ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) пр.641Б "Сом" - TANGO | ![]() ![]() |
Большая (океанская) дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Новый проект большой лодки разработан на базе ПЛ пр.641 ЦКБ МТ "Рубин". Главный конструктор - З.А.Дерибин, позже - Ю.Н.Кормилицын. Строительство серии лодок велось на заводе №112 "Красное Сормово" (г.Горький) в период с 1971 г. (головная ПЛ Б-443 заложена 17 сентября 1971 г., спущена на воду 2 сентября 1972 г., принята ВМФ 30 декабря 1972 г.) по 1982 г. Всего построено 18 ПЛ. Сдача лодок Флоту происходила на доводочной базе завода в г.Севастополь. ПЛ пр.641Б входили в состав Черноморского (Б-380), Северного и Балтийского флотов.
Подводная лодка пр.641Б - TANGO (http://militaryphotos.net).

Подводная лодка пр.641Б - TANGO (вероятно, буксировка в отстой, черновое фото взято с http://sh8146.narod.ru).
Конструкция двухкорпусная. Носовая часть корпуса выполнена в специфической форме для максимального улучшения мореходности в надводном положении и для размещения нового типа ГАС. Общие обводы оживальной формы оптимизированы для подводного хода. Прочный корпус цилиндрической формы с усеченными конусами по торцам. Материал прочного корпуса - сталь АК-25 22-35 мм толщиной. Корпус покрыт противогидроакустическим покрытием, все устройства двигательной установки имеют звукоизолирующие фундаменты.
Модель 1/40 ПЛ пр.641Б TANGO в разрезе, автор - Александр Кузнецов ака kaf (http://ship1.ru).

Компоновочная схема ПЛ пр.641Б TANGO (Апальков Ю.В., Корабли ВМФ СССР. Справочник. Том 1 - Подводные лодки. Часть 2. СПб., "Галея Принт", 2003 г.). Двигательная установка: по схеме идентична ДУ пр.641 - 3 х дизеля 4-х тактные 2Д42 Коломенского завода мощностью 1900 л.с. при 500 об/мин (работают с системой дистанционного управления ДАУ-2Д42) . Дизели оснащены системой РДП. - 2 х электродвигателя подводного хода ПГ101 для бортовых валов мощностью по 1350 л.с. - 1 х электродвигатель подводного хода ПГ102 для центрального вала мощностью 2700 л.с. - 1 х электродвигатель экономического подводного хода ПГ104 для центрального вала мощностью 140 л.с.

Электродвигатели на ПЛ-музее Б-396 "Новосибирский комсомолец" Музейно-мемориального комплекса ВМФ России в Москве, июль 2008 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).
Механика - три вала и три винта изменяемого шага. Винты (как минимум на нескольких лодках проекта) находятся в кольцевых насадках. Носовые горизонтальные рули убирающиеся (заваливающиеся).
Винты и рулевые устройства на ПЛ-музее Б-396 "Новосибирский комсомолец" Музейно-мемориального комплекса ВМФ России в Москве (http://nnm.ru/)
ТТХ лодки:
Экипаж - 78 чел (в т.ч. 17 офицеров)
Длина - 92 м Ширина - 8,6 м (9.6 м по др.данным) Осадка - 5,7 м (6.9 м по др.данным) Водоизмещение надводное - 2770 тонн Водоизмещение подводное - 3600 тонн Запас плавучести - 26,2% Масса топлива - 410-420 тонн Скорость надводная максимальная - 13 уз Скорость подводная максимальная - 15 уз (16 уз по др.данным) Скорость подводная максимальная под РДП - 7 уз Дальность хода подводная под РДП (скорость 7 уз) - 14000 миль Дальность хода подводная (скорость 2.5 уз) - 450 миль Глубина погружения предельная - 300 м Глубина погружения рабочая - 240 м Автономность - 80 суток (90 суток по др.данным) Вооружение: 6 х 533 мм носовых ТА с устройством быстрого заряжания
Управление стрельбой - ПУТС "Ленинград-641Б" и система управления стрельбой "Вольфрам".
Для погрузки боезапаса (торпеды, мины) используется торпедно-минно-погрузочное устройство.
Боезапас - 21 (по одним) или 24 торпеды (по др.данным) типов ТЭСТ-71М, 53-65М, 53-65К. По западным данным может нести ПЛРК "Водопад" / SS-N-16 STALLION.
Вид торпедного отсека на ПЛ-музее Б-396 "Новосибирский комсомолец" Музейно-мемориального комплекса ВМФ России в Москве (http://nnm.ru/)
Ложемент с торпедами и устройство быстрого заряжания в торпедном отсеке на ПЛ-музее Б-396 "Новосибирский комсомолец" Музейно-мемориального комплекса ВМФ России в Москве, июль 2008 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).

Вероятно, пульт управления ГАС миноискания "Арфа-Г" на ПЛ-музее Б-396 "Новосибирский комсомолец" Музейно-мемориального комплекса ВМФ России в Москве, июль 2008 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net). РЛ-комплекс МРК-50 "Каскад" / SNOOP TRAY (после 1986 г. в ходе ремонта на некоторых ПЛ серии установлены РЛС МРК-57). Система обнаружения РЛ-сигналов СОРС МРП-25 Радиопеленгатор "Рамка" или "Завеса" (SQUID HEAD или BRICK GROUP или BRICK PULP) Комплекс радиотехнической разведки ВАН / STOP LIGHT Станция госопознавания "Хром-КМ" / QUAD LOOP Радио-техническая система (скорее всего радиостанция спутниковой связи) "Тополь". РТ-оборудование на части лодок модернизировано в процессе ремонтов.
Радиостанции "Волна-К" (всеволновая), панорамная УКВ СРС-5 "Вишня-К", 1-2 приемника Р-250М "Кит-М". Навигационный комплекс "Мост-641Б". Командирский перископ ПК-8,5 и зенитно-навигационный перископ ПЗНГ-8А / ПЗНГ-8М. Автоматизированная система управления движением ПЛ "Пирит". Так же на ПЛ использовались системы (назначение не идентифицировано) "Маятник", "Кобальт", "Прилив", 62К-3, "Штырь-М", КПИ-4, "Крен" и "Коралл" (все - питание 220 вольт). На ПЛ Б-396 и Б-437 (испытания завершены в 1992 г.) устанавливалась буксируемая гидроакустическая антенна "Пеламида" и буксируемая антенна связи "Параван".
Выдвижные устройства на огражении рубки ПЛ пр.641Б TANGO (Апальков Ю.В., Корабли ВМФ СССР. Справочник. Том 1 - Подводные лодки. Часть 2. СПб., "Галея Принт", 2003 г.). Цифрами обозначены:
1. Выхлопная труба дизельной ДУ | 6. Антенна РЛС МРК-50 "Каскад" - SNOOP TRAY |
2. Антенна ПМУ "Тополь" | 7. РДП |
3. Антенна СОРС МРП-25 | 8. Зенитно-навигационный перископ ПЗНГ-8А |
4. Антенна ПМУ ВАН | 9. Командирский перископ ПК-8,5 |
5. Антенна радиопеленгатора "Завеса" |
Ограждение рубки и выдвижные устройства на ПЛ-музее Б-396 "Новосибирский комсомолец" Музейно-мемориального комплекса ВМФ России в Москве (http://nnm.ru)
Ограждение рубки и выдвижные устройства на ПЛ-музее Б-396 "Новосибирский комсомолец" Музейно-мемориального комплекса ВМФ России в Москве, июль 2008 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).

Статус: СССР / Россия - на экспорт подводные лодки проекта не поставлялись.
- 1973 г. - 1 шт в боевом составе ВМФ
ПЛ Б-443 пр.641Б впервые идентифицирована на Западе как TANGO во время военно-морского парада в Севастополе в июле 1973 г. Перед ПЛ Б-443 пр.641Б в парадном строю ПЛРК пр.644 WHISKEY TWIN CYLINDER (фото из архива Walera, http://forums.airbase.ru)
- 1975 г. - на головной ПЛ Б-443 впервые применен всплывающий буй для передачи контакта ГАК "Рубикон" с вражеской субмариной на противолодочный самолет.
- 1975 г. - 3 шт в боевом составе ВМФ
- 1976 г. - 4 шт в боевом составе ВМФ
- 1977 г. - 7 шт в боевом составе ВМФ
- 1978 г. - 9 шт в боевом составе ВМФ
- 1979 г. - 11 шт в боевом составе ВМФ
- 1980 г. - 12 шт в боевом составе ВМФ
- 1981 г. - 14 шт в боевом составе ВМФ
- 1982 г. - 17 шт в боевом составе ВМФ. ПЛ Б-380 принята ВМФ под наименованием "Горьковский комсомолец".
- 1983 г. - 18 шт в боевом составе ВМФ

ПЛ пр.641Б TANGO, 17.10.1983 г. (фото US NAVY, http://www.defenseimagery.mil).
- 1984 г. - 18 шт в боевом составе ВМФ
- 1985 г. - 18 шт в боевом составе ВМФ
ПЛ пр.641Б TANGO с выпущенными носовыми горизонтальными рулями, октябрь 1985 г. (фото US NAVY, http://www.defenseimagery.mil).
ПЛ пр.641Б TANGO, октябрь 1985 г. (фото US NAVY, http://www.defenseimagery.mil).
- 1986 г. - 18 шт в боевом составе ВМФ

ПЛ пр.641Б TANGO и плавмастерская ПМ-24 пр.301М OSKOL, 14.05.1986 г. (фото US NAVY, http://www.defenseimagery.mil). - 1986 г. сентябрь - 1988 г. ноябрь - в ходе ремонта на ПЛ Б-30 установлены РЛС МРК-57 и станция миноискания "Арфа-М", а так же модернизировано радио-техническое оборудование.
- 1987 г. - 17 шт в боевом составе ВМФ
- 1988 г. - 17 шт в боевом составе ВМФ
- 1988 г. 27 октября - 1990 г. 25 октября - в ходе ремонта на ПЛ Б-396 установлены радиоэлектронные системы МГ-519 "Арфа", МГ-512 "Винт", МГ-553 "Жгут" и МГС-30.
- 1989 г. - 16 шт в боевом составе ВМФ
- 1989 г. 20 сентября - 1992 г. 15 октября - в ходе ремонта на ПЛ Б-437 установлены погружаемая антенна "Пеламида" и ВБАУ "Параван".


ПЛ пр.641Б с "Пеламидой" 4-й эскадры ПЛ 40-й дивизии ПЛ Северного флота, вероятно, Б-437, Северный флот (фото из архива vvv39, http://forums.airbase.ru/)


ПЛ Б-380 "Горьковский комсомолец" пр.641Б в плавдоке, Севастополь, сентябрь 1990 г. (фото Доктор, http://forums.airbase.ru/)

ПЛ Б-215 пр.641Б TANGO
- 1992 г. - 16 шт в боевом составе ВМФ, ПЛ Б-380 поставлена в ремонт в Севастополе.
- 1993 г. - 17 шт в боевом составе ВМФ
- 1994 г. - 17 шт в боевом составе ВМФ
- 1995 г. - 13 шт в боевом составе ВМФ
- 1996 г. - 11 шт в боевом составе ВМФ
- 1997 г. - 11 шт в боевом составе ВМФ
- 1998 г. - 6 шт в боевом составе ВМФ
- 1999 г. - 4 шт в боевом составе ВМФ
- 2000 г. - 4 шт в боевом составе ВМФ
- 2001 г. - 2 шт в боевом составе ВМФ, 1 ноября 2001 г. предпоследняя ПЛ Б-437 исключена из состава флота.
- 2004 - 2008 г.г. - 1 шт (Б-380, Черноморский флот, планируется восстановление с модернизацией, ПЛ числится в боевом составе флота, находится в перманентном ремонте в Севастополе в плавдоке ПД-16 - см.ниже).

ПЛ Б-380 пр.641Б в плавдоке ПД-16, Севастополь, 17 июня 2005 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru/)



- 2008 г. - ПЛ Б-380 поименована как "Святой князь Георгий".
ПЛ Б-380 пр.641Б в плавдоке ПД-16, Севастополь, 27 мая 2009 г.. Брезентом закрыты участки наклейки резинового покрытия на корпус (фото Петр.Ш, http://forums.airbase.ru/)
- 2010 г. начало года - ожидается ввод ПЛ Б-380 "Святой князь Георгий" в строй. В конце 2009 г. отменен госконкурс на работы по конвертовке заказа. Общая стоимость ремонта ПЛ оценивается в 1.248 млрд рублей из которых освоено около 800 млн. руб.
- 2010 г. 1 апреля - в СМИ сообщается, что ПЛ Б-380 "Святой князь Георгий" будет выведена из состава Черноморского флота в ближайшее время.
- 2010 г. июль - ПЛ Б-380 по прежнему находится в плавдоке ПД-16, возможно на ней еще ведутся какие-то работы. Муссируются слухи о списании корабля.
- 2012 г. 06 февраля - в СМИ заявляется, что ПЛ Б-380 "Святой князь Георгий" входит в состав Черноморского флота и находится на ремонте и модернизации.
- 2012 г. 12 ноября - газета "Известия" со ссылкой на источник в Главкомате ВМФ России сообщает, что ПЛ Б-380 "Святой князь Георгий"в 2013 г. планируется отремонтировать и через год-полтора вернуть в состав Черноморского флота. Планируется, что лодка прослужит до поступления на Флот вновь построенных лодок, которые будут базироваться в Новороссийске. В случае принятия окончательного решения по ремонту ПЛ Б-380 ремонт скорее всего будет осуществляться в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях. В ходе ремонта планируется полностью сменить аккумуляторные батареи на ПЛ на вновь произведенные и, может быть даже, вновь разработанные.
Источники: Апальков Ю.В., Корабли ВМФ СССР. Справочник. Том 1 - Подводные лодки. Часть 2. СПб., "Галея Принт", 2003 г. Доценко В.Д., История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2., М., Эксмо, Terra Fantastica, 2003 г. Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Подводные лодки России: история и современность. Владивосток, "Уссури", 1996 г. Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2010-2012 г.г.
Русский подплав. Сайт http://www.submarines.narod.ru/, 2009 г. Черноморский флот. Сайт http://flot.sevastopol.info, 2010 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2009 г. Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru, 2009 г. Jane's Major Warships 1997. UK. Jane's, 1998 г.