МиГ-8 «Утка» - экспериментальный самолет

В феврале 1945 г. в ОКБ-155 была начата работа над экспериментальным самолетом МиГ-8. В пояснительной записке к аванпроекту конструкторы А.И. Микоян и М.И. Гуревич обосновали постройку этого самолета следующим образом: «Самолет типа «утка» спроектирован и построен нами как экспериментальный с целью проверки устойчивости и управляемости машин данной схемы в воздухе и проверки работы крыла с большой стреловидностью...» Самолет схемы «утка» имеет горизонтальное оперение впереди, а крыло сзади. Продувки модели в аэродинамической трубе Т-102 ЦАГИ позволяли получить максимальную скорость 240 км/ч.

МиГ-8 «Утка» - экспериментальный самолет

Самолет МиГ-8 выполнен по схеме «утка» и представлял собой под-косный высокоплан с неубирающимся шасси с носовым колесом (первая носовая стойка на самолетах ОКБ). Высокое расположение крыла и размещение двигателя в хвостовой части фюзеляжа обеспечивали пилоту отличный обзор вперед и в стороны. Носовая часть фюзеляжа заканчивается балкой, на которой установили горизонтальное оперение. Хвостовая часть фюзеляжа переходила в моторный отсек, который заканчивался коком винта. Двигатель М-11Ф мощностью 110 л.с. с двухлопастным деревянным толкающим винтом диаметром 2,35 м полностью закапотирован, кроме пяти головок цилиндров. Топливо размещалось в двух бензобаках, установленных в корневых частях крыла по одному с каждой стороны. Деревянное крыло с полотняной обшивкой имело стреловидность 20°.

МиГ-8 «Утка» - экспериментальный самолет

Первый полет самолет МиГ-8 совершил 13 августа 1945 г., пилотировал машину летчик-испытатель А.И. Жуков. На первом этапе летных испытаний проверялись устойчивость и управляемость самолета. Для обеспечения большой надежности на самолете были установлены концевые предкрылки с постоянной щелью. По рекомендации ЦАГИ для приведения в соответствие путевой и поперечной устойчивости крылу придали обратное поперечное V в Г, а концевые шайбы развернули на 10° верхними концами внутрь крыла. Затем на заводе кили переставили на середину крыла. 21 февраля 1946 г. доработанный самолет совершил первый полет.

На втором этапе испытаний изучались штопорные характеристики самолета. В процессе испытаний крыло вновь подвергли доработке: были установлены законцовки крыла с большим отрицательным углом поперечного V и сняты предкрылки. Опасения в отношении штопорных свойств самолета не подтвердились. Самолет входил в преднамеренный штопор неохотно и, после того как летчик бросал управление, «выскакивал» из него «как пробка из воды». Программа испытаний была полностью выполнена в мае 1946 г. ОКБ, учитывая хорошие летные данные, предприняло попытку предложить этот самолет Аэрофлоту, однако ничего не получилось. Самолет МиГ-8 использовался в качестве связного и транспортного самолета ОКБ. За все время его эксплуатации не было ни одной аварии или предпосылки к летному происшествию.

МиГ-8 «Утка» - экспериментальный самолет

Тактико-технические характеристики МиГ-8 Утка

- Первый полёт: 1945
- Начало эксплуатации: 1946
- Всего построено: 1

Экипаж МиГ-8 Утка

- 1 чел.

Вместимость МиГ-8 Утка

- 2 пассажира

Двигатель МиГ-8 Утка

- 1 × звёздообразный М-11
- Тяга (мощность): 1 × 110 л.с
- Запас топлива: 0,14 т

Скорость МиГ-8 Утка

- Максимальная скорость: 220 км/ч

Дальность полёта МиГ-8 Утка

- 500 км

Практический потолок МиГ-8 Утка

- 5200 м

Габаритные размеры МиГ-8 Утка

- Длина: 7 м
- Высота: 2,48 м
- Размах крыла: 9,5 м
- Площадь крыла: 15 м²
- Шасси: трёхопорное неубирающееся с передней стойкой

Вес МиГ-8 Утка

- Масса пустого: 0,746 т
- Снаряжённый вес: 1,09 т
- Максимальная взлётная масса: 1,15 т

Фото МиГ-8 Утка

МиГ-8 «Утка» - экспериментальный самолет

Чертеж МиГ-8 'Утка'