Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Лодка разработана ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин"), главный конструктор - С.А.Егоров. Предварительная разработка начата в 1943 г. Эскизный проект разработан в октябре 1947 г. и утвержден постановлением СМ СССР от 2 августа 1948 г. Разработка технического проекта начата в апреле 1948 г. с использованием технологий и технических решений германской ПЛ XXI серии в (закончен в декабре 1948 г.). Технический проект утвержден и принято решение о постройке ПЛ пр.611 постановлением СМ СССР от 28 января 1949 г. Натурный деревянный макет построен в августе 1949 г. Производство ПЛ развернуто на заводе №196 ("Судомех", г.Ленинград, построено 8 ПЛ в период с 1951 по 1955 г.г.) и на заводе №402 (г.Молотовск, позже - Северодвинск, 1954-1958 г.г., 18 ПЛ всех модификаций). Головная лодка проекта - Б-61 - заложена на заводе №196 10 января 1951 г. Испытания Б-61 закончены 31 декабря 1953 г. Для достройки ПЛ Б-61 передана на завод №890 (г.Таллин), куда перешла своим ходом в сложной ледовой обстановке. Всего в период 1951-1958 г.г. построено 26 ПЛ пр.611 всех модификаций. По умолчанию данные пр.611.

ПЛ пр.611 ZULU-II, Северный флот (http://militaryphotos.net). По данным из статьи А.В,Буриличева "Глубоководные технические средства" на фото ПЛ-носитель подводных аппаратов "Архипелаг" и "Селигер" - БС-69.

Подводная лодка пр.611 - ZULU-III (Norman Polmar,Kenneth J. Moore. Cold War submarines: the design and construction of U.S. and Soviet submarines. Washington, Potomac Books, 2004).

Подводная лодка пр.611 ZULU-III (The Soviet War Machine. An encyclopedia of Russian military equipment and strategy. NY, Chartwell Books, 1977.).

ПЛ пр.611 ZULU-I до модернизации ограждения рубки после снятия артиллерийских орудий (http://www.ckb-rubin.ru/)
- 1 х средний главный гребной электродвигатель ПГ102 мощностью 2700 л.с. при 540 об/мин
- 1 х электродвигатель экономичного хода ПГ104 мощностью 140 л.с. при 175 об/мин. Механика - на ПЛ три вала с гребными винтами фиксированого шага (центральный 4-х лопастный, бортовые - 3-х лопастные), центральный вал проходит через двигатель экономичного хода (через полый якорь ротора, ротор соединялся с валом с помощью звукоизолирующей муфты. Между дизелями и гребными электродвигателями установлены разобщительные шинно-пневматические муфты 4ШМ. Такие же муфты установлены между гребными электродвигателями и гребными валами. Между валами и корпусом ПЛ установлены дейдвудные сальники с угольным самоуплотняющимся кольцом. На ПЛ использовался стабилизатор глубины "Спрут". Энергетика - 448 аккумулятора 46СУ (4 группы по 112 шт.). Ямы аккумуляторные двухъярусные, расположены во 2-м и 4-м отсеках. Аккумуляторная оснащена установкой перемешивания электролита для выравнивания плотности электролита по высоте аккумуляторного бака. Для питания электродвигателей применяется ток напряжением 400 вольт. Зарядка аккумуляторов возможна при напряжении от 320 вольт. Воздух и балласт - запас сжатого воздуха - 36 баллоны под давлением 200 кг/кв.см, всего 14900 л. Для пополнения запаса использовались электрокомпрессор ЭК-15 и два дизель-компрессора ДК-2. Время полного пополнения запаса сжатого воздуха - 7.5 часов.Продувка цистерн главного балласта осуществлялась отработанными газами дизелей или воздухом низкого давления. Аварийное продувание - воздухом высокого давления. Экипаж: - 72 чел (в т.ч. 12 офицеров, по др.данным) - с артиллеристами - 65 чел (10 офицеров, 55 старшин и матросов) - без артиллеристов Длина - 90,5 м Ширина - 7,5 м Ширина по стабилизаторам - 9,54 м Высота - 9,54 м Осадка - 5.1 м (средняя для нормального водоизмещения) Водоизмещение надводное - 1832 тонны Водоизмещение полное - 2350 тонн Запас плавучести для нормального водоизмещения - 28.3% Скорость надводного хода полная - 17 узлов Скорость подводного хода полная - 15,1-16 узлов (с и без артиллерии) Дальность хода надводная на скорости 9.2 узла с увеличенным запасом топлива - 22000 миль Дальность хода надводная - 18400 миль Дальность хода под водой (скорость 2.1 узла) - 443 мили Дальность хода под водой (скорость 16 узлов, без артиллерии) - 16 миль Дальность хода под водой (скорость 15.1 узла, с артиллерией) - 15 миль Глубина погружения предельная - 200 м Глубина погружения рабочая - 170 м Время погружения - 40 сек Автономность - 75 суток Время непрерывного пребывания под водой с регенерацией воздуха - 200 часов Вооружение: - 6 х 533 мм носовых торпедных аппаратов - 4 х 533 мм кормовых торпедных аппаратов Торпедные аппараты воздушные беспузырные, глубина применения - от 0 до 30 м. Стрельба управляется ПУТС-Л6-4. Боезапас торпед - 22 шт (общий) или 32 мины АМД-1000 (вместо 16 торпед) Артиллерийское вооружение (снимается начиная с 1956 г.): - носовая 2 х 57 мм установка СМ-24-3ИФ - кормовая 2 х 25 мм установка 2М-8


Артиллерийское вооружение на ПЛ Б-61 пр.611 ZULU-I. Нева, Ленинград, парад 1953 г. (идентификация предположительная, фото из архива vladre, http://forums.airbase.ru).
ГАС "Тамир-5ЛС". Обзорная РЛС "Флаг"
Радиопеленгатор РНП-47-03
РЛ-ответчик системы госопознавания "Факел-МО-1"
Станция обнаружения РЛ-сигналов "Накат"
КВ передатчик Р-641, Р-647 и приемник Р-670, УКВ приемопередатчик «Рейд-И», всеволновый передатчик Р-673, радиотрансляционная установка МКТУ-Ш. Начиная с 1962 г. на некоторых ПЛ пр.611 ("вариант 1962 г.") установлена радиостанция дальней связи "Ива" с подъемной внешней антенной шарнирно закрепленной в кормовой части ограждения рубки. Навигационное оборудование включало гирокомпас "Курс-3", лаг ГОМ-III (на некоторых ПЛ поздней постройки ГОМ-23М), эхолот НЭЛ-4 (на некоторых ПЛ поздней постройки НЭЛ-4УГ). Перископ атаки С-2 с датчиком курсового угла ДКУ-5 (пр-во Германия), одна из лодок серии оборудована отечественным перископом ПАНО-1. Зенитный перископ С-8 с датчиком курсового угла ДКУ-7. Модификации: ПЛ пр.611 ZULU-I (1953 г.) - базовый проект с артиллерийским вооружением. Всего построено 26 ПЛ. Постройка велась с 1951 по 1958 г.г.

ПЛ Б-71 пр.611 ZULU-I без артиллерии на испытаниях, завод №402, Северодвинск, 1956 г. (Спирихин С.А., Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 - ФГУП «ПО «Севмаш» 1942 - 2001. Северодвинск, 2006.)

ПЛ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Северодвинск, примерно сентябрь 1955 г. (Северодвинск, 1957 г. (Спирихин С.А., Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 - ФГУП «ПО «Севмаш» 1942 - 2001. Северодвинск, 2006.)
Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ с ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Белое море, 16 сентября 1955 г. (кадры из фильма "Подводная эскадра "Севмаша". Студия "Севмашфильм", 2006 г.)



ПЛ пр.611 ZULU-II, Северный флот (http://militaryphotos.net). ПЛРБ пр.611АВ / АВ-611 ZULU-V (1957 г.) - первая серийная отечественная ПЛРБ на базе ПЛ пр.В-611. Разработка проекта начата ЦКБ-16 (главный конструктор - Н.Н.Исанин) в 1955 г. Предусматривалось переоборудование из пр.611 и достройка ПЛ заложенных по пр.611 с установкой комплекса Д-1 с баллистическими ракетами Р-11ФМ. На ПЛРБ установлено 2 ПУ Р-11ФМ. Пуск надводный. Всего переоборудовано и достроено в 1957-1958 г.г. (официальная сдача флоту последней Б-62 - 25.10.1958 г.) 5 ПЛ:
- Б-73 - достройка по пр.АВ-611, заводской №404 - ССЗ №402, г.Молотовск (Северодвинск).
- Б-78 - достройка по пр.АВ-611, заводской №209 - ССЗ №402, г.Молотовск (Северодвинск).
- Б-79 - достройка по пр.АВ-611, заводской №210 - ССЗ №402, г.Молотовск (Северодвинск).
- Б-89 - достройка по пр.АВ-611, заводской №515 - ССЗ №402, г.Молотовск (Северодвинск).
- Б-62 - модернизация пр.611, заводской №631 - ССЗ №202 г.Владивосток (09.01.1957 - 25.10.1958 г.г.)
Комплекс Д-1 снят с вооружения в 1967 г.




Опытовая ПЛРБ Б-67 пр.ПВ-611 (фото и схема из книги "Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.) ПЛ пр.611А / А-611 (1960 г. ?) - модернизированный вариант (др.данных нет). Возможно, что это нереализованный проект опытовой ПЛ для испытаний ПКР "Аметист" (примерно 1960 г.) - был такой проект или нет не известно. ПЛ пр.611 ZULU-II (вариант 1962 г.) - вариант ПЛ пр.611 с измененной конструкцией ограждения рубки в кормовой её части. Установлена поднимающаяся антенна новой системы дальней связи "Ива". Пример переоборудования - ПЛ Б-61 (прошла ремонт с переоборудованием на заводе "Судомех" г.Ленинград в 1962-1963 г.г.).




РЛ-оборудование - РЛС "Флаг", СОРС "Накат", ответчик "Факел-МО-1"
Навигационное - комплекс "Сила-Н", РПН-47-03
Радиостанции - Р-641, Р-647, Р-670, Р-673, "Рейд-И". ТТХ пр.611РУ: Экипаж - 55 чел (62 чел по др.данным) Длина - 90.5 м Ширина - 7.5 м Осадка - 5.02 м Водоизмещение надводное - 1865 тонн Скорость подводного хода полная - 12 уз Скорость подводного хода экономическая - 2 уз Дальность хода под водой (скорость 2 узла) - 290 миль Дальность хода под водой (скорость 12 узлов) - 12.5 миль Глубина погружения предельная - 150 м Вооружение - 4 х 533 мм кормовые ТА (носовые демонтированы) Автономность - 10 суток Энергетика - 336 аккумуляторов 46СУ (3 группы по 112 шт.).

ПЛ БС-71 пр.611РУ на испытаниях прототипа ГАК "Рубин", снимок 1965-1966 г.г. (History of Russian Underwater Acoustics. 2008 г.)

Опытовая ПЛ пр.611РУ (схема из книги "Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.)
ПЛ БС-71 пр.611РУ, модернизированная под аппаратуру "Мамакан" ? (http://forums.airbase.ru/)
ТТХ пр.611РА: Экипаж - 72 чел Длина - 90.5 м Ширина - 7.5 м Осадка - 5.1 м Водоизмещение надводное - 1890 тонн Скорость подводного хода полная - 12.5 уз Скорость подводного хода экономическая - 2 уз Дальность хода под водой (скорость 2 узла) - 290 миль Дальность хода под водой (скорость 12.5 узлов) - 12.5 миль Глубина погружения предельная - 200 м Вооружение - 4 х 533 мм кормовые ТА (носовые демонтированы) Автономность - 58 суток Энергетика - 336 аккумуляторов 46СУ (3 группы по 112 шт.).

ПЛ Б-67 пр.611РА ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.)


Рисунок ПЛ БС-68 пр.611РЭ ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.).


Схема ПЛ пр.611РЭ ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.). ПЛ пр.611 ZULU-III (1968 г. как минимум) - базовый проект 611 с новой ГАС.


ПЛ пр.611 ZULU-III на параде ВМФ в Лениграде, фото 1982 г. (автор неизвестен, http://forums.airbase.ru) ПЛ пр.АВ-611С (1969 г.) - опытовая ПЛ БС-78 для испытаний опытного образца астрокорректора "Символ". Проектирование велось ЦПБ "Волна" (позже переименовано в "Малахит") начиная с августа 1966 г., главный конструктор Я.Е.Евграфов. Разработка технического проекта завершена в октябре 1966 г. - доработка конструкции включала в себя установку в носовой ракетной шахте выдвижного прибора №1 системы астрокорректора "Символ", демонтаж кормовой ракетной шахты и размещение в четвертом отсеке оборудования систем астрокорректора. Переоборудована с декабря 1966 г. по декабрь 1968 г. по опытовому проекту АВ-611С из ПЛРБ Б-78 пр.АВ-611 на заводе "Красное Сормово" (г.Горький). В апреле 1969 г. ПЛ предъявлена государственной комиссии. Испытания завершены в октябре 1969 г. с принятием системы "Символ" на вооружение. ПЛ БС-78 в 1972 г. переоборудована по пр.АВ-611Д (см.ниже). Астрокорректор "Символ" представлял из себя радиооптоэлектронную астронавигационную систему для измерения угловой высоты и азимута небесных телв дневное и ночное время в перископном положении ПЛ.
ТТХ пр.АВ-611С: Экипаж - 72 чел
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.1 м
Водоизмещение надводное - 1871 тонн
Водоизмещение полное - 2415 тонн
Запас плавучести для нормального водоизмещения - 27%
Скорость надводного хода полная - 16.5 уз
Скорость подводного хода полная - 12.5 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода надводная - 3650 миль
Дальность хода под водой экономическим ходом - 290 миль
Дальность хода под водой на скорости 12.5 уз - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 200 м
Автономность - 58 суток
Энергетика - 3 группы аккумуляторов 46СУ, всего 336 шт.


Рисунок и схема ПЛ пр.АВ-611С с астрокорректором "Символ" ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.). ПЛРК пр.АВ-611 для испытаний ПКР П-120 "Малахит" (1968 г., проект) - в 1968 г. ЦКБ-16 разрабатывало проект опытовой ПЛ на базе пр.АВ-611 для проведения испытаний ПКР П-120 "Малахит". Для переоборудования ВМФ выделил ПЛ пр.АВ-611, но переоборудование не было произведено - испытания комплекса "Малахит" производилось на ПЛАРК пр.670М. ПЛ пр.АВ-611Е (1969 г.) - опытовая ПЛ БС-89 для испытаний ГАК "Енисей" и ГАС "Луч" для ПЛА пр.705. Проект разработан ЦПБ "Волна" начиная с июня 1966 г., главный конструктор Я.Е.Евграфов. Технический проект защищен в сентябре 1966 г., предусматривалось переоборудование носовой части ПЛ под размещение антенн ГАК "Енисей" и ГАС "Луч", установка оборудования ГАС и ГАК в первом отсеке, демонтаж ракетных шахт в 4-м отсеке и установка оборудования навигационного комплекса "Сила-Н". Техническая документация передана на завод в июле 1967 г. Переоборудование в БС-89 из Б-89 пр.АВ-611 производилось на "Дальзаводе" (г.Владивосток, главный строитель - Б.Н.Бурменский) с 1967 по март 1969 г.г. ПЛ БС-89 базировалась в бухте Золотой Рог, г.Владивосток (4 бригада ПЛ ТОФ). ПЛ предъявлена государственной комиссии для принятия комплекса оборудования на вооружение в декабре 1969 г.
Оборудование: ГАК "Енисей", ГАС "Луч", РЛС "Флаг", ответчик "Факел-МО-1", СОРС "Накат", навигационный комплекс "Сила-Н", радиостанции Р-641, Р-647, Р-673, Р-609.
ТТХ пр.АВ-611Е: Экипаж - 61 чел
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.1 м
Водоизмещение надводное - 1890 тонн
Водоизмещение полное - 2415 тонн
Запас плавучести для нормального водоизмещения - 27%
Скорость надводного хода полная - 16.5 уз
Скорость подводного хода полная - 12.5 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода надводная - 3650 миль
Дальность хода под водой экономическим ходом - 290 миль
Дальность хода под водой на скорости 12.5 уз - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 120 м
Автономность - 45 суток
Энергетика - 3 х 112 аккумуляторов 46СУ




Схема ПЛ пр.АВ-611Е ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.). ПЛ пр.АВ-611Ц (1970 г.) - опытовая ПЛ для испытаний комплекса аппаратуры космической связи "Цунами-Б" морской космической системы связи "Циклон". Проектирование велось с марта 1969 г. ЦПБ "Волна" (позже переименовано в "Малахит"), главный конструктор Я.Е.Евграфов. Технический проект разработан в июле 1969 г. Предусматривалось размещение выдвижного прибора комплекса "Цунами-Б" и демонтаж шахт ракет с размещением в 4-м отсеке оборудования комплекса связи. Переоборудование из пр.АВ-611 (ПЛ Б-62) велось с ноября 1969 г. по август-сентябрь 1970 г. на "Дальзаводе" (г.Владивосток, главный строитель - Б.Н.Бурменский).
Гидроакустическое оборудование - ГАС "Феникс", "Тамир-5ЛС", МГ-23
Радиоэлектронное оборудование: РЛС "Флаг", ответчик "Хром-КМ", СОРС "Накат-М", навигационный комплекс "Маяк-АВ611", Бурун", ГОН-23М, НЭЛ-4УГ, ДРП-53, КПИ-4. Радиостанции Р-641КТ, Р-657, Р-619, Р-676, Р-670, Р-758, Р-754, "Цунами-Б". Система автоматического управления "Сатурн-АВ611".
ТТХ пр.АВ-611Ц: Экипаж - 67 чел
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.65 м
Водоизмещение надводное - 1535 тонн
Скорость подводного хода полная - 12.5 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода под водой экономическим ходом - 290 миль
Дальность хода под водой на скорости 12.5 уз - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 200 м
Автономность - 58 суток
Вооружение - 10 ТА х 533 мм, боекомплект торпед - 10 шт Энергетика - 3 х 112 аккумуляторов 46СУ

Гидроакустическое оборудование - ГАС "Феникс", "Тамир-5ЛС", МГ-23
Радиоэлектронное оборудование: РЛС "Флаг", ответчик "Хром-КМ", СОРС "Накат-М", навигационный комплекс "Маяк-АВ611", Бурун", ГОН-23М, НЭЛ-4УГ, "Штырь-М", ДРП-53, КПИ-4. Радиостанции Р-641КТ, Р-657, Р-619, Р-676, Р-670, Р-758, Р-754, "Штырь-М". Система автоматического управления "Сатурн-АВ611".
ТТХ пр.АВ-611Ц: Экипаж - 67 чел
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.65 м
Водоизмещение надводное - 1535 тонн
Скорость подводного хода полная - 12.5 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода под водой экономическим ходом - 290 миль
Дальность хода под водой на скорости 12.5 уз - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 200 м
Автономность - 58 суток
Вооружение - 10 ТА х 533 мм, боекомплект торпед - 10 шт Энергетика - 3 х 112 аккумуляторов 46СУ

ПЛ Б-73 пр.АВ-611К ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.)
ПЛ пр.611РЕ (1970 г.) - ПЛ для поиска и уничтожения подводных кабелей, переоборудована ПЛ Б-82 в ПЛ БС-82 (с 1977 г.) в период 1968-1970 г.г. По неподтвержденным данным специальное оборудование установленное на ПЛ носило название "Селигер". На фото видно в носовой части ПЛ специальную ГАС для поиска подводных кабелей с эбонитовыми обтекателями, смонтированную на опытовой ПЛ в ходе ремонта на КМОЛЗ №35 весной 1980 г. (лодка находилась на КМОЛЗ №35 как минимум с мая 1977 г. по весну 1980 г.). Весной 1980 г. после завершения переоборудования лодка БС-82 вышла в свой первый поход. В ходе испытания ГАС лодка использовалась совместно с ПЛ БС-69, БС-91 и гидрографическое судно "Рыбачий" пр.861, базирование - Кронштадт, 160-й дивизион подводных лодок особого назначения. С 1987 г. ПЛ базируется в бухте Конюшкова 256-го отдельного дивизиона ПЛ ТОФ. В 1987-1990 г.г. выходила на три боевые службы. Два офицера из экипажа лодки получили награду Герой Советского Союза за выполнение специального задания. Лодка выведена из состава ВМФ 19 апреля 1990 г.





Специальное средство - "бочка". Вероятно применалось на ПЛ БС-69 и БС-91 (фото их архива alex1976, http://forums.airbase.ru). ПЛ пр.АВ-611Д (1974 г.) - опытовая ПЛ для испытаний аппаратуры измерения физических полей "Днестр" и "Днепр", испытаний оборудования и методик обнаружения кильватерного следа. Проектирование ПЛ велось ЦПБ "Волна" с апреля 1971 г., главный конструктор С.А.Дементьев. Технорабочий проект разработан в 1972 г., проектом предусматривалась установка аппаратуры "Днестр" (для контроля и исследований гидрофизических полей кильватерного следа, гидродинамических давлений ПЛ и кораблей), установка аппаратуры "Днепр" (для замера и исследований гидроакустических полей ПЛ и кораблей), аппаратуры "Терек" (измерение параметров волнения моря), аппаратуры "Сид" (для наведения кораблей подлежащих контролю и измерения их параметров), установка дополнительных систем кондиционирования, системы стабилизации по глубине "Мрамор-2", ГАС МГ-15 и ПМГ-15. На ПЛ применена двухкаскадная амортизация механизмов, звукоизолирующие покрытия помещений и патрубков на трубопроводах. Переоборудование в ПЛ БС-78 из ПЛ Б-78 пр.АВ-611С (производилось на заводе "Им. С.Орджоникидзе", г.Севастополь в 1971-1973 г.г.). В сентябре 1973 г. ПЛ принята в опытную эксплуатацию, которая продолжалась 2 года.
Гидроакустическое оборудование - ГАС "Феникс", "Тамир-5ЛС", МГ-15, ПМГ-15
Радиоэлектронное оборудование: РЛС "Флаг", ответчик "Хром-КМ", СОРС "Накат-М", навигационный комплекс "Плутон". Радиостанции Р-641, Р-647, Р-670, Р-673, "Рейд-И". Система автоматического управления "Сатурн-АВ611". Средства автоматического управления "Доломит", "Мрамор". Оборудование измерений физических полей "Днепр", "Днестр", "Терек", "Сид".
ТТХ пр.АВ-611Ц: Экипаж - 72 чел
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.1 м
Водоизмещение надводное - 1890 тонн
Скорость подводного хода полная - 12.5 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода под водой экономическим ходом - 290 миль
Дальность хода под водой на скорости 12.5 уз - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 200 м
Автономность - 58 суток
Вооружение - 10 ТА х 533 мм, боекомплект торпед - 10 шт Энергетика - 3 х 112 аккумуляторов 46СУ

Проект переоборудования в опытовую ПЛ пр.АВ-611Д ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.)






ПЛ пр.АВ-611Д БС-78 "Мурманский комсомолец" после демонтажа специального оборудования, Южная бухта, г.Севастополь (фото из архива Whiskey, http://forums.airbase.ru). ПЛ "Вега" = Б-66 ПЛ "Лира" = Б-73 (с 13 сентября 1972 г. - 7 августа 1974 г.) ПЛ "Орион" = Б-88 ПЛ "Марс" = Б-90 Временно переоборудованные для совершения океанографических экспедиций подводные лодки. Всего переоборудовано 4 ПЛ пр.611 для дальних океанографических походов в период 1969-1983 г.г.

Возвращение из океанографической экспедиции ПЛ Б-88 "Орион" пр.611, май 1972 г. (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).
Иллюстрации:







Компоновочная схема ПЛ пр.611 ZULU-I (c) A.D.Baker, III. Norman Polmar,Kenneth J. Moore. Cold War submarines: the design and construction of U.S. and Soviet submarines. Washington, Potomac Books, 2004).


Статус: СССР (Россия) - считаются ПЛ, которые могут использоваться в боевых операциях (не считаются ремонтные и находившиеся на разного рода экспериментальных и испытательных программах). 1953 г. - в ВМФ 2 шт (пр.611 здесь и далее) 1954 г. - в ВМФ 6 шт 1955 г. - в ВМФ 8 шт 1956 г. - в ВМФ 15 шт, завод №402 (Северодвинск) передал в ВМФ 8 ПЛ - Б-67, Б-70, Б-71, Б-72, Б-74, Б-75, Б-76 и Б-77 всех модификаций. 1957 г. - в ВМФ 19 шт, завод №402 (Северодвинск) передал в ВМФ 9 ПЛ - Б-73, Б-78, Б-79, Б-80, Б-81, Б-82, Б-88, Б-89 и Б-90 всех модификаций. 1958 г. - завод №402 (Северодвинск) передал в ВМФ 1 ПЛ - Б-91. 1958-1963 г. г. - в ВМФ 20 шт 1962 г. осень - ПЛ Б-75 (командир - капитан 2 ранга Н.И.Натненков) Северного флота скрытно прошла до американской базы Гуантанамо (о.Куба) и вела разведку. 1964 г. - в ВМФ 19 шт 1965-1969 г.г. - в ВМФ 17 шт 1967 г. - согласно мемуарам И.В.Касатонова во время "Шестидневной" арабо-израильской войны в Средиземном море на боевой службе находилась ПЛ Б-74 пр.611 (161 бригада ПЛ СФ). 1970-1975 г.г. - в ВМФ 15 шт 1976 г. - в ВМФ 14 шт 1977 г. - в ВМФ 13 шт 1978-1979 г.г. - в ВМФ 11 шт 1980 г. - в ВМФ 9 шт 1981-1982 г.г. - в ВМФ 8 шт 1983-1984 г.г. - в ВМФ 7 шт 1985 г. - в ВМФ 4 шт 1986-1987 г.г. - в ВМФ 2 шт 1988-1990 г.г. - в ВМФ 1 шт (БС-78) Экспорта нет. Источники: Военный паритет. Сайт http://militaryparitet.com/, 2009 г. Касатонов И.В., Командую флотом. М., 2002 г. Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Подводные лодки России: история и современность. Владивосток, "Уссури", 1996 г. Константинов П., Комплекс Д-1: начало большого пути. // Техника и вооружение. №08/2004 г. Корабелы "Звездочки": историко-краеведческий сборник. Выпуск 2. Северодвинск, ФГУП "Звездочка", 2004 г. "Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.
Подводная эскадра "Севмаша". Документальный фильм. Студия "Севмашфильм", 2006 г.
Подводный фронт "Холодной войны"., В.Г.Лебедько, На всех океанах планеты. М., "Аст", 2002 г. Русский подплав. Сайт http://www.submarines.narod.ru/, 2009 г. Форус сайта http://militaryrussia.ru/forum, 2011 г.
Химаныч О., Океанская поступь проекта 611. Северная неделя. http://www.vdvsn.ru, 2003 г. Широкорад А.Б., Огненный меч Российского флота. М., "Яуза", 2004 г. Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, "Харвест", 2001 г. Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2009 г. Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2009 г.