«Касяненко-4» - опытный самолет

Братья Касяненко, построившие уже не один самолет, мечтали создать машину с маломощным двигателем, пригодную для широкого использования. Свою мысль Е.И. Касяненко высказал, выступая с докладом в Воздухоплавательном кружке Киевского политехнического института и в Харьковском отделении Русского технического общества.

В поисках типа такого самолета он с братьями построил к лету 1913 г. на Куреневском аэродроме под Киевом моноплан с «оживленными» крыльями и с двигателем «Анзани» мощностью всего в 15 л.с. Этот моноплан, достаточно совершенный по форме, может считаться первой авиеткой в нашей стране, поскольку он создавался с определенной идеей использования двигателя наименьшей мощности. Аппарат представлял собой нормальный средне план с прямоугольными крыльями, с небольшой аэродинамической закруткой, без стабилизатора. Самолет по своей схеме и конструктивному исполнению должен был хорошо летать, но слишком слабый двигатель мешал этому. Скорость его достигала 60 км/ч, а потолок составлял всего 30 м, но разбег его был слишком велик. Испытывал самолет известный летчик П.Н. Нестеров.

Тактико-технические характеристики самолета Касяненко-4

Экипаж, чел........................1
Двигатель........................ПД х 1, «Анзани»
Мощность, л.с........................15
Размах крыла, м / площадь крыла, м2........................9,5 / 16,4
Длина самолета / высота самолета, м........................7,0 / н/д
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг........................270 / 175
Полной нагрузки, кг........................95
Максимальная скорость у земли, км/ч........................60
Практический потолок, м........................30