Истребитель МиГ-9

МиГ-9 - первый советский турбореактивный истребитель. Задание создать в короткий срок скоростной реактивный истребитель ОКБ, возглавляемое А.И. Микояном и М.И. Гуревичем, получило за несколько месяцев до окончания Отечественной войны. Двигателя, который развивал бы тягу, обеспечивающую самолету расчетную скорость, в то время в стране не было. Приходилось рассчитывать только на трофейные немецкие реактивные двигатели, захваченные в Германии. Был даже захвачен один из заводов, где делали двигатели БМВ-003 и ЮМО-004.

Истребитель МиГ-9 - видео

ОКБ выбрало для своего будущего истребителя два двигателя БМВ-003 с тягой 800 кгс каждый. В предварительной проработке самолет представлялся монопланом с двумя двигателями, расположенными под крылом, как на Ме-262. Но затем по инициативе А.И. Микояна такая схема была отвергнута, и весь проект стал делаться заново, с установкой двух двигателей рядом в фюзеляже. В такой компоновке крыло оставалось аэродинамически чистым, уменьшалось лобовое сопротивление. Результаты продувок в аэродинамической трубе ЦАГИ показали преимущество такой компоновки.

Истребитель МиГ-9

В конце осени 1945 г. был утвержден проект и началась постройка макета. После утверждения макета вышел приказ №157, по которому ОКБ предписывалось построить самолет И-300 («Ф»). Самолет представлял собой среднеплан с прямым крылом и двумя двигателями. Кабина летчика негерметичная. Впервые на советском истребителе было применено трехколесное шасси. На самолете установили одну пушку Н-57 в носовой части фюзеляжа, в перегородке воздухозаборника, и две пушки НС-23 внизу.

6 марта 1946 г. первый опытный самолет И-300 (Ф-1) был построен. Начавшиеся наземные испытания выявили и первые «сюрпризы». При гонке двигателей выхлопные струи создавали такое разрежение, что самолет начинал садиться на хвост. Срочно была переделана хвостовая часть фюзеляжа. Другой проблемой была теплозащита хвостовой части фюзеляжа от выхлопных газов. Установленный экран из жаропрочной стали и дюралевая обшивка фюзеляжа расширялись по-разному, приводя к деформации. Пришлось устанавливать подвижную конструкцию экрана с охлаждением. При первых запусках началась вибрация экрана, и снова искали новое решение.

Истребитель МиГ-9

К середине апреля 1946 г. опытный И-300 был готов к летным испытаниям. Проведение летных испытаний было поручено очень опытному летчику-испытателю ЛИИ А.Н. Гринчику. 12 апреля он выполнил первую рулежку, 15 апреля первый подскок, а 19 апреля совершил первый подлет на 4 метра. И наконец, 24 апреля 1946 г. в 11 часов 12 минут, первый реактивный самолет СССР выполнил первый полет. 11 июля 1946 г. решено было показать новую реактивную технику руководству МАП. Приближаясь к аэродрому на большой скорости, самолет А.Н. Гринчика на высоте около 50 м перевернулся на спину и врезался в землю. Причина — оторвался обтекатель крыла, который разрушил стабилизатор. Пока проходили испытания, строились еще два самолета, Ф-2 и Ф-3. На Ф-3 летчик М.Л. Галлай провел испытания пушки Н-57. До него и после него никто из пушек подобного калибра в воздухе не стрелял. После этих испытаний А.И. Микоян решил перейти на более умеренный калибр — 37 мм.

МиГ-9 после испытаний был запущен в серийное производство. 18 августа 1946 г. Г.М. Шиянов показал самолет на воздушном параде в Тушино. На заводе в Куйбышеве построили 10 самолетов МиГ-9 для воздушного парада к 7 ноября, однако парад не состоялся из-за погоды.

Истребитель МиГ-9

Модификации МиГ-9

И-301Т (МиГ-9УТИ) — двухместный учебно-тренировочный самолет;

И-307 — истребитель с форсированными двигателями РД-20Ф;

И-308 (МиГ-9М) — истребитель с двигателями РД-21;

МиГ-9Л — летающая лаборатория для испытания системы наведения самолета-снаряда КС-1.

Истребитель МиГ-9

Тактико-технические характеристики МиГ-9

- Первый полёт: 24 апреля 1946 года
- Начало эксплуатации: 1946 год
- Конец эксплуатации: 1950-е годы
- Годы производства: 1946 — 1948
- Единиц произведено: 602

Экипаж МиГ-9

- 1 пилот

Размеры МиГ-9

- Длина: 9,75 м
- Размах крыла: 10,0 м
- Высота: 3,225 м
- Площадь крыла: 18,2 м²
- Профиль крыла: ЦАГИ 1-А-10 - корень крыла, ЦАГИ 1-В-10 - законцовка крыла
- Нагрузка на крыло: 278 кг/м²
- База шасси: 3,02 м

Вес МиГ-9

- Масса пустого: 3533 кг
- Нормальная взлётная масса: 4988 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 1298 кг
- Объём топливных баков: 1595 л

Двигатель МиГ-9

- 2 × ТРД РД-20
- Тяга: 2 × 7,8 кН (800 кгс)
- Тяговооружённость: 0,316

Скорость МиГ-9

- Максимальная скорость у земли: 864 км/ч
- Максимальная скорость на высоте 5000 м: 910 км/ч
- Максимальная скорость на высоте 10000 м: 853 км/ч
- Скороподъёмность: у земли 22,0 м/с; на высоте 5000 м. 17,4 м/с
- Время набора высоты: 5000 м за 4,3 мин; 10000 м за 10,8 мин
- Длина разбега: 950 м (при массе 4950 кг)
- Длина пробега: 1060 м (при массе 3760 кг)

Дальность полета МиГ-9

- на высоте 1000 м: 430 км
- на высоте 5000 м: 605 км
- на высоте 10000 м: 800 км
- Продолжительность полёта: на высоте 1000 м. 45 мин; на высоте 5000 м. 1 ч 4 мин; на высоте 8500 м. 1 ч 21 мин

Практический потолок МиГ-9

- 13 500 м

Вооружение МиГ-9

Стрелково-пушечное:
- 1 × 37 мм пушка Н-37 с 40 патр.
- 2 × 23 мм пушки НС-23 с 80 патр. на ствол.

Фото МиГ-9

Истребитель МиГ-9