Артиллерийский тягач Я-12

Потребность в новых мощных и быстроходных тягачах в Красной Армии появилась осенью 1941 года, когда на фронт в значительном количестве начали поступать современные средние и тяжелые танки, а также артиллерийские орудия. Выпуск прежних тягачей (за исключением легких СТЗ-5) был прекращен, а оставшиеся в строю машины подобного типа уже порядком поизносились и к тому же не соответствовали требованиям времени.

Артиллерийский тягач Я-12

Проект нового арттягача с обозначением «Д» в начале 1942 года разработал инженер отдела НАТИ Е.Г. Попов. Интересной особенностью его конструкции являлось параллельное расположение двух силовых установок ГАЗ-MM, передававших мощность на размещенный позади поперечный вал. Ходовая часть в большинстве своем была заимствована у легкого танка Т-60. Опытный образец машины, построенной заводом опытных конструкций НАТИ, осенью 1942 года прошел испытания и затем в целях доработки и подготовки к серийному выпуску был передан на Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ).

Специалисты ЯАЗ в сотрудничестве с инженерами НАТИ несколько изменили компоновку арт-тягача, улучшили его подвеску и увеличили общую массу, что привело к снижению максимальной скорости машины, но зато повысило ее тяговое усилие до 5200 кГс! В таком виде быстроходный тягач получил обозначение Я-11 и в апреле 1943 года был принят на вооружение Красной Армии. Первоначальный заказ на него составил 50 экземпляров, однако серийное производство было сорвано налетом немецкой авиации на моторостроительный завод ГАЗ. Сложившуюся критическую ситуацию удалось преодолеть только благодаря неожиданно прибывшей из США партии силовых агрегатов, включавших в себя дизельный двигатель GMC-4-71, дисковое сцепление и пятиступенчатую коробку передач. В течение месяца этими агрегатами и вновь разработанными топливными и другими системами оборудовали артиллерийский тягач, получивший очередной индекс Я-12. Он был представлен комиссии в Москве, и после одобрения советского руководства начался серийный выпуск этой машины. Всего с августа и до конца 1943 года было изготовлено 285 тягачей Я-12.

Артиллерийский тягач Я-12

Применялись тягачи Я-12 преимущественно в соединениях артиллерии и продемонстрировали в эксплуатации хорошую надежность и плавность хода. Водители отмечали просторную кабину и широкий кузов с откидными скамейками, прикрытый сверху тентом. В число недостатков машины входили плохое сцепление узких гусениц на скользкой дороге, малый дорожный просвет и отсутствие лебедки для погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, при морозе с трудом запускался двигатель.

Из-за недостатка американских дизельных моторов в 1944 году завод выпустил еще несколько сотен упрощенных тягачей, оснащенных советскими карбюраторными двигателями ЗИС-5М и ЗИС-5МФ. Они обозначались, соответственно, Я-13 и Я-13Ф.

В целом артиллерийские тягачи Я-12 показали себя вполне эффективными машинами. В 1945 году они участвовали в Параде Победы в Москве, а в рядах Вооруженных сил служили вплоть до середины 50-х годов.

Артиллерийский тягач Я-12 с гаубицей МЛ-20

Артиллерийский тягач Я-12 с гаубицей МЛ-20

Тактико-технические характеристики тягача Я-12

- Конструкторы: Дронг, Иван Иванович
- Производитель: Ярославский автомобильный завод
- Года производства: 1943-1946
- Привод: механический
- Количество дверей: 2
- Вместимость: 8

Вес Я-12

- Масса: 3390 (6550) кг

Грузоподъёмность Я-12

- 2000 кг
- Масса буксируемого прицепа, т    8

Габаритные размеры Я-12

- Длина, м: 5,03
- Ширина, м: 2,44
- Высота, м: 2,21
- Дорожный просвет: 305 мм
- Колея: 2100 м

Двигатель Я-12

- Тип двигателя: двухтактный дизельный
- Модель двигателя: GMC-4-71, мощностью 110 л. с.

Скорость Я-12

- Максимальная скорость, км/ч: 38
- средняя скорость движения по грунту с прицепом и грузом доходила до 13 км/ч
- средняя скорость движения по шоссе с прицепом и грузом доходила до 17 км/ч

- Запас хода по шоссе с прицепом, км: 290

Фото тягача Я-12

Тягачи Я-12 с 100-мм пушками

Артиллерийские тягачи Я-12 с 100-мм пушками БС-3 в Чехии 1945 год.

Я-12 - артиллерийский тягач