АНТ-20 «Максим Горький» - 8-моторный самолет

Инициатором постройки агитационного самолета АНТ-20 «Максим Горький» был работник «Правды», известный журналист М. Кольцов. Первоначально под шифром АНТ-20 в ОКБ А.Н. Туполева проектировали четырехмоторный пассажирский самолет, являвшийся дальнейшим развитием АНТ-16 с увеличенными размерами. Заказчику уже представили эскизный проект, однако осенью 1932 г. работы приостановили, и ОКБ поручили новое задание, изменившее судьбу исходного проекта. Дабы отметить сорокалетие литературной деятельности А.М. Горького, у М. Кольцова родилась мысль постройки самолета-гиганта.

Самолет АНТ-20 Максим Горький - видео

Был образован комитет По строительству самолета, который возглавил М. Кольцов, и по всей стране начали сбор средств на постройку. Менее чем за год было собрано б млн. рублей. Работы по пассажирскому самолету АНТ-20 закрыли, а принятый в ОКБ шифр перешел к новому проекту, обозначенному «Максим Горький» («МГ»). Ведущим по самолету был назначен Б.А. Саукке. В январе 1933 г. утвердили технические данные, а в апреле рассмотрели эскизный проект. По сравнению с АНТ-16 было спроектировано новое крыло с увеличенной площадью и удлинением. В качестве силовой установки решили использовать восемь двигателей М-34ФРН, шесть в носке крыла и два в тандемной установке над фюзеляжем.

АНТ-20 «Максим Горький» - 8-моторный самолет

Для обеспечения эксплуатации самолета АНТ-20 «Максим Горький» днем и ночью его снабдили лучшим пилотажно-навигационным оборудованием. Впервые в отечественной практике был включен автопилот. Конструкторы еще при разработке проекта предусмотрели максимум удобств для пассажиров и экипажа. На самолете была бортовая библиотека, комнаты для агитработников и редколлегии, места для стенографисток и машинисток, буфет, спальни. Центром комплекса «МГ» была типография с печатной машиной специальной конструкции, способной в течение двух-трех часов полета напечатать несколько тысяч листовок.

При создании самолета были использованы новые материалы, применена новая технология, найдены пути снижения веса конструкции машины. Всесоюзный комитет по созданию «МГ» в своих листовках подробно информировал советских людей о ходе постройки «летающего агитатора», критиковал тех, кто медлил с производством материалов, агрегатов и оборудования для самолета. В феврале 1934 г. газета «ЦАГИ», поддерживая почин передовиков, выступила с призывом: «Самолет «М. Горький» — к 1 апреля!» Коллектив завода опытных конструкций направил письмо работникам моторного завода, предлагал ускорить поставку для «МГ» восьми авиамоторов М-34. 3 апреля 1934 г. самолет был вывезен на аэродром, а 24 апреля специальная комиссия произвела общественную приемку крылатого гиганта.

АНТ-20 «Максим Горький» - 8-моторный самолет

17 июня 1934 г. летчик-испытатель М.М. Громов совершил первый полет на самолете-гиганте АНТ-20 «Максим Горький», а через два дня, 19 июня, он провел его над Красной площадью во время встречи героев челюскинской эпопеи. В том же году на самолете были установлены два мировых рекорда грузоподъемности (10 и 15 т) на высоту 5000 м. 18 мая 1935 г. самолет «МГ» погиб в демонстрационном полете над Москвой. Сопровождающий его истребитель И-5 (летчик-испытатель Н.Б. Благин) пытался совершить «мертвую петлю» вокруг крыла «МГ», но врезался в него, погибнув сам и погубив большую группу находящихся на борту работников ОКБ. Самолет «Максим Горький» был уникален и по своим размерам, и по своему целевому назначению. Размах его крыла 63 м, ширина в месте стыковки с фюзеляжем —11м при толщине 2,15 м, площадь крыла 486 м2.

Разработка и постройка в короткий срок, менее чем за один год, первоклассного тяжелого самолета со специальным оборудованием была крупным достижением советских конструкторов и советской авиапромышленности. С учетом опыта разработки и постройки «Максима Горького» в 1938 г. был построен его шестимоторный дублер АНТ-20бис на 64 пассажира. Под обозначением ПС-124 (Л-760) он несколько лет эксплуатировался на линии Москва — Минеральные Воды.

АНТ-20 «Максим Горький» - 8-моторный самолет

Катастрофа

Просуществовал самолёт чуть больше года. 18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью им. Горького. Лётчик ЦАГИ Н. С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И. В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина. Оператор Щекутьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полета. Перед Н. П. Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов, он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах.

Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Но полёт приобрёл угрожающий характер: Благин на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Благин бросил свой истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронёсся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20.

Истребитель Благина врезался в средний мотор, выбил его ударом. Тот отвалился и упал вниз, а машина Благина застряла в образовавшемся рваном отверстии крыла. Воздушный гигант этот страшный таран выдержал. Не исключено, что Михеев с Журовым посадили бы его, если бы у И-5 не оторвалась хвостовая часть, которая нанесла второй, уже смертельный удар по «Максиму Горькому», врезавшись в органы управления. Он медленно завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе. Через несколько секунд прогремел страшный взрыв, и самолёт рухнул на дачный посёлок Сокол. Погибло 49 человек, в том числе Благин, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей. Киносъёмка катастрофы исчезла (возможно, находится в засекреченных материалах дела).

АНТ-20 «Максим Горький» - 8-моторный самолет

Истребитель И-5 врезается АНТ-20 Максим Горький

Тактико-технические характеристики АНТ-20 Максим Горький

- Первый полёт: 17 июня 1934 года
- Всего построено: 2
- Производитель: КБ Туполев, СССР

Экипаж АНТ-20 Максим Горький

- 20 человек

Вместимость АНТ-20 Максим Горький

- персонал: 8 чел
- пассажиры: 72 чел.

Двигатели АНТ-20 Максим Горький

- Тип двигателя: 8 × М-34ФРН
- Тяга (мощность): 8 × 750 л. с.

Скорость АНТ-20 Максим Горький

- Крейсерская скорость: 275 км/ч
- Длина разбега: 350—400 м

Дальность полёта АНТ-20 Максим Горький

- 1000 км

Практический потолок АНТ-20 Максим Горький

- 7500 м

Габаритные размеры АНТ-20 Максим Горький

- Длина: 33,0 м
- Высота: 11,25 м
- Размах крыла: 63 м
- Площадь крыла: 486 м²

Вес АНТ-20 Максим Горький

- Масса пустого: 28,5 т
- Максимальная взлётная масса: (в перегруз) 53 т

Фото АНТ-20 Максим Горький

АНТ-20 «Максим Горький» - 8-моторный самолет

АНТ-20 «Максим Горький» - 8-моторный самолет

Пассажирский самолет АНТ-20бис (ПС-124)

Пассажирский самолет АНТ-20бис (ПС-124)