М-55 'Геофизика' - советский высотный самолет-разведчик

В середине 1980-х гг. СССР объявил о начале перестройки общества. Страна стала более открытой и доступной, что подтвердило разрушение «железного занавеса», но спрос на достоверную информацию о «друзьях» все же остался. Находящийся на вооружении ВВС высотный самолет-разведчик Як-25РВ уже в начале 1970-х гг. был списан, а построенный в трех экземплярах высотный самолет М-17 для разведки не годился. На ЭМЗ им. В.М. Мясищева начались работы по модификации самолета М-17, с целью создания на его базе самолета-разведчика. М-17 хотя и обладал большой высотой полета, но его дальность и грузоподъемность были невысоки.

Самолет М-55 Геофизика видео

Требовалось увеличить, как минимум, в четыре раза продолжительность полета и повысить грузоподъемность в связи с установкой нового и тяжелого оборудования. Главным конструктором по новой машине назначили Л.A. Соколова, ранее возглавлявшего работы по М-17.
Решить эту задачу при неизменной тяге двигателя было невозможно. Поэтому установленный на М-17 двигатель РД-36-51В пришлось заменить на два более экономичных турбовентиляторных двигателя Д-30-В12. Это позволило довести относительный вес топлива с 21,3 до 33,5% от взлетного веса. Из-за установки двух двигателей и разведывательного оборудования фюзеляж самолета М-17 пришлось переделывать. Крыло также претерпело изменения, у самолета появились классический центроплан и две консоли вместо крыла из четырех частей. Немного изменилось и оперение самолета. Осталось только шасси, т.е. фактически сделали новый самолет, получивший обозначение М-55 «Геофизика».

М-55 'Геофизика' - советский высотный самолет-разведчик

Машина потяжелела более чем на шесть тонн: почти на четыре тонны увеличился запас топлива, остальное приходилось на вес планера, двигателей и оборудования. Установили автоматическую систему управления полетом для обеспечения характеристик устойчивости и безопасности полета. Заменили аналоговый вычислитель на цифровой, что также способствовало улучшению характеристик управляемости и устойчивости.

Первый полет самолет М-55 совершил 16 августа 1988 г., пилотировал машину летчик-испытатель Э.В. Чельцов. Были построены два опытных и два предсерийных самолета М-55. Летные испытания показали, что максимальное аэродинамическое качество самолета М-55 доходило до 21 и было все же меньше, чем у американского разведывательного самолета ТР-1 (модификация U-2) при практически равных удлинениях крыльев. Это объясняется различными профилями крыльев и возросшим коэффициентом лобового сопротивления. Продолжительность полета увеличилась до 6,2 часа, а потолок несколько снизился.

М-55 'Геофизика' - советский высотный самолет-разведчик

На разведчике М-55 проводились различные исследования. В 1996 г. летчик-испытатель В.В. Васенков принимал участие в изучении озонного слоя в западном секторе Арктики. Самолет оснащался исследовательской аппаратурой, разработанной в странах участников эксперимента, полеты проводились с итальянской базы ВВС близ Рима. Параллельно с исследовательскими полетами проводились высотные полеты по изучению атмосферы над итальянской столицей. Затем самолет участвовал в эксперименте на севере Европы по изучению перламутровых облаков. Самолет, пилотируемый В.В. Васенковым, взлетал с финского аэродрома Санта-Клаус ночью в сторону Гренландии, к островам Шпицберген и Новая Земля и летел на высотах до 21 км. Наведение на облака осуществлял самолет-ретранслятор «Фолкон». К сожалению, полеты на М-55 не обошлись без жертв. 29 мая 1995 г. в испытательном полете погиб летчик-испытатель Э.В. Чельцов.

М-55 'Геофизика' - советский высотный самолет-разведчик

Тактико-технические характеристики М-55 Геофизика

- Разработчик: ОКБ Мясищева
- Главный конструктор: В. К. Новиков
- Первый полёт: 16 августа 1988 года
- Единиц произведено: 5

Экипаж М-55 Геофизика

- 1 пилот

Размеры М-55 Геофизика

- Длина: 22,67 м
- Размах крыла: 37,46 м
- Высота: 4,83 м
- Площадь крыла: 131,6 м²
- Профиль крыла: П-173-9
- База шасси: 5,735 м
- Колея шасси: 6,6 м

Вес М-55 Геофизика

- Масса пустого: 14 000 кг
- Нормальная взлётная масса: 23 400 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 7900 кг
- Масса полезной нагрузки: 1500 кг

Двигатель М-55 Геофизика

- Силовая установка: 2 × ТРДД Д-30-10В
- Тяга: 2 × 88,26 кН (9 000 кгс) (номинальная)
- Тяга взлётная: 2 × 186,3 кН (19000 кгс)
- Тяга на высоте 21000 м: 2 × 6,57 кН (670 кгс)

Скорость М-55 Геофизика

- Максимальная скорость на высоте 20000 м: 743 км/ч
- Максимальная скорость на высоте 5000 м: 332 км/ч
- Крейсерская скорость: 0,7 М
- Посадочная скорость: 188 км/ч (при посадочной массе 23 400 кг)
- Время набора высоты потолка: 35 минут
- Длина разбега: 340 м
- Длина пробега: 875 м

Скорость отрыва М-55 Геофизика

- 175 км/ч

Дальность полета М-55 Геофизика

- Практическая дальность: 1220 км
- максимальная дальность полёта на потолке: 1315 км (с высоты 20 250 м до 20 620 м)
- максимальная дальность полёта на 17000 м: 5000 км
- Продолжительность полёта на потолке: 2 часа 14 минут
- Продолжительность полёта на 17000 м: 6,5 часа
- Время патрулирования: 48 минут

Практический потолок М-55 Геофизика

- 21 550 м

Фото М-55 Геофизика

Полет самолета М-55 фото

Кабина М-55 Геофизика

Кабина М-55 'Геофизика'

М-55 'Геофизика' - советский высотный самолет-разведчик

М-55 'Геофизика' на авиасалоне