Бe-103 - лёгкий самолёт-амфибия. ОКБ Бериева

Наличие в России протяженной морской границы и большого числа внутренних водоемов побудило конструкторов Таганрогского АНТК им. Г.М. Бериева создать небольшой самолет-амфибию. Легкие амфибии могут эффективно заполнить нишу между сухопутными самолетами и вертолетами, при перевозке пассажиров и грузов в регионах, где недостаточно развита сеть обычных аэродромов. Разработка самолета-амфибии Бе-103 началась на АНТК им. Г.М. Бериева в начале 1990-х гг. Проект был инициативным и преследовал две основные цели. Во-первых, отработать гид-ро- и аэродинамические компоновки сверхтяжелых гидросамолетов массой более 500 тонн, а во-вторых, создать многоцелевую амфибию для использования в транспортных перевозках.

Видео Бе-103

В процессе проектирования внешний вид самолета несколько раз изменялся. Прорабатывался и одномоторный вариант, однако окончательно остановились на двух двигателях, поскольку самолет должен был соответствовать требованиям российских авиационных правил АП-23 и нормам авиационного регистра США. Два двигателя М-17 располагались на пилонах в хвостовой части фюзеляжа. В салоне самолета размещались пилот и пять пассажиров, а также багажный отсек. В санитарном варианте — двое больных на носилках и сопровождающий медработник. Сначала машину планировалось строить на заводе в Луховицах, но затем было решено строить на заводе в г. Комсомольск-на-Амуре (КнААПО). Первая серия должна была состоять из четырех машин: две летные и две для статиспытаний.

Бe-103 - лёгкий самолёт-амфибия. ОКБ Бериева

Первый летный экземпляр Бе-103 из-за отсутствия двигателей М-17 был оборудован американскими двигателями ТСМ-10 мощностью 210 л.с. Самолет из КнААПО был доставлен в Таганрог. Еще до первого полета его демонстрировали на Международной выставке «Геленджик-96». Первый полет продолжительностью 12 мин Бе-103 совершил с аэродрома 15 июля 1997 г. Пилотировал летчик-испытатель В.Н. Ульянов. В середине августа самолет перелетел из Таганрога в г. Жуковский для показа его на авиасалоне МАКС-97. Но за день до открытия салона при выполнении тренировочного полета самолет разбился, летчик В.Н. Ульянов погиб. Построенный второй экземпляр также был доставлен в Таганрог, совершил первый полет 17 ноября 1997 г. (летчик-испытатель В.П. Дубенский). Все полеты проводились с заводского аэродрома, и только 9 апреля 1998 г. начались испытания на воде. Первый полет с воды был осуществлен 24 апреля. Второй летный экземпляр участвовал в международном салоне легкомоторной авиации «AERO-99» в немецком г. Фридрихсхафене. Затем самолет перелетел в г. Штраубинг, в котором располагалась фирма, изготавливающая для Бе-103 винты. Там планировалось провести полеты по снятию вибрационных и прочностных характеристик винтов. 29 апреля второй экземпляр Бе-103 потерпел катастрофу, летчик В.П. Дубенский погиб. Испытания были продолжены на еще двух построенных самолетах. 26 декабря 2001 г. Бе-103 получил сертификат летной годности.

Бe-103 - лёгкий самолёт-амфибия. ОКБ Бериева

Тактико-технические характеристики Бe-103

- Главный конструктор: А. К. Константинов
- Первый полёт: 15 июля 1997 года
- Начало эксплуатации: 2003 год

Стоимость Бe-103

- $ 795 000

Экипаж Бe-103

- 1 человек

Вместимость Бe-103

- 5 пассажиров

Размеры Бe-103

- Размах крыла, м: 12,72
- Длина самолета, м: 10,65
- Высота самолета, м: 3,757
- Площадь крыла, м²: 25,1
- База шасси, м: 4,064
- Колея шасси, м: 2,273
- Длина, м: 3,38
- Высота, м: 1,23
- Максимальная ширина, м: 1,25

Вес Бe-103

- Пустой эксплуатационный вес, кг: 1824
- Снаряженный эксплуатационный вес, кг: 1902
- Максимальный взлетный вес (суша, вода), кг: 2270
- Максимальный посадочный вес (суша, вода), кг: 2270
- Максимальное топливо, кг: 245

Двигатели Бe-103

- TCM-10-360ES
- мощность двигателя, л.с: 2 x 210

Скорость Бe-103

- Максимальная полезная нагрузка, кг 368
- Максимальная крейсерская скорость (МСА, 3000м), км/ч: 240
- Экономическая крейсерская скорость (МСА, 3000м), км/ч: 190—210

- Мореходность: баллы 2; высота волны м 0,5
- Минимальная глубина водоема при эксплуатации, м 1,25

Практический потолок Бe-103

- 5020 м

Дальность полета Бe-103

- 1070 км

Фото Бе-103

Фото Бе-103 на авиасалоне в Геленджике

Самолет-амфибия Бе-103 на суше

Бе-103 выезжает из воды

Бе-103 на водной поверхности

Кабина Бе-103

Кабина пилотов Бе-103