После успешных испытаний самолета П-1 КБ Н.Н. Поликарпова приступило к разработке его усовершенствованного варианта. Тем более что 13 октября 1926 г. на заседании Технического совета Авиатреста при рассмотрении статических испытаний самолета П-1 был поставлен вопрос об изменениях конструкции. Предполагалось иметь в серийных самолетах П-1 вооруженную кабину наблюдателя. Независимо от этого предполагалось поднять хвостовую часть фюзеляжа, изменить конструкцию шасси и Моторную установку.
В конце декабря 1926 г. У ВВС выдало официальное задание на установку вооружения и оборудования на самолет П-1 с двигателем БМВ IVa. 5 января 1927 г. Технический совет Авиатреста поручил ОСС ЦКБ проработать этот вопрос и построить макет самолета. Но лицензию на производство двигателей БМВ IVa не приобрели. Поэтому серийную постройку машины решили вести с двигателем М-6 мощностью 300 л.с., который уже был освоен нашей промышленностью. В феврале 1927 г. был подготовлен макет самолета П-1 с М-6. Макетная комиссия его утвердила.
Новый самолет получил обозначение П-2, или П2-М6. Все расчеты в 1927 г. переслали в Технический совет, а затем в НТК У ВВС. НТК признал целесообразным из строящейся серии в 10 штук самолетов П1-БМВ4 две машины построить с вооружением и съемными моторными установками под моторы БМВ-IV и М-6 с тем, чтобы создание и испытание этих самолетов были произведены под наблюдением ЦКБ Авиатреста. Однако вскоре возникло решение отказаться от серийной постройки невооруженных тренировочных машин. 18 июля 1927 г. Авиатрест известил директора завода № 1 о том, что «заказ на 10 самолетов П1-БМВ14 аннулируется, ввиду чего Вам предлагается прекратить дальнейшую работу по вышеупомянутому заказу». Из-за отмены заказа постройку двух самолетов с вооружением ОСС ЦКБ пришлось вести исключительно своими силами.
Фото самолета П-2
Вследствие того, что на самолет П-1 устанавливался другой двигатель, ЦКБ спроектировал совершенно новую машину П2-М6. Самолет был оснащен бомбардировочным вооружением, пулеметами «максим», «льюис», радиостанцией, фотооборудованием. Испытания П2-М6 завершились к лету 1928 г. Летные характеристики при такой мощности двигателя оказались неплохими: у земли самолет развивал максимальную скорость 206 км/ч, достигал практического потолка 5660 м. Разбег составлял 80— 90 м (7 секунд). В отчете об госиспытаниях самолета П2-М6 имелись многочисленные замечания, особенно из-за штопорных свойств. Но в конечном итоге было принято решение о развертывании серийного производства на заводе № 23 в Ленинграде.
Испытания второго экземпляра П-2 чуть не закончились катастрофой, летчик-испытатель Б.Л. Бухгольц спасся на парашюте. В воздухе у самолета отвалилось нижнее крыло. Было решено головной серийный экземпляр испытать с узлами крепления нижнего крыла от истребителя И-3. Однако к концу 1929 г. идея легкого корпусного разведчика себя уже изжила ввиду развития авиации. Поэтому решили отказаться от доводки П-2 и прекратить его серийное производство. К этому времени завод № 23 построил 55 машин, половина из которых была передана заказчику.
Тактико-технические характеристики самолета П-2
Экипаж, чел. | 2 |
Двигатель, тип х кол, название | ПД х 1, М-6 |
Мощность, л.с. | 300 |
Размах крыла, м / площадь крыла, м2 | 10,4/28,0 |
Длина самолета / высота самолета, м | 9,75/н/д |
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг | 1470 /1000 |
Полной нагрузки, кг | 470 |
Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч | 107/206 |
Практический потолок, м | 5680 |
Максимальная дальность, км | 800 |
Вооружение | 2 пулемета 7,62-мм |