МиГ-15 / "С" - FAGOT-A (ранее - FALCON)
МиГ-15бис - FAGOT-B
МиГ-15УТИ - MIDGET
Фронтовой истребитель. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича. Разработка самолета начата в 1946 г. Первый полет прототипа И-310 (самолет С-01) состоялся 30 декабря 1947 г. (пилот - В.Н.Юганов). Серийное производство И-310 под наименованием МиГ-15 начато в марте 1948 г. В 1949 г. истребители начали поступать в части ВВС. МиГ-15 и МиГ-15бис приняли участие в войне в Корее в 1950-1953 г.г. Один из самых крупносерийных самолетов, производился на восьми заводах СССР. Так же велись работы по дублирующему варианту проекта с прямым крылом - И-320 (ФН), прекращены.

МиГ-15 (http://kvaksiuk.com).
Экипаж - 1 чел. (МиГ-15УТИ - 2 чел.)
Конструкция - классический среднеплан со стреловидным крылом. В конструкции планера использованы дюраль Д-16Т, сталь 30ХГСА, В95.
Профиль крыла:
- в корневой части - ЦАГИ С-10С
- консоли - ЦАГИ СР-3
Двигатели:
1) И-310:
С-01 / 02 - 1 х "Nine-I" (Англия) с тягой 2230 кг;
С-03 - 1 х "Nine-II" (Англия) с тягой 2270 кг;
2) МиГ-15 первых серий - тот же двигатель переименованный в РД-45;
3) МиГ-15 основных серий - 1 х РД-45Ф с тягой 2270 кг при 12300 оборотах в минуту
Масса двигателя - 808 кг
Масса двигателя с удлинительной трубой - 852 кг
4) МиГ-15бис (первых выпусков) - 1 х ВК-1 (ВК-1А) с тягой 2700 кг;
5) МиГ-15бис (основных выпусков) - 1 х ВК-1Ф с тягой 3380 кг;
6) МиГ-15УТИ в разных сериях - РД-45Ф или РД-45ФА тягой 2270 кг или ВК-1 тягой 2700 кг;
ТТХ самолета МиГ-15:
И-310 | МиГ-15 | МиГ-15УТИ | МиГ-15 СП-1 | МиГ-15бис | МиГ-15бисП | МиГ-15бисШ | МиГ-15бис45 | |
Длина | 10,11 м | 10,038 м | 10,1 м | 10,1 м | 10,86 м | 10,86 м | 10,86 м | 11.26 м |
Длина фюзеляжа | 8,08 м | 8,08 м | ||||||
Размах крыла | 10,08 м | 10,08 м | 10,08 м | 10,08 м | 10,08 м | 10,08 м | 10,08 м | 9,6 м |
Размах стабилизатора | 3 м | 3 м | 3 м | 3 м | ||||
Высота | 3.7 м | 3.7 м | 3.7 м | 3.7 м | 3.7 м | 3.7 м | 3.7 м | 3.7 м |
Площадь крыла | 20,6 кв.м | 20,6 кв.м | 20,6 кв.м | 20,6 кв.м | 22,6 кв.м | |||
Площадь стабилизатора | 3 кв.м | 3 кв.м | 3 кв.м | 3 кв.м | ||||
Площадь тормозных щитков | 0,48 кв.м | 0,48 кв.м | 0,48 кв.м | 0,48 кв.м | ||||
Стреловидность крыла | 35 град | 35 град | 35 град | 35 град | ||||
Стреловидность стабилизатора | 40 град | 40 град | 40 град | 40 град | ||||
Колея шасси | 3,81 м | 3,81 м | 3,81 м | 3,81 м | ||||
База шасси | 3,17 м | 3,17 м | 3,17 м | 3,17 м |
Массы:
И-310 | МиГ-15 | МиГ-15СВ | МиГ-15СБ | МиГ-15УТИ | МиГ-15 СП-1 | МиГ-15бис | МиГ-15бисШ | МиГ-15бис СБ | МиГ-15бис45 | |
Масса максимальная | 5260-5274 кг | 5405 кг (без ПТБ) | 6270 кг | 5320 кг | 5380 кг без ПТБ 5508 кг с 2 х 260 л ПТБ 5574 кг с 2 х 300 л ПТБ 6106 кг с 2 х 600 л ПТБ | 6110 кг | 6241 кг | 5050 / 5480 кг (без и с ПТБ) | ||
Масса нормальная | 4820 кг | 4806 кг | 4963 кг | 5826 кг | 4850 кг | 5038 кг | 5044 кг | 5634 кг | ||
Масса посадочная | 3800 кг | 3915 кг (без оборудования слепой посадки, с 10% запасом топлива) | ||||||||
Масса пустого | 3380 кг | 3382 / 3416 кг (без и с ПТБ) | 3523 кг | 3916 кг | 3500 кг | 3681 / 3740 кг (без и с ПТБ) | 3948 кг | 3615 кг | ||
Масса топлива | 1225 кг (без ПТБ) | 1173 кг (без ПТБ) | ||||||||
Масса полезной нагрузки | 200 кг | до 400 кг |
Летные ТТХ:
И-310 | МиГ-15 | МиГ-15СБ | МиГ-15УТИ | МиГ-15 СП-1 | МиГ-15бис | МиГ-15бисСБ | МиГ-15бисИШ | МиГ-15бис45 | |
Скорость максимальная (на высоте), км/ч | 1042 (2600 м) | 973 (10670 м) | 905 (3000 м) 1031 (5000 м) | 900 (10670 м, с ПТБ) | 1080 (2000 м) | 1044 (9000 м) | 900 (3000 м) | 1161 (5000 м) | |
Скорость максимальная у земли, км/ч | 905 | 1050 | 1015 (без ПТБ) | 1070 | 1076 | 1055 | 1152 | ||
Скорость крейсерская (на высоте), км/ч | 850 (5000 м) | 725 (1000 м) | 820 | 880 | |||||
Скорость взлетная, км/ч | 223 | ||||||||
Скорость посадочная, км/ч | 160 | 168 (при массе 3800 кг) | 172 | 170 (при массе 3915 кг) |
Скорость минимальная атаки наземных целей с применением НАР и пушек - 400 км/ч
Ограничение на макисмальную скорость по аэродинамическим причинам - 0,92 М
Скороподъемность:
м/с | высота 1000 м | высота 5000 м | высота 10000 м | |
МиГ-15 | 42 м/с | 2.3 мин | 7.1 мин | |
МиГ-15СВ | 42 м/с | 2.3 мин | 5.9 мин | |
МиГ-15СБ | 18.1 м/с | 6 мин | ||
МиГ-15УТИ | 38.5 м/с | 0.5 мин | 2.6 мин | 6.8 мин |
МиГ-15 / СП-1 | 1.8 мин | 4.62 мин | ||
МиГ-15бис | 38.5-46-50 м/с | 1.9-2.1 мин | 4.9 мин | |
МиГ-15бисИШ | 2.3 мин | |||
МиГ-15бисС | 2.7 мин | |||
МиГ-15бисП | 4.2 мин | |||
МиГ-15бис45 | 2 мин | 4.9 мин |
Практический потолок:
- 15200 м (И-310, МиГ-15)
- 14825 м (МиГ-15УТИ)
- 16000 м (СП-1, МиГ-15бис45)
- 15000 м (МиГ-15бис)
- 15500 м (МиГ-15бисП)
- 13400 м (МиГ-15бисС)
И-310 | МиГ-15 | МиГ-15УТИ | МиГ-15 / СП-1 | МиГ-15бис / бисП / бисИШ | МиГ-15бисС | МиГ-15бис45 | |
Дальность перегоночная | 1920-1960 км (2 х 248 л ПТБ) | 1340 км (с ПТБ) | 1861 км (с ПТБ) | 2520 км (2 х 600 л ПТБ) | 1570 км (с ПТБ) | ||
Дальность полета | 1395 км | 1175 км (без ПТБ) 1420 км (с ПТБ и вооружением) | 950 км (без ПТБ) | 1260 км | 1330 км (без ПТБ) | 1200 км |
Дальность действия с разными типами ПТБ:
МиГ-15 | МиГ-15бис | |
2 х 260 л ПТБ | 1668 км (2 х 248 л ПТБ) | 1861 км |
2 х 300 л ПТБ | 1976 км | |
2 х 600 л ПТБ | 2520 км |
Радиус действия боевой (?):
- 632 км (МиГ-15СБ, максимальная ПН, скорость 725 км/ч, потолок - 1000 м);
- 350 км (МиГ-15бисСБ, 2 х 600 л ПТБ, полная ПН).
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 8 G (все модификации)
Радиус полного виража - 460 м (МиГ-15бис,масса 4840 кг,высота 1000м)
Время полного виража:
- И-310 - 40 с
- МиГ-15 - 32 с
- МиГ-15бис45 - 23 с
Продолжительность полета:
- 1 час 57 мин (МиГ-15 без ПТБ)
- 2 часа 45 мин (МиГ-15 с 2 х 248 л ПТБ)
- 2 часа 57 мин (МиГ-15бис с 2 х 260 л ПТБ)
- 3 часа 09 мин (МиГ-15бис с 2 х 300 л ПТБ)
- 3 часа 52 мин (МиГ-15бис с 2 х 600 л ПТБ)
- 2 часа 22 мин (МиГ-15УТИ)
МиГ-15 | МиГ-15бис | |
Разбег | - 740 м (при максимальной массе, почти все модификации) - 600 м (при массе 4800 кг) | - 475 м (при массе 4960 кг) - 1200 м (при максимальной массе) |
Пробег | - 710 м (при массе 3800 кг) | - 670 м (при массе 3915 кг) - 880 м (МиГ-15бис, норма) |
Вооружение:
Артиллерийское | Ракетно-бомбовое | Прочее | |
МиГ-15 | 1 х 37 мм пушка Н-37 (в серии - Н-37Д, скорострельность - 400 выстр./мин) с боезапасом 40 выстр. 2 х 23 мм пушки НС-23КМ с боезапасом по 80 выстр. (скорострельность - 600 выстр./мин) | на 2-х узлах подвески под крылом - 2 х 50 / 100 кг бомбы | 2 х 248 / 300 / 400 л ПТБ |
МиГ-15бис | 1 х 37 мм пушка Н-37 (в серии - Н-37Д) с боезапасом 40 выстр. 2 х 23 мм пушки НР-23КМ с боезапасом по 80 выстр. (скорострельность - 800-900 выстр./мин) | на 2-х узлах подвески под крылом - 2 х 50 / 100 кг бомбы | 2 х 260 / 300 / 400 / 600 л ПТБ |
МиГ-15бисП | 2 х 23 мм пушки НР-23КМ с боезапасом по 80 выстр. (скорострельность - 800-900 выстр./мин) | ||
МиГ-15бисИШ | аналогично МиГ-15бис (?) | на 4-х узлах подвески под крылом может нести НУРы: 4 х С-19 / ТРС-190 или 2 х С-21 / АРС-212 или 2 х УБ-8 и 2 х 50 кг бомбы или 4 х 100 кг бомбы | |
МиГ-15УТИ | первоначально в разных сериях: 1 х 12,7 мм пулемет УБК-Е (УБК-Э, скорострельность - 800-1000 выстр./мин) или 1 х 12.7 мм пулемет А-12,7 с боезапасом 150 патронов или 1 х 23 мм пушка НС-23 с боезапасом 80 выстр. позже - только один пулемет УБК-Е | 2 х 400 л ПТБ (2 х 320 кг) |
Оборудование:
МиГ-15 | МиГ-15бис | |
Прицельное оборудование | Оптический прицел АСП-1Н Дальность прицельной стрельбы - 180-800 м при размерах цели 10-35 м Фотопулемет С-13, фотоаппарат АФА-ИМ | Оптический прицел АСП-3Н Дальность прицельной стрельбы - 180-800 м при размерах цели 7-45 м Фотопулемет С-13 |
Средства обороны и госопознавания | Ответчик системы госопознавания "Барий-М" Аппаратура предупреждения об облучении РЛС противника "Сирена" (установлена после участия в войне в Корее) Система опознавания "свой-чужой" ССЧ | |
Навигационное оборудование | Радиополукомпас с отметчиком РПКО-10М | Электродистанционный гиромагнитный компас ДГМК-3 Радиополукомпас с отметчиком РПКО-10М или Оборудование "слепой" посадки ОСП-48 (включает в себя автоматический радиокомпас АРК-5 "Амур", радиовысотомер малых высот РВ-2 "Кристалл" и маркерный радиоприемник МРП-48 "Хризантема"), так же система устанавливалась на МиГ-15УТИ / СТ-2 |
Система воздушных сигналов | Высотомер ВД-15 Указатель числа М типа М-46 Комбинированный авиагоризонт АГК-47 Вариометр ВАР-75 | |
Радиостанции | Радиостанция РСИ-6 (позже - РСИ-6К) | Радиостанция РСИ-6К УКВ-радиостанция РСИУ-3 "Клен" |
Прочее | С 1952 г. в кабине устанавливается перископ заднего обзора ТС-25 или ТС-27 |
Модификации:
И-310 (С-01 / С-02 / С-03) - первые три прототипа МиГ-15 (первый полет - 30 декабря 1947 г.) с двигателем "Nine-11";
МиГ-15 / С - FAGOT-A - фронтовой истребитель - предсерийный прототип "С" (первый полет - 30 декабря 1948 г.) с двигателем РД-45;
МиГ-15ПБ - МиГ-15 с ПТБ, первоначальное обозначение МиГ-15С;
МиГ-15С - серийный истребитель сопровождения (1948 г.), мог нести 2 х 250 л ПТБ (позже по 300, 400 л);
МиГ-15УТИ - MIDGET - учебно-тренировочный истребитель - прототип "СТ" (1948 г.), выпущен большой серией;
МиГ-15УТИ / СТ-2 - учебно-тренировочная модификация, вместо пушки НР-23 установлено оборудование для слепой посадки ОСП-48;
Миг-15бис - FAGOT-B - прототип "СД" - фронтовой истребитель (первый полет - сентябрь 1949 г., серия - 1950 г.) - дальнейшее развитие МиГ-15, новый двигатель - ВК-1, изменено вооружение, оборудование;
МиГ-15ЛЛ - летающая лаборатория (1949 г.), эксерименты с оборудованием и прочее;
МиГ-15П / СП-1 - опытный всепогодный перехватчик (1949 г.) с одноантенной РЛС "Коршун", позже установлена РЛС "Торий", вооружение - только 37 мм пушка НС-37, двигатель - ВК-1, автоматический радиокомпас АРК-5, маркерный радиоприемник МРП-48;
МиГ-15П / СП-2 / СП-3 / СП-4 - опытный всепогодный перехватчик (1949-50 г.г.) с двухантенной РЛС "Изумруд";
МиГ-15СВ - высотный истребитель сопровождения (1949 г.), первая серийная модификация;
МиГ-15СБ - серийный истребитель-бомбардировщик (1949 г.);
МиГ-15У / СУ - опытный "универсальный" многоцелевой истребитель (1949-50 г.г.), оснащен 2 х 30 мм пушками на подвижном дистанционно-управляемом лафете (установка В-1-25-Ш-3);
МиГ-15Ф - разведчик (1949 г.), возможно с двигателем РД-45Ф;
МиГ-15бис / СД-21 - опытный самолет с НУР С-21 калибра 210 мм;
МиГ-15бис / СД-57 - опытный самолет для испытаний блоков НУР АРС-57;
МиГ-15бисС / МиГ-15Сбис - истребитель сопровождения с 2 х 600 л ПТБ (1949 г.), вооружение - 1 х 23 мм пушка НР-23, вместо других пушек - аэрофотоаппарат АФАБ-40;
МиГ-15бисФ - истребитель-разведчик (1949 г.);
МиГ-15бис45 / И-330 / СИ-01 - опытный истребитель, первый прототип МиГ-17; первый полет совершил 14 января 1949 г. (пилот - И.Т.Иващенко), исследование крыла стреловидностью 45 град.,
СИ-02 - второй экземпляр СИ-01 - прототипа МиГ-17, первый полет и серия испытаний - пилот Г.А.Седов;
СИ-03 - опытная машина - прототип МиГ-17 (испытания 1949-51 г.г.);
МиГ-15бисСБ / СД-УПБ - серийный истребитель-бомбардировщик (1950 г.), создан на базе МиГ-15бисС;
МиГ-15бисР / МиГ-15Рбис - фоторазведчик (1950 г.), установлены фотоаппараты АФА-21 и АФА-39 и 2 ПТБ;
МиГ-15П / МиГ-15бисП / СП-5 - опытный перехватчик (1951 г.) с РЛС РП-1 "Изумруд", вооружение - 2 х 23 мм пушки НР-23;
МиГ-15бисИШ / МиГ-15ИШ / ИШ - истребитель-штурмовик (1951 г.), серийно выпускался до 1955 г. Катапультное кресло пилота, узлы подвески для вооружения под крылом.
МиГ-15УТИ-П / СТ-7 - учебно-тренировочный перехватчик с РЛС РП-1 "Изумруд" (1952-1953 г.г.);
МиГ-15СР - серийный разведчик;
МиГ-15бисСР - серийный разведчик;
МиГ-15УТИ-ЛЛ - самолет-летающая лаборатория для испытания катапультных кресел;
МиГ-15ЛЛ / СЕ - опытная машина на базе МиГ-15бис с увеличенным килем, элеронами и усиленным крылом;
МиГ-15 с системой дозаправки - опытный самолет для испытания системы дозаправки самолетов в воздухе;
МиГ-15 "Гарпун" / МиГ-15бис "Бурлаки" - опытный истребитель сопровождения - испытывалась возможность полета на буксире за бомбардировщиками (Ту-4);
МиГ-15бис / СДК-5 - беспилотный самолет-мишень, переделывались выработавшие свой ресурс самолеты.
МиГ-15бис / СДК-5С / СДК-7 - беспилотный самолет-снаряд для отработки системы наведения крылатой ракеты КС-1.
Статус: СССР / Россия
- 1975 г. - всего за все время произведено 11073 экз. В строевых частях ВВС к указанному году нет.
- 1992 г. - при выходе с территории республики Чечня российскими войсками на авиабазе "Калиновская" Армавирского военно-авиационного училища оставлено 2 экз. МиГ-15УТИ;
Экспорт:
Албания:
- 1957 г. - есть на вооружении (МиГ-15бис и позже китайские J-2);
- 1993 г. - на вооружении 10 экз. J-2 (Китай) и 10 экз. МиГ-15УТИ;
Алжир:
- к 1987 г. есть (в т.ч. МиГ-15бис);
- 1993 г. - уже сняты с вооружения;
Ангола:
- 1983 г. - на вооружении 3 экз. МиГ-15бис;
- 1987 г. - МиГ-15бис еще есть на вооружении;
- 1993 г. - на вооружении есть 3 экз. МиГ-15УТИ;
Болгария:
- 1952 г. - первые поставки МиГ-15бис;
- 1987 г. - еще есть на вооружении;
- 1993 г. - уже сняты с вооружения;
Венгрия:
- 1951 г. - первые поставки МиГ-15;
- 1983-87 г.г. - есть на вооружении (в т.ч. МиГ-15бис);
- 1993 г. - уже сняты с вооружения;
Вьетнам:
- 1953 г. - первые поставки МиГ-15бис;
- 1964 г. - в сумме с МиГ-17 в ВВС 36 экз.;
- 1965 г. - в сумме с МиГ-17 в ВВС 66 экз.;
- 1967 г. с 20 по 30 октября - при бомбардировке аэродрома Фкуйен уничтожен на земле 1 МиГ-15УТИ. - 1983 г. - МиГ-15УТИ еще есть на вооружении;
- 1993 г. - уже сняты с вооружения;
ГДР:
- 1956 г. - первые поставки МиГ-15;
- 1987 г. - есть на вооружении (в т.ч.МиГ-15бис);
Гвинея - в 1987 г. МиГ-15бис есть на вооружении;
Египет:
- 1955 г. - первые поставки из СССР и Чехословакии (120 экз. МиГ-15, поставлены в 1955-1956 г.г.);
- 1956 г. - на вооружении 110 МиГ-15бис, в ходе боевых действий потеряно 8 экз., в исправном состоянии 30 экз. МиГ-15бис;
- 1967 г. - на вооружении 150 МиГ-15 разных мод.;
- 1983 г. - МиГ-15УТИ еще есть на вооружении;
- 1993 г. - уже сняты с вооружения;
Индонезия:
- 1961 г. - первые поставки Миг-15УТИ;
- 1993 г. - нет на вооружении;
Ирак:
- 1958 г. - первые поставки;
- 1983 г. - на вооружении есть 30 экз. МиГ-15УТИ;
- 1987 г. - есть на вооружении (МиГ-15бис в т.ч.);
- 1993 г. - уже сняты с вооружения;
Китай:
- к 1983 г. - первоначально - по лицензии, позже самостоятельно производятся под названиями F-2 (J-2, МиГ-15бис) и FT-2 (МиГ-15УТИ);
- 1987 г. - на вооружении состоят МиГ-15 и его модификации;
КНДР:
- 1950-53 г.г. - поставлены МиГ-15, МиГ-15бис и МиГ-15УТИ;
- 1983 г. - на вооружении 30 экз. МиГ-15УТИ;
- 1987 г. - МиГ-15бис еще есть на вооружении;
- 1993 г. - на вооружении есть 50 экз. МиГ-15УТИ;
Конго - 1993 г. - на вооружении есть 1 МиГ-15УТИ;
Куба:
- 1962 г. - первые поставки МиГ-15бис и МиГ-15УТИ (вместе - 30 экз.) из Чехословакии;
- 1987 г. - МиГ-15бис еще есть на вооружении;
- 1993 г. - на вооружении есть 15 экз. МиГ-15УТИ;
Мали - к 1987 г. - МиГ-15бис есть на вооружении;
Монголия:
- в период 1983-87 г.г. есть на вооружении МиГ-15бис и МиГ-15УТИ;
- 1993 г. - на вооружении есть 2 экз. МиГ-15УТИ;
Нигерия - 1967 г. - поставлены 4 МиГ-15УТИ;
Польша:
- 1951 г. лето - первые поставки МиГ-15 (авиационный полк "Варшава"); предоставление лицензии на производство Миг-15;
- 1952 г. - первые поставки МиГ-15бис (28-й истребительный авиаполк г.Слупск), первый полет лицензионного Lim-1 (МиГ-15, пилот - Э.Пневски), первая серия (7 экз.) собирается из деталей поставляемых из СССР, далее - собственная серия (изделие 1А); планер собирали в г.Мелец, двигатели РД-45 (Lis-1) делали на заводе в г.Жешув;
- 1953 г.- по лицензии начинается производство МиГ-15бис (Lim-2);
- 1954 г. конец года - прекращено производство МиГ-15 (Lim-1), всего произведено 227 экз.;
- середина 1950-х г.г. - в производстве Lim-1B (SBLim-1) учебно-тренировочная модификация Lim-1 и усовершенствованный вариант - Lim-2B (УТИ-модификация на базе МиГ-15бис); в то же время МиГ-15УТИ поставлялись из СССР и Чехословакии и МиГ-15бисР - из СССР;
- 1987 г. - МиГ-15бис и его модификации есть на вооружении, всех модификаций произведено ок.1000 экз.;
- 1993 г. - уже сняты с вооружения;
Румыния:
- 1953-55 г.г. - первые поставки;
- 1987 г. - МиГ-15бис есть на вооружении;
- 1993 г. - на вооружении 90 экз. разных модификаций;
Северный Йемен:
- 1983 г. - на вооружении есть 4 экз. МиГ-15УТИ;
- 1993 г. - уже сняты с вооружения;
Сирия:
- 1955 г. - первые поставки;
- 1967 г. - на вооружении 24-25 экз. (по разным данным) МиГ-15 и его модификаций;
- 1987 г. - МиГ-15бис и МиГ-15УТИ еще есть на вооружении;
- 1993 г. - уже сняты с вооружения;
Сомали:
- 1974 г. - поставлено 7 экз. МиГ-15УТИ (общая сумма поставки согласно контракта - 25 экз.);
- 1987 г. - МиГ-15бис есть на вооружении;
- 1990 г. - 2 экз. МиГ-15УТИ есть на вооружении;
Судан:
- 1990 г. - есть на вооружении 14 МиГ-15УТИ;
- 1993 г. - на вооружении 4 экз. МиГ-15;
Танзания:
- 1987 г. - МиГ-15бис есть на вооружении;
Финляндия:
- 1960-е годы - первые поставки МиГ-15 и МиГ-15УТИ;
- 1983 г. - МиГ-15 и МиГ-15УТИ еще есть на вооружении;
- 1993 г. - уже сняты с вооружения;
Чехословакия:
- 1950 г. - первые поставки МиГ-15;
- 1958 г. - первые поставки МиГ-15бис и МиГ-15СБ; начало выпуска по лицензии МиГ-15 (название - S-102 или SB), МиГ-15УТИ (название - CS-102) и МиГ-15УТИ-П (малая серия, название - CS-102P);
- 1968 г. - начало выпуска по лицензии для поставок в страны "третьего" мира МиГ-15бис (название - S-103 или bisSB);
- 1987 г. - МиГ-15бис еще есть на вооружении, всего произведено МиГ-15 всех модификаций - 1473 экз., УТИ-модификаций - 2012 экз.;
Южный Йемен:
- 1983 г. - в ВВС есть 3 экз. МиГ-15УТИ;
- 1987 г. - МиГ-15бис есть на вооружении;
- 1993 г. - уже сняты с вооружения;
Источники: Авиация-космонавтика. Выпуск 5 / 1995 г.
Авиация и космонавтика. N 4 / 1991 г.
Бабич В. Преподано на Ближнем Востоке. // Авиация и космонавтика. N 9-10 / 1993 г.
Бутовски П. "Мысливцы "Лим". // Крылья родины. N 6 / 1991 г.
Бутовски П. Самые разрисованные самолеты в Польше. // Крылья родины. N 11 / 1993 г.
Ильин В. Семь равно восьми. // Крылья родины. NN 12 / 1992 г., 2 / 1993 г.
Котлобовский А. Двадцать лет в боях. // Аэрохобби. N 3 / 1994 г.
Лаврентьев Е. Истребители-бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. N 1 / 1992 г.
МиГ-15. // Авиация и космонавтика. N 1 / 1993 г.
МиГ-15 - варианты. // Авиационное обозрение. N 3 / 1993 г.
Новичков Н., Шварев В. Российская авиация в чеченской войне. // Авиация и время. N 5 / 1995 г.
Никольский М. Истребитель-бомбардировщик Рипаблик F-105 "Тандерчиф". // Авиация и космонавтика. № 10 / 2005 г.
Советские вооруженные силы. Томск. 1988 г.
Уголок неба - авиационная энциклопедия. Сайт http://www.airwar.ru, 2011 г.
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-50 г.г. М.: Машиностроение. 1994 г.
Якубович Н. 17-й из рода "МиГов". // Крылья родины. N 3 / 1995 г.
Якубович Н. МиГ-15 против "Сейбра". // Авиация и космонавтика. N 1 / 1993 г.
Enciclopaedia of modern world aircraft armament. Christopher Chant. 1988.
World armament & disarmament 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. Stocholm. Sweden.