Ил-103 - многоцелевой самолёт

История создания Ил-103 началась в 1988 г., когда был объявлен конкурс на создание самолета первоначального обучения. Группа молодых специалистов ОКБ им. С.В. Ильюшина во главе с А.В. Пупковым в инициативном порядке начала прорабатывать проект такого самолета. Инициативу молодых сотрудников поддержал Генеральный конструктор Г.В. Новожилов. Между тем условия конкурса вскоре изменились в сторону расширения границ применения нового самолета. Технические требования содержали лишь основные показатели, тем самым конструкторы получали большую свободу действий в выборе концепции и схемы самолета.

Самолет Ил-103 - видео

В условиях конкурса была еще одна интересная формулировка: «...Технология должна быть простой, обеспечивающей низкую трудоемкость в различных условиях производства...» Это означало, что прогнозировался серийный выпуск самолета. Срок защиты проекта — октябрь 1988 г.

На конкурс были присланы сотни предложений, разнообразие проектов просто поражало: от целиком деревянных до цельнометаллических, с двигателями от мотоциклов, «Жигулей» и даже малых ТРД. Компетентное жюри отобрало 21 проект и среди них — разработку ОКБ им. С.В. Ильюшина. К проектированию подключили высококвалифицированных специалистов ОКБ. С их помощью провели большую работу по разработке аэродинамической компоновки. В аэродинамических трубах продули модели нескольких вариантов. Большое внимание уделили вопросам технического обслуживания в эксплуатации, сделав его максимально простым. Для того чтобы увеличить зону рынка, решили делать еще и вариант пассажирского самолета на 4—5 мест.

Ил-103 - многоцелевой самолёт

Главной проблемой при создании Ил-103 стал выбор двигателя. Г.В. Новожилов в самом начале работы сказал: «Мы фирма солидная, и нам надо ставить настоящий, надежный авиационный двигатель». Из-за полного отсутствия современных отечественных поршневых двигателей воздушного охлаждения требуемой мощности, конструкторам пришлось остановить выбор на американском двигателе I0-360ES фирмы «Теледайн моторе» мощностью 210 л.с. Для этого ОКБ направило в США письмо с предложением о сотрудничестве, и вскоре с фирмой установились великолепные отношения. Фирма рядом с ОКБ открыла свое представительство: с поставками и обслуживанием проблем нет. Винт взяли готовый — «Харцель» диаметром 1,93 м. Импортный двигатель с горизонтальным расположением цилиндров хорошо вписывался в обводы будущего самолета и придавал ему легкость и изящество. На самолет может ставиться как отечественная, так и зарубежная авионика.

Ил-103 - многоцелевой самолёт

17 мая 1994 г. первый опытный самолет Ил-103, пилотируемый летчиком-испытателем И.И. Гудковым, совершил первый полет. Хорошие летные данные определили начало его серийного выпуска на Луховицком заводе. 30 января 1995 г. первый серийный самолет поднялся в воздух. На нем летали многие летчики: заслуженный летчик-испытатель Абрамович, главком ВВС П.С. Дейнекин, главный летчик-сертификатор США Джо Мисс. Летчики хвалят штопорные характеристики самолета и его поведение при сваливании (не валится на крыло, а опускает нос и набирает скорость). На испытаниях выполняли посадки без использования руля высоты, руля направления, закрылков, без работающего двигателя. Главное отличие от западных машин типа «Пайпер» то, что Ил-103 выполняет высший пилотаж. Наличие нескольких самолетов позволило развернуть сертификационные испытания. 15 февраля 1996 г. был получен отечественный сертификат, соответствующий требованиям норм летной годности АП-23. 9 декабря 1998 г. Ил-103 получил американский сертификат летной годности FAR-23. Самолет Ил-103 нашел признание на мировом рынке, его купили несколько зарубежных стран. На Брюссельской выставке инноваций и изобретений «Эврика-95» — Ил-103 получил золотую медаль.

Ил-103 - вид справа

Тактико-технические характеристики Ил-103

- Первый полёт: 17 мая 1994 года
- Единиц произведено: 66

Экипаж Ил-103

- 1 человек

Вместимость Ил-103

- 3 пассажира

Габаритные размеры Ил-103

- Длина: 8 м (26 фт 3 дм)
- Размах крыла: 10.56 м (34 фт 7.75 дм)
- Высота: 3.135 м (10 фт 3.5 дм)
- Площадь крыла: 14.71 м² (158.34 кв. фт)

Вес Ил-103

- Масса пустого: 900 кг (1984 lb)
- Взлетная масса: 1310 кг (2888 lb) each

Скорость Ил-103

- Максимальная скорость: (Vne = 340 km/h, or 211 mph); 220 км/ч (137 миль/ч)
- Крейсерская скорость: 180 км/ч (112 миль/ч)
- Скороподъемность: (623 фт/мин)

Дальность полета Ил-103

- 800 км (497 миль) (на крейсерской скорости, пилот и 270 кг груза с резервом топлива на 30 мин)

Практический потолок Ил-103

- 4000 м (9840 фт) (max высота полета)

Фото Ил-103

Ил-103 на грунте

Приборная панель самолета Ил-103

Приборная панель Ил-103

Рулежка Ил-103

Ил-103 в небе