УТБ-2 - учебно-тренировочный бомбардировщик

После окончания Второй мировой войны на вооружении ВВС СССР находилось еще достаточно много фронтовых бомбардировщиков Ту-2. Во время войны решить проблему создания его учебного варианта с размещением инструктора на рабочем месте штурмана не было возможным. Но такой учебный самолет мог решить только небольшую проблему — переучивания летчиков на Ту-2 и его модификации. Однако решить задачу массовой подготовки летчиков бомбардировочной авиации в училищах машина не могла. Тем более что в послевоенное время развернулось строительство дальнего бомбардировщика Ту-4 с рядным расположением пилотов.

УТБ-2 - учебно-тренировочный бомбардировщик

Так возродилась довоенная идея учебно-тренировочного бомбардировщика первоначального обучения, причем для подготовки не только летчиков, но и воздушных стрелков и штурманов. Построенный учебный самолет УТ-3 конструкции А.С. Яковлева так и не пошел в серию. В конце 1945 г. задание на разработку такого самолета поручили ОКБ П.О. Сухого. ОКБ А.Н. Туполева в то время было занято более актуальными проектами и отказалось от разработки учебного варианта. В соответствии с тематическим планом МАП на 1946 г. требовалось создать учебно-тренировочный бомбардировщик с максимальной скоростью не менее 375 км/ч на высоте 2000 м, практическим потолком 6000 м и дальностью 800 км. Он должен был поднимать до 200 кг и в перегрузку до 400 кг бомб. Хотя самолет рассчитывался на экипаж из трех человек, в нем предусмотрели четыре рабочих места — для двух пилотов и штурмана в носовой кабине и стрелка-радиста в задней.

Для реализации проекта был взят серийный бомбардировщик Ту-2. П.О. Сухой решил сделать его проще, легче, дешевле и безопаснее для обучения молодых летчиков. Машина получила обозначение УТБ (учебно-тренировочный бомбардировщик). Была полностью переделана носовая часть фюзеляжа, в ней разместили курсанта и инструктора в ряд. Из-за этого фюзеляж получил специфическую форму головастика. Бомбовую нагрузку разместили на наружной подвеске, а грузоотсек заделали. Двигатели заменили на менее мощные карбюраторные АШ-21 (однорядная звезда воздушного охлаждения) взлетной мощностью 700 л.с. В связи со значительно меньшим взлетным весом по сравнению с Ту-2 облегчили и шасси. Для подготовки воздушных стрелков и штурманов предусмотрели верхнюю подвижную стрелковую установку с пулеметом УБТ.

УТБ-2 с бомбами ФАБ-50

УТБ-2 с бомбами ФАБ-50

В июне 1946 г. начались заводские летные испытания УТБ-2, которые проводил летчик-испытатель Н.Д. Фиксон. Испытания показали, что самолет по основным данным почти соответствует заданию. Исключение составили лишь максимальная скорость, меньшая на 3 км/ч, и завышенная на 10 км/ч посадочная скорость. Подвеску под крылом УТБ ограничили двумя бомбами по 100 кг или четырьмя — по 50 кг. Этого было вполне достаточно для обучения курсантов. На первой серийной машине для увеличения путевой и продольной устойчивости удлинили носовую часть фюзеляжа на 300 мм, а двигатели сместили вперед на 150 мм. После всех испытаний самолет УТБ-2 был запущен в серийное производство на заводе № 381. По общему мнению летчиков, самолет отличался хорошей устойчивостью и управляемостью и мог совершать горизонтальный полет на одном двигателе.

Самолет эксплуатировался не только в училищах, но и в строевых частях. Их использовали в качестве буксировщиков мишеней, предназначавшихся для тренировки летчиков-истребителей. Часть машин передали в ГВФ для подготовки пилотов гражданской авиации. В 1950 г. шесть экземпляров были поставлены в Польшу и эксплуатировались там до 1955 г. С наступлением эпохи реактивной авиации их сменили учебные Ил-28У.

УТБ-2 - учебно-тренировочный бомбардировщик

Тактико-технические характеристики УТБ-2

Экипаж УТБ-2

- 4 человека

Размеры УТБ-2

- Размах крыла, м: 18.86
- Длина, м: 13.99
- Высота, м: 4.45
- Площадь крыла, м2: 48.80

Вес УТБ-2

- Масса пустого самолета: 5386 кг
- Масса максимальная взлетная: 6546 кг

Двигатель УТБ-2

- 2 ПД АШ-21
- Мощность, л.с.: 2 х 700

Скорость УТБ-2

- Максимальная скорость у земли: 352 км/ч
- Максимальная скорость на высоте: 380 км/ч
- Крейсерская скорость , км/ч: 332

Дальность полета УТБ-2

- 950 км

Практический потолок УТБ-2

- 7100 метров

Вооружение УТБ-2

- один 12.7-мм пулемет УБТ и до 200 кг бомб

Фото УТБ-2

УТБ-2 - учебно-тренировочный бомбардировщик