Артиллерийский тягач «Коминтерн»

В 1924 году на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) начался выпуск гусеничного трактора «Коммунар», который использовался в Красной Армии для буксировки тяжелых артиллерийских систем. Однако к 1930 году этот трактор морально устарел и уже не отвечал требованиям по мощности и по скорости буксировки. Поэтому входе реализации программы «большой (тяжелый) трактор» для Красной Армии по заданию Главного артиллерийского управления конструкторами ХПЗ был разработан в 1933 году новый гусеничный тягач «Коминтерн».

Артиллерийский тягач «Коминтерн»

В 1934 году началось его серийное производство. Выпуск «Коминтернов» был довольно длительным. Всего до 1940 года было построено около 1800 машин этого типа, которые использовались для буксировки практически всех орудий артиллерии Резерва Главного командования (РГК) (калибра 152 мм, иногда и 203-мм гаубицы Б-4 на гусеничном ходу). В целях унификации конструкция тягача базировалась на использовании большого числа узлов и агрегатов серийного среднего танка Т-24. Первоначально машина обладала недостатками, которые постепенно устранялись конструкторами и производителями. Первые образцы «Коминтерна», выполненные по схеме обычного гусеничного трактора, не имели преимуществ по сравнению с «Коммунаром». Однако позднее была кардинально пересмотрена компоновка тягача. В частности, он получил вид тягача, к которому все привыкли. «Коминтерн» оснастили грузовой платформой, закрытой кабиной и тяговой лебедкой. Новая машина в целом отвечала требованиям по буксировке артиллерийских систем калибра 152 мм (вес буксируемых орудий - до 11000 кг, скорость буксировки - 15 км/ч).

Артиллерийский тягач «Коминтерн»

«Коминтерн» стал первым отечественным специально сконструированным тягачом, в ходе разработки и производства которого была найдена оптимальная компоновка. Тягач имел закрытую кабину, в передней части которой по-автомобильному под капотом размещался базовый двигатель. Трансмиссия была аналогична автомобильной: имелась обычная коробка передач, дисковое сцепление и карданный вал. Ведущие колеса гусеничного движителя были задними. Два опорных катка и один поддерживающий собирались в единый блок на вертикально расположенных упругих элементах (спиральных пружинах, защищенных кожухами). Таких блоков по каждому борту тягача было четыре. Все опорные и поддерживающие катки ходовой части имели резиновые бандажи.

Появление на вооружении артиллерийских систем калибра 203-305 мм потребовало от артиллерийских тягачей большего, чем у «Коминтерна» тягового усилия. Поэтому в дальнейшем его заменил более современный и мощный «Ворошиловец». Компоновка у него осталась такой же, как и у «Коминтерна», но он получил усиленные трансмиссию и ходовую часть, а также дизельный двигатель В-2В (дефорсированный вариант танкового мотора для Т-34).

Артиллерийский тягач «Коминтерн»

Тактико-технические характеристики тягача Коминтерн

- Года производства: 1934-1940
- Привод: механический
- Вместимость: 2+12

Грузоподъёмность тягача Коминтерн

- 2000 кг

Вес тягача Коминтерн

- Масса: 10500 кг
- Масса прицепа: 12 т

Габаритные размеры тягача Коминтерн

- Длина: 5765 мм
- Ширина: 2208 мм
- Высота: 2538 мм
- Дорожный просвет: 400 мм
- База опорных катков: 3278 мм
- Ширина гусениц: 360 мм
- Колея по серединам гусениц: 1530 мм

Двигатель тягача Коминтерн

- карбюраторный бензиновый, КИН: (131 л. с.)
- объём: 15095 см³
- мощность: 131 л. с.
- обороты двигателя: 1280 об/мин
- конфигурация: рядный, верхнеклапанный
- число цилиндров: 4
- степень сжатия: 4,65

- Удельное давление на грунт: 0,495 кгс/кв.см
- Запас хода: по шоссе — 220 км, по грунту — 170 км

- Скорость по шоссе: 30,5 км/ч.

Фото тягачей Коминтерн

Захваченные немцами артиллерийские тягачи 'Коминтерн'

Артиллерийские тягачи 'Коминтерн' на параде буксируют пушки Бр-2

203-мм гаубицы Б-4, буксируемые тягачами «Коминтерн» по Красной Площади во время первомайского парада 1941 года. Гаубицы Б-4 входили в состав гаубичных артиллерийских полков большой мощности Резерва Главного Командования.

Коминтерн - советский артиллерийский тягач

Коминтерн - советский артиллерийский тягач

Коминтерн - советский артиллерийский тягач

Коминтерн - советский артиллерийский тягач