-амфибия

Швартовка летающей лодки Бе-6 на бочку

Швартовка летающей лодки Бе-6 на бочку