ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение) пр.617 WHALE | ![]() |
Опытная средняя ПЛ с парогазотурбинной силовой установкой (построен один экземпляр - С-99). При создании энергетической установки ПЛ пр.617 использовался опыт создания аналогичной ДУ на перекиси водорода немецкого конструктора Г.Вальтера (ПЛ XXVI серии) и работы немецких специалистов в интересах ВМФ СССР (начаты в 1946 г.) над ПЛ пр.616. НИОКР ПЛ пр.617 велись ЦКБ-18 (главный конструктор А.А.Антипин), разработка ДУ - СКБ-143. Предэскизный проект завершен в конце 1947 г. В мае 1948 г. работы исходя из специфики и опытного характера проекта переданы в СКБ-143 в полном объеме (главный конструктор А.А.Антипин, помощник - С.Н.Ковалев). Строительство ПЛ велось на заводе "Судомех". Предполагалось, что после окончания испытаний опытной ПЛ, будет построена серия в 100 шт. ПЛ заложена 5 февраля 1951 г., спущена на воду 5 февраля 1952 г. и принята в опытную эксплуатацию и для испытаний в ВМФ 20 марта 1956 г.

ПЛ пр.617 WHALE на испытаниях (http://www.ckb-rubin.ru). Конструкция ПЛ двухкорпусная. Корпус максимально оптимизирован под высокую скорость движения под водой. Двигатели: 1 х ПГТУ (парогазотурбинная установка) Вальтера мощностью 7250 л.с.. Расположена в герметичном 5-м отсеке, управление дистанционное из 4-го отсека. ПГТУ предназначена для скоростного подводного хода. ПГТУ работает в комплексе с камерой разложения перекиси водорода, камерой горения, конденсатором смешения и компрессором высокого давления. Основное топливо - "тип 30" - маловодная перекесь водорода в концентрации 80%. Второе топливо - углеводородное. 1 х дизель 8Ч 23/30 мощностью 600 л.с. при 1000 об/мин. Дизель оснащен системой РДП. Предназначен для надводного хода и хода под РДП. 1 х электродвигатель гребной подводного хода ПГ100 мощностью 540 л.с. при 7675 об/мин 1 х электродвигатель гребной подводного хода ПГ100 мощностью 540 л.с. при 7675 об/мин 1 х электродвигатель экономического над и подводного хода ПГ105 мощностью 200 л.с. при 160 обмин 1 х электродвигатель экономического над и подводного хода ПГ105 мощностью 200 л.с. при 160 обмин Принцип работы ПГТУ: 1) перекись водорода поступает в камеру разложения с катализотором, где разлагается на кислород (37%) и водяной пар (63%) с температурой 485 град.С. 2) полученная парокислородная смесь поступает в камеру сгорания, где сгорает вместе с углеводородным топливом с температурой около 2000 град.С. Для снижения температуры продуктов горения до 550 град.С в камеру подается так же вода. 3) Полученная парогазовая смесь с температурой 550 град.С подается на турбину через тепловой аккумулятор-сепаратор. Давление парогазовой смеси в турбине (меняется в зависимости от нагрузки) в норме 21 кг/кв.см. Максимальное давление - 30 кг/кв.см. 4) Из турбины отработанная смесь подавалась в конденсатор, где перемешивалась с водой и охлаждалась. Выделяющийся в конденсаторе углекислый газ отводился за борт. Конденсат охлаждался в забортных радиаторах и подавался обратно в конденсатор и для снижения температуры горения в камеру сгорания. Излишки воды выводились так же за борт. 5) Для компенсации большого расхода перекиси и углеводородного топлива забортная вода принималась в цистерну замещения. Подача перекиси, воды и топлива регулировалась автоматически в зависимости от режима работы ПГТУ. Механика - один вал и один винт.





Компоновочная схема ПЛ пр.617 WHALE (c) A.D.Baker, III. Norman Polmar,Kenneth J. Moore. Cold War submarines: the design and construction of U.S. and Soviet submarines. Washington, Potomac Books, 2004).
