Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий» - самолет-разведчик

После построенных первых двух самолетов, А.Н. Туполев приступил к созданию третьей своей машины — АНТ-3. В начале 1924 г., по распоряжению начальника ВВС страны П.И. Баранова, ЦАГИ получили технические требования на разработку самолета-разведчика. Был оформлен специальный договор с ЦАГИ на постройку самолета-разведчика Р-3 и запуска его в массовую серию.

Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий» - самолет-разведчик

Самолет представлял собой одномоторный двухместный полутораплан, за кабиной летчика которого располагалась отдельная кабина стрелка-наблюдателя с вооружением и специальным оборудованием. Конструктор снова обратился к треугольному варианту сечения фюзеляжа с гофрированной дюралюминиевой обшивкой. Высота сечения позволяла наблюдателю работать стоя. Такая форма сечения являлась наиболее выгодной, с точки зрения прочности, и позволяла обойтись без растяжек и раскосов внутри фюзеляжа. Проект самолета был разработан всего за четыре месяца. Первый опытный самолет с двигателем «Либерти» мощностью в 400 л.с., но без вооружения, был готов летом 1925 г.

Самолет-разведчик Р-3 ЛД

Первый полет был выполнен 6 августа того же года летчиком В.Н. Филипповым. Он испытывал самолет до октября 1925 г. по программе ЦАГИ. Государственные испытания самолета проводил летчик-испытатель М.М. Громов, они были завершены в апреле 1926 г. Испытания показали достаточно высокие летные данные, и было решено выпустить самолет в круговой перелет по европейским столицам за три дня. Самолет, получивший название «Пролетарий», после тщательной всесторонней подготовки отправился в полет 31 августа 1926 г. Он был оснащен более мощным английским двигателем «Лайон» мощностью 450 л.с. Летчик М.М. Громов вместе с механиком Родзевичем пролетели по маршруту Москва — Кенигсберг — Берлин — Париж — Рим — Вена — Варшава — Москва протяженностью 7150 км за 34 ч 15 мин летного времени.

Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий» - самолет-разведчик

Этим полетом были продемонстрированы успехи советского самолетостроения и выдержка наших летчиков. Но в 1927 г. министр иностранных дел Великобритании О. Чемберлен заявляет о разрыве дипломатических отношений и аннулировании торговых соглашений с СССР. Поставки двигателей «Лайон», закупаемых за валюту, были прекращены. Серийные машины Р-3 стали оснащаться отечественными двигателями М-5 конструкции А.А. Микулина. На одной из серийных машин с мотором М-5, названной «Наш ответ» (имеется в виду Чемберлену), летчик С.А. Шестаков с механиком Д.В. Фуфаевым совершили выдающийся по тому времени перелет. Начавшийся в Москве 20 августа 1927 г., он был завершен 1 сентября в Токио. Обратный путь длился 11 дней. Самолет находился в воздухе 153 ч и пролетел расстояние 22 000 км со средней скоростью 144 км/ч.

Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий» - самолет-разведчик

Самолет-разведчик Р-3 стал первым советским цельнометаллическим самолетом, запущенным в серийное производство. Первый серийный Р-3 был выпущен в июле 1927 г. Самолет был оснащен полным комплексом вооружения, фотооборудованием, но без бомб. Испытания, проводившиеся летчиком Я.Н. Моисеевым, показали, что самолет из-за задней полетной центровки очень чувствителен. Для устранения недостатков в ЦАГИ была разработана программа летных испытаний, после которых было принято решение эксплуатировать самолет в частях ВВС с центровкой до 35% САХ. В процессе серийного производства пришлось столкнуться со многими трудностями, в том числе с оптимальным определением типа двигателя. С целью повышения летных данных разведчика в 1927 г. во Франции было закуплено 100 двигателей «Лоран-Дитрих» мощностью 450 л.с. Передняя часть самолета была удлинена на 385 мм, что улучшило его центровку. Самолет Р-3 много лет стоял на вооружении ВВС страны. Под маркой ПС-3 самолет несколько лет выполнял в Средней Азии работы по перевозке грузов, почты и даже по борьбе с саранчой. Один ПС-3 летал в Якутии почти до середины тридцатых годов.

Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий» - самолет-разведчик

Тактико-технические характеристики АНТ-3 (Р-3)

- Главный конструктор: А. Н. Туполев
- Первый полёт: 10 июля 1925 года
- Начало эксплуатации: 1929 год
- Конец эксплуатации: 1935 год
- Единиц произведено: 103

Экипаж АНТ-3 (Р-3)

- 2 (лётчик и механик)

Размеры АНТ-3 (Р-3)

- Длина: 9,9 м
- Размах крыла: 13,1 м
- Высота: 3,2 м

Вес АНТ-3 (Р-3)

- Масса пустого: 1380 кг
- Максимальная взлётная масса: 2090 кг

Двигатель АНТ-3 (Р-3)

- 1 ПД М-5 (Lorraine-Dietrich 12Eb)
- Мощность двигателей: 1 × 450 л.с.

Скорость АНТ-3 (Р-3)

- Максимальная скорость: 194 км/ч
- Крейсерская скорость: 181 км/ч
- Скороподъёмность: 112 м/мин

Дальность полета АНТ-3 (Р-3)

- 700 км

Практический потолок АНТ-3 (Р-3)

- 5000 м

Вооружение АНТ-3 (Р-3)

- 3 пулемета 7,62-мм
- 10 10-кг бомб

Фото АНТ-3 (Р-3)

Фото самолета Р-3 (АНТ-3) 'Пролетарий'

Самолет Р-3 ЛД, Среднеазиатский военный округ, 1931 г.

Самолет Р-3 ЛД, Среднеазиатский военный округ, 1931 г.