ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
СНАРС-250 / НИР И-64


Самонаводящийся авиационный ракетный снаряд / ракета класса "воздух-воздух". Предварительные проработки по тематике создания ракет "воздух-воздух" проводились группой инженеров НИИ-1 МАП в филиале НИИ №1 - бывшем заводе №293 в Химках. В июне 1946 г. филиал преобразован в самостоятельный завод. Директором завода и главным конструктором ОКБ при заводе назначен М.Р.Бисноват, заместителем - В.Н.Елагин.

Разработка ракеты "воздух-воздух" задана Постановлением Совмина СССР №1175-440сс от 14 апреля 1948 г. и приказом МАП от 11.05.1948 г. и поручена КБ завода №293 под руководством М.Р.Бисновата (п
озже - ОКБ-4, ныне - МКБ "Молния"). Тактико-технические требования к ракете выданы 4-м Управлением ГК НИИ ВВС 09.06.1948 г. Изначально разработка велась в качестве НИР. Предполагалось применение метода наведения, который являлся прообразом распространенного позже метода пропорционального сближения. В соответствие с заданием снаряд предназначался для поражения бомбардировщиков из задней полусферы (ЗПС) в догон, летящих на скоростях до 150-300 м/с и дальностях до 5000 м. Скорость сближения при этом должна была быть не менее 100 м/с. Постановлением устанавливался срок готовности эскизного проекта - сентябрь 1948 г. - из-за сложности проекта срок не был соблюден. К концу 1948 г. не были готовы проектные материалы смежников - завода №40 и НИИ-885. В первом квартале 1949 г. КБ завода №293 (головной исполнитель) представило заказчику комплексный технический проект. Так же в 1948 г. начаты продувки моделей ракеты в различной компоновке в аэродинамических трубах ЦАГИ Т-106М и Т-112.

В 1948 г. заводом №293 разработаны и построены опытные экземпляры "изделий 9" для исследований в аэродинамических трубах ЦАГИ. В 1949 г. проведены летные испы
тания "изделий 9" - летающей модели с ЖРД для отработки аэродинамики на больших скоростях полета. Кроме "изделий 9" заводом были выпущены летные модели (заводской шифр "14/12" или "12", ЛМ-12) для дальнейших исследований с различными профилями крыла и оперения. В 1948 г. было построено 6 экземпляров ЛМ-12 и одна модель прошла испытания в ЦАГИ. Летом 1949 г. в ЛИИ МАП выполнено несколько пусков ЛМ-12. В 1948 г. так же выпущен эскизный проект "изделия 14" - собственно снаряда темы НИР И-64.

В 1949 г. на специальном макете начата увязка бортового оборудования ракеты и в этом же году начата сборка аэродинамически подобных ракет с автономным управлениям ("объект 20"). На борту ракет "объект 20" была размещена контрольно-записывающая и измерительная аппаратура для снятия параметров полета. В том же 1949 г. на первой серии "объектов 20" начались испытания объектов на специально дооборудованном подвесками и системой пуска самолете Ту-2. В 1950 г. проведены баллистические пуски ракет "объект 20" без системы наведения.

Проекции ракеты СНАРС-250 (http://www.airwar.ru).
На основе материалов испытаний летающих моделей была выработана предварительная компоновка самого снаряда темы И-64 - изделия "14". По уточненным ТТТ ГК НИИ ВВС в 1949 г. подготовлен и выпущен совместно со смежниками комплексный технический проект (утвержден ВВС в апреле 1950 года), а в течении 1950 г. было организовано производство малыми сериями изделий экспериментальной партии ("14-Э") объекта И-64.

Результаты испытаний "объектов 20" позволили Постановлением Совмина №4812-2090 от 4 декабря 1950 г. перевести работы из стадии НИР с стадию ОКР. Постановлением предусматривалось проведение начиная со второго квартала 1951 г. пусков 10 ракет с радиолокационными ГСН и начиная с третьего квартала 1951 г. - пусков 10 ракет с ИК ГСН, а начиная с первого квартала 1952 г. планировалось приступить к заводским испытаниям трех партий по 20 ракет со всеми типами ГСН. В итоге в 1951 г. заводом изготовлены только по 10 ракет для радиолокационной и тепловой ГСН. Из-за задержки с наземной отработкой ГСН и автопилота ракеты натурные пуски в 1951 г. не производились. 5 тепловых ГСН поступили на завод №293 только 30 декабря 1951 г. - с ними были собраны первые 5 комплектных ракет.

Для проведения испытания переоборудовано два самолеты Ту-2, которые были испытаны с ракетами на подвеске. Отработано телеметрическое оборудование и средства имитации целей, размещаемые на привязных аэростатах ВАЗ-1. В мае-июле 1952 г. выполнено первые 4 автономных пуска ракет - без задействования системы наведения. Два из четырех пусков прошли успешно. В августе-октябре 1952 г. производились испытания шести ракет с ИК ГСН "0-3". Из шести пусков только первый пуск по цели - Луне - был успешен. В остальных пусках ракета теряла стабилизацию из-за малого угла захвата ГСН и из-за заклинивания рулей по каналам курса и тангажа. В сентябре-октябре 1952 г. так же проведены пуски ракет с радиолокационной ГСН "Удар". Лишь один пуск признан успешным - при пуске с удаления в 4.5 км ракета отклонилась на 5-6 град. от направления на цель, но затем компенсировала отклонение и прошла в 11 м от цели. При радиусе срабатывания радиовызрывателя в 25 м (согласно ТТЗ) цель вероятно была бы поражена. Остальные пуски завершились самопроизвольным заклиниванием рулей. К концу 1952 г. летные испытания были прерваны для внесения доработок в ракету. Надо отметить так же и некомплектность испытывавшихся ракет - смежники к концу 1952 г. еще не начали отработку ни радиовзрывателя ни штатного бортового источника тока. Основными причинами неудач надо принать недоработанный автопилот АП-27, нехватку специалистов по системам управления в КБ завода №293, загруженность КБ работами еще и по противокорабельной ракете "Шторм".

В мае 1953 г. планировалось провести 8 пусков доработанных ракет СНАРС-250, но 19 февраля 1953 г. по Постановлению Совмина СССР №533-271 КБ М.Р.Бисновата ликвидировано с передачей территории и части сотрудников КБ-1 (С.Л.Берия и П.Н.Куксенко).


Конструкция
- ракеты выполнена по аэродинамической схеме "утка" с Х-образным расположением ромбовидных крыльев и "+" -образным расположением трапецевидных рулей. Рулями обеспечивалось управления по курсу и высоте. Компоновка ракеты (начиная с головы) - ГСН, рулевой отсек с агрегатами управления аэродинамическими рулями, боевая часть, двигатель с удлиненным сопловым трактом.

В ракете предполагалось использование преобразователей тока электропитания разработки ОКБ-140 МАП и аккумуляторов С-8 и С-250 разработки НИАИ МПСС совместно с заводом №223 МПСС.

Небоевые варианты ракет оснащались парашютной системой спасения разработки НИЭИ ПДС Минлегпрома.

Система управления и наведение - предполагалось использование двух типов ГСН - теплово и полуактивной радиолокационной. Обе ГСН не имели привода координатора ("не следили"). Также прорабатывался вариант с телевизионной ГСН, позволявшей использовать снаряд для атаки целей как в задней, так и в передней полусферах.

Разработка полуактивной радиолокационной ГСН "Удар" велась НИИ-17 МАП СССР под руководством гл
авного конструктора А.Б.Слепушкина. Здесь же разрабатывался радиолокационный облучатель подсвета полуактивной РГС для установки на самолет-носитель.

Тепловая ГСН "0-3" / И-96 разрабатывалась под руководством С.Н.Николаева в СКВ-2, входящем в ЦКБ-393 при заводе №393 Министерства вооружений СССР.

Автопилот АП-27 разрабатывался в КБ завода №118 под руководством В.Н.Соркина.


Для визуального контроля полета ракеты на ракете устанавливался трассер разработки и производства ГСКБ-47 МСХМ. Телеметрическое оборудование производил завод №224 МАП.

Двигатель - пороховой РДТТ ПРД-1200-9 тягой 1220 кг разработки КБ завода №81, главный конструктор - И.И.Картуков. Двигатель был выполнен в виде отдельной конструкции устанавливающейся в корпус ракеты. Для снижения влияния выгорания топлива на центровку двигатель размещен ближе к центру масс, а сопло двигателя выполнено в виде длинной трубы, доходящей до хвостовой части корпуса ракеты.
Время работы двигателя - 9 с

ТТХ ракет:
Длина - 4200 мм
Диаметр корпуса - 320 мм
Размах крыла - 1527 мм

ТТЗ на проект технический проект ТТХ по Пост. СМ СССР от 04.12.1950 г.
Масса 250 кг по ТТЗ и около 300 кг в ходе разработки на стадии НИР
280 кг 250-300 кг
Масса БЧ 20 кг (масса ВВ)
40 кг 30 кг
Дальность действия 5 км (ИК ГСН по реактивным самолетам)
3 км (ИК ГСН по поршневым самолетам)
3 км (РЛ ГСН)

5 км (ИК ГСН по реактивным самолетам)
3 км (ИК ГСН по поршневым самолетам)
5 км (РЛ ГСН)
Скорость максимальная 300-400 м/с (на высоте 10000 м) 500-600 м/с 500 м/с
Высота применения до 15000 м 5000-15000 м
Время полета 25-30 с
Вероятность попадания 75%
Носители МиГ-15 Ла-200, И-320

Типы БЧ - осколочно-фугасная БЧ разрабатывалась НИИ-6 МСХМ. Подрыв БЧ должен был производиться, согласно расчетам, на дальности 25-30 или 50 метров от цели, в зависимости от типа ГСН - РЛ или ИК, соответственно.

Взрывателями разрабатывались НИИ-137 МСХМ (под руководством М.И.Лихницкого) и НИИ-504 МСХМ (радиолокационный взрыватель).

Модификации:
- "тема И-64" - проект ракеты СНАРС-250 на стадии НИР (1948 г.).

- "изделие 9" - летающая модель, испытывалась в ходе разработки эскизного проекта, оснащена ЖРД.

- "изделие 12/14" / "12" / ЛМ-12 - летные модели ракеты для отработки формы крыла и оперения, оснащена ЖРД.

- "объект 20" / "изделие 20" - аэродинамически подобная модель ракеты с автономным управлением, без системы наведения. Предназначались для баллистических пусков.

- "изделие 14" - собственно снаряд, разрабатывавшийся по теме НИР И-64, эскизный проект представлен в 1948 г. Технический проект подготовлен в 1949 г., принят ВВС в 1950 г.

- "изделие 14-Э" - экспериментальная партия снарядов, для испытаний.

Носители:
- МиГ-15 по изначальному замыслу технически мог нести под крылом две ракеты массой по 250 кг;

- Ту-2 - носитель РЛС и двух ракет по проекту на стадии НИР.

- Ла-200 и И-320 - предполагалось поставить ракету на вооружение двухдвигательных всепогодных перехватчиков по Постановлению Совмина СССР от 04.12.1950 г.

Статус: СССР - ракета разрабатывалась, прошла стадии НИР и ОКР, на вооружении не состояла.

Фото ракеты РС-1У часто ошибочно выдается в СМИ за фото ракеты СНАРС-250 (http://www.airwar.ru). Источники: Ерохин Е. СНАРС-250 (изд. "250", тема И-64). Сайт http://www.missiles.ru, 1996 г.
Марковский В., Перов К., Ракета находит цель.// Крылья Родины. N 9 / 1995.
Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 3 / 1993.
СНАРС-250. Сайт
http://www.airwar.ru, 2009 г.