ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) пр.690 "Кефаль" - BRAVO С-368 С-226 С-256 С-310 | ![]() ![]() ![]() |
ПЛ-мишень С-310 пр.690 BRAVO ВМФ СССР на испытаниях (фото из архива Волка, http://tsushima.su).
ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР, Севастополь, 1974 г. (фото из архива murzik, http://forums.airbase.ru).
ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР(фото US NAVY, 1983 г., http://www.defenseimagery.mil).
ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР (фото US NAVY, 1985 г., http://www.defenseimagery.mil).
ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР, 1980-е - начало 1990-х годов (фото - Г.Г.Кисилев, http://forums.airbase.ru).
ПЛ-мишень С-310 пр.690 BRAVO ВМФ России, Черноморский флот, 1992 г. (фото из архива vas63, http://tsushima.su).

Проекции и схема устройства ПЛ-мишени пр.690 BRAVO (Апальков Ю.В. Подводные лодки. Т.1, кн.1 . С.-Пб., Галея Принт, 2002 г.).

ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР, 1980-е годы (фото US NAVY, http://www.defenseimagery.mil).
Двигатели: двигательная установка по агрегатам, узлам и деталям унифицирована с ДУ ПЛРК пр.651 (по проекту) 1 х дизель 1Д-43 мощностью 4000 л.с. 1 х гребной электродвигатель ПГ140 (по проекту) или ПГ141 мощностью 2700 л.с. (2900 л.с. по др.данным) Механика - один вал и один 7-лопастный винт фиксированного шага. При проектировании узлов и механизмов ПЛ максимально использовались узлы и механизмы ПЛ пр.633 и пр.651. Скорость вращения винта максимальная - 200 об/мин Энергетика - аккумуляторы 60СМ-П (8СМ по др.данным). Количество - 2 группы по 112 шт. Система спасения - в ходе НИОКР по пр.690 спроектировано всплывающее спасательное устройство многократного действия (ВСУ) рассчитанное на 3 чел со снаряжением ИСП-60. ВСУ установлена на всех ПЛ пр.690 и испытывалось в реальных условиях на трех ПЛ из четырех.
ТТХ лодки: Экипаж - 33 чел (в т.ч. 5 офицеров), 34 чел по др.данным (в т.ч. 5 офицеров) Длина - 69.7 м (73 м по др.данным) Длина прочного корпуса - 53.4 м Ширина - 8.8 м (9.8 м по др.данным) Осадка - 6 м (7.3 м по др.данным) Осадка на миделе - 5.97 м Высота корпуса с рубкой - 8.8 м (??) Диаметр прочного корпуса максимальный - 7.2 м Водоизмещение надводное - 1910 тонн (2750 тонн по др.данным) Водоизмещение полное подводное по проекту - 2835 тонн Водоизмещение полное подводное - 2940 тонн (3300 тонн по др.данным) Водоизмещение подводное - 2480 тонн (?) Запас плавучести - 30% Скорость надводная - 10-12 уз Скорость подводная максимальная расчетная - 19.2 уз (по проекту) Скорость подводная максимальная гарантированная - 18.2 уз (по проекту) Скорость подводная максимальная - 18 уз Дальность хода надводная (при скорости 8 уз) - 2500 миль Дальность хода подводная (при скорости 4 уз) - 400 миль Дальность хода подводная (при скорости 18 уз) - 25 миль Автономность - 15-25 суток (по запасам провизии по разным данным) Время непрерывного пребывания под водой по запасам регенерации - 127 часов Время непрерывного пребывания под водой по запасам электроэнергии - 36 часов (?) Мореходность в надводном положении - до 5 баллов Стоимость производства ПЛ по проекту - 17.625.000 руб (в ценах 1963-1965 г.г.) Вооружение: 1 х 533 мм носовой ТА 1 х 400 мм носовой ТА Боезапас (варианты): - 6 торпед типов СЭТ-65, САЭТ-60, 53-65К - 4 торпеды типов МГТ-1, СЭТ-65, приборы помех типа МГ-14 (400 мм) - 10 приборов помех типа МГ-14 (400 мм)
ПЛ-мишень СС-225 пр.690 BRAVO на сломе (1999 г.), вид на торпедные аппараты (фото из архива Волка, http://tsushima.su)
ПЛ пр.690 BRAVO С-310 или С-226 в Северном доке Севастополя, Черноморский флот, предположительно 1980-е годы. Хорошо видно оба торпедных аппарата (из архива Петрович-2, http://forums.airbase.ru)
- 1974 г. декабрь - принято решение (ВМФ, МСП и Министерство машиностроения) доработки ПЛ-мишеней пр.690 для испытания по ним гравитационных снарядов противолодочного комплекса "Ливень". Масса гравитационных снарядов РПК - 110 кг, скорость в момент удара - 20 м/с. Корпус ПЛ С-310 был усилен. В период с 23 апреля по 9 июня 1975 г. в п.Большой Камень были проведены испытания модернизированной ПЛ со снарядами РПК "Ливень" по итогам которых была разрешена стрельба РПК "Ливень" по ПЛ-мишеням. - 1975-1984 г.г. - в этот период времени в неустановленный пока год ПЛ С-310 переведена с ТОФ на Северный флот, а позже внутренними водными путями на Черное море.
На дальнем плане ПЛ-мишень пр.690 СС-256 и ПЛ БС-107 в Видяево на Северном флоте, снято в 1980-е годы (фото из архива Николай Самофал, http://foto.mail.ru).
Всплытие ПЛ-мишени СС-226 пр.690 BRAVO, 1980-е годы (фото из архива Igor_Feo, http://forums.airbase.ru)


Три лодки-мишени пр.690 Черноморского флота в Феодосии, 1994 г. (фото - В.Костриченко, http://forums.airbase.ru) - 1997 г. - оставшиеся 3 ПЛ выведены из боевого состава ВМФ (С-256 и С-310 списаны, С-226 остается в составе Черноморского флота, но выведена из боевого состава). - 2002 г. - С-226 формально в составе ВМФ.

ПЛ-мишень С-226 и ПЗС-50 в Севастополе, 2004 г. (фото - В.Костриченко, http://forums.airbase.ru) - 2005 г. 18 июня - С-226 базируется на стоянке Российкого ВМФ.

ПЛ С-226 на стоянке Российского ВМФ, 18.06.2005 г., внизу ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO (http://maps.google.com)
- 2006 г. - С-226 передана Украине под списание и разделку.
ПЛ-мишень СС-226 пр.690 BRAVO у стенки СРЗ №13 на списании (http://tsushima.su)
ПЛ СС-226 (ранее - С-226) в Килен-бухте у стенки "13 СРЗ", Севастополь, 8 января 2006 г.(фото Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru)
ПЛ-мишень СС-310 (ранее - С-310) пр.690 BRAVO на списании (Черноморский флот, Севастополь, 2007 г. - фото из архива Волка, http://tsushima.su)
Подводные лодки ВМС Украины - U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT и списанная ПЛ-мишень СС-226 пр.690 BRAVO. Севастополь, 4 мая 2007 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru).
- 2008 г. начало года - ПЛ СС-226 отбуксирована в Инкерман и окончательно разделана на металл.

ПЛ СС-226 в Инкермане на разделке, 2008 г. (http://maillist.ru/archives).
Источники: Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Подводные лодки России: история и современность. Владивосток, "Уссури", 1996 г. Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2009 г. Balancer.ru, http://forums.airbase.ru, 2009 г., 2011 г.