КС-172 / "изделие 172" / РРВ-Л / AAM-L
КС-172С-1 / AAM-L Ракета "воздух-воздух" сверхбольшой дальности. Разработка ракеты с использованием наработок по ракете 3М83 комплекса ПВО С-300В начата ОКБ "Новатор" (г.Свердловск, ныне - Екатеринбург) в 1991 г. (в 1984 г. по данным Карпенко). Макет ракеты под названием AAM-L (Air-Air-Missile - Long range) впервые продемонстрирован в 1993 г. на выставке вооружений и военной техники в Абу-Даби и на авиасалоне МАКС-1993. По имеющейся информации, в 1993 г. проводились наземные испытания ракеты - вероятно, бросковые пуски. По данным на 2001 г. программа создания КС-172 не является приоритетной для ВВС России, а в декабре 2003 г. на авиашоу в Дубае впервые представлена экспортная модификация ракеты - КС-172С-1 - с измененной конструкцией.
Во второй половине 2000-х годов Министерство обороны России проводило конкурс по ракете "воздух-воздух" большой дальности. В конкурсе участвовало ОКБ "Новатор" с ракетой КС-172С-1 и ГосМКБ "Вымпел" с ракетой К-37. Конкурсной комиссией Министерства обороны России отказано ОКБ "Новатор" в допуске к участию в закрытом конкурсе «Создание управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности (ОКР "Графоман" - ист. - Годовой отчет)» по формальным причинам (ист. - Карпенко).

Макет ракеты КС-172 на выставке в Жуковском, 1993 г. (фото - Piotr Butovski, Nowa Technika Wojskowa №1 / 1994 г.).

Макет ракеты КС-172С-1 на авиасалоне МАКС-2005 (фото из архива Rambo54, http://militaryrussia.ru/forum/).

Макет ракеты КС-172С-1 под крылом Су-35БМ борт №901 вероятно на авиасалоне МАКС-2005 или позже (фото - Miroslav Gyurosi,http://www.ausairpower.net).
Пусковая установка - на выставке МАКС-2007 макет ракеты КС-172С-1 был подвешен под Су-35 на пусковой установке АКУ-58А.
НПП "Старт" (г.Екатеринбург) было разработано и, возможно, испытано авиационное катапультное устройство АКУ-172.

Авиационное катапультное устройство АКУ-172 (http://www.nppstart.ru).
Система управления и наведение - инерциальная система управления, вероятно, с радиокоррекцией на маршевом участке траектории и активная радиолокационная ГСН 9Б1103М на конечном этапе (80-100 км до цели). Разработчик ГСН 9Б1103М - НПО "Агат". Пуск ракеты осуществляется по целям находящимся в секторе в 90 град в передней зоне обзора самолета-носителя. Траектория ракеты на маршевом участке вероятно близка к баллистической.

ГСН 9Б1103М на выставке МАКС-2009, 21.08.2009 г. (фото - Allocer, http://ru.wikipedia.org).
Конструкция - двухступенчатая ракета. Маршевая ступень - несущий корпус с аэродинамическими рулями. В основе ракеты конструкция и двигатель второй ступени ЗУР 3М83 комплекса ПВО С-300В. Стартовая ступень варианта КС-172С-1 вероятно оснащена раскрывающимися решетчатыми стабилизаторами.

Проекции ракет КС-172 и КС-172С1 (автор - Allocer, 2009 г., http://ru.wikipedia.org).
Двигатели - стартовый РДТТ-ускоритель 3Л10 (длина 1400 мм, ист. - Карпенко) и маршевый РДТТ - аналог двигателя ЗУР 3М83;
ТТХ ракеты:
КС-172 | КС-172С1 | |
Длина | 7400 мм 5800-6000 мм (маршевая ступень) | 6000 мм / 7400 мм (по др.данным) |
Диаметр корпуса | 510 мм (стартовая ступень) 400 мм (маршевая ступень) | 400 мм / 510 мм (по др.данным) |
Размах рулей | 750 мм | |
Масса | 750 кг | 700 кг |
Масса БЧ | 50 кг | |
Дальность действия | до 400 км | 300 км |
Высота полета цели | 3 - 30000 м | |
Скорость ракеты средняя | 1400 м/с | |
Скорость цели максимальная | 4000 км/ч | |
Перегрузка цели максимальная | 12 G |
Типы БЧ - осколочно-фугасная направленного действия с неконтактным радиовзрывателем.
Модификации:
- КС-172 - базовая модель, впервые показана в 1993 г.

Макет ракеты КС-172, 1993 г. (фото - В.Друшляков, http://www.testpilot.ru)
- КС-172С1 - экспортная модификация с измененным корпусом и ТТХ, впервые показана в 2003 г.
Носители:
- МиГ-31М - в СМИ в 1990-е годы упоминался как один из возможных носителей ракеты КС-172.
- Су-35 - в СМИ в 1990-е годы упоминался как один из возможных носителей ракеты КС-172. Для самолета предназначена и ракета КС-172С-1.
- Су-30МК ВВС ИНдии - в качестве потенциального носителя экспортного варианта ракеты КС-172С-1.
- Т-50 / ПАК ФА - в СМИ в 2000-е годы упоминался как один из возможных носителей ракеты КС-172.
Статус: СССР / Россия
- 1995-1997 г.г. - находится в разработке.
Экспорт:
- Индия - проявляла интерес к участию в разработке и даже производству ракеты по лицензии. По неподтвержденным данным, Индия финансирует завершение разработки ракеты (начало 2000-х годов) .
Источники: Александров С. Чтобы война осталась "холодной". // Техника-молодежи. №12 / 2003 г.
Бутовски Петр. Новатор предлагает модифицированную ракету дальнего действия КС-172С-1. Джейнс Миссайлз энд рокетс (Джейнс – Ракетная техника), 1 марта 2004 г.
Военный паритет. Сайт http://www.militaryparitet.com, 2009 г.
Годовой отчет ОАО ОКБ "Новатор" за 2010 г. г.Екатеринбург, 2011 г.
Дмитриев А., Перспективы военной авиации. // Независимое военное обозрение. № 22 / 1997 г.
Ильин В., Су-35 - последняя новость.// Техника и оружие. N 1 / 1995 г.
Карпенко А.В. Авиационная ракета сверхбольшой дальности класса "воздух-воздух" КС-172. 2012 г. .
КС-172. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.
Марковский В., Перов К., Ракета находит цель.// Крылья Родины. N 9 / 1995 г.
Мороз С., Сделано в СССР. // Авио. № 5 / 1996 г.
На Су-35 есть даже электроплита. // Новости разведки и контрразведки. N 9-10 / 1994 г.
Су - триплан. // Крылья родины. N 3 / 1994 г.