ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Ту-4 - BULL
Тяжелый бомбардировщик - последний советский серийный тяжелый бомбардировщик с поршневыми двигателями - копия американского B-29. Разработка дальнего бомбардировщика в КБ А.Н.Туполева по проекту ДВБ-202 велась в 1945-1947 годах. Но в итоге по личному указанию И.В.Сталина КБ разработало точную копию американского бомбардировщика B-29. Прототип Б-4 совершил первый полет 19 июня 1947 г. (пилот - Н.С.Рыбко). Серийное производство начато в июле 1947 г. Государственные испытания закончены в 1948 г. Поступает в части дальней авиации с 1949 г. (185-й дальнебомбардировочный авиаполк в Полтаве и 890-й дбап в г.Казань). Самолет производился на заводе №22 в г.Казань, №18 в Куйбышеве и №23 в Филях под Москвой до 1951 г. Всего выпущено ок.1000 экз. Ту-4.


Ту-4 заводской №2805103 в Музее ВВС России в Монино, 20.09.2008 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


Крылатые ракеты КС-1 под Ту-4К (http://crimso.msk.ru).

Двигатели:
4 х АШ-73ТК (поршневые, два из них с турбокомпрессором ТК-19), мощностью по 2000 л.с. (номинал, при 2400 об/мин) и 2400 л.с. (максимальная взлетная, при 2600 об/мин), 18-ти цилиндровый, высотность до 11000 м. Диаметр - 1375 мм Масса двигателя - 1340 кг Расход бензина (плотность 0,73 кг/куб.дм, октановое число 98-100) - 630-675 кг/час на номинале и 815-885 кг/час на взлете. Винты В3-А3, В3-А5, В3Б-А5 (диаметр 5056 мм, масса 395 кг).
ТТХ самолета:
Экипаж - 7-11 чел (в трех герметичных кабинах)

Длина - 30,177 м
Размах крыла - 43,05 м
Размах стабилизатора - 13,11 м
Высота - 8,46 м
Диаметр фюзеляжа - 2,9 м
Материал обшивки и лонжеронов крыла - Д16-Т, Д16-АТ, Д16-АБТН
Профиль крыла - RAF-34
Угол поперечного V - 4,5 град.
Колея шасси - 8676 мм
Площадь крыла - 116,17 кв.м
Площадь элеронов - 12,01 кв.м
Площадь закрылков - 30,79 кв.м
Площадь стабилизатора - 30,94 кв.м
Площадь киля - 22,01 кв.м
Масса взлетная перегрузочная - 54500-60900-61500-65000-66000 кг (разные варианты полезной нагрузки, разное количество топлива)
Масса взлетная нормальная - 47500-47600 кг
Масса посадочная нормальная - 48000 кг
Масса посадочная максимальная - 60000 кг
Масса пустого - 35270 кг (первоначально по проекту 34520 кг, по др.данным - 39600 кг)
Масса планера - 15196 кг
Масса фюзеляжа - 3490 кг
Масса центроплана - 6009 кг
Масса одной консоли крыла - 952 кг
Масса стабилизаторов - 688 кг
Масса шасси - 4123 кг
Масса силовой установки - 14270 кг
Масса систем вооружения: - стрелковое - 1890 кг
- бомбовое - 407 кг
Масса нормальной нагрузки: - экипаж - 990 кг
- боезапас - 1060 кг
- бензин - 3480 кг
- масло - 800 кг
- бомбы - 6000 кг
- ИТОГО - 12330 кг
Масса перегрузочной нагрузки: - бензин - 8150 кг
- масло - 1030 кг
- бомбы - 8000 кг (8 х ФАБ-1000)
- ИТОГО - 19230 кг
Масса полезной нагрузки - 6000-8000 кг
Скорость максимальная (высота - 10000 м) - 558-578 км/ч
Скорость максимальная у земли - 420 км/ч
Скорость посадки - 172 км/ч
Потолок - 11200-12000 м
Скороподъемность - высота 5000 м за 18,2 мин
Дальность максимальная - 5600 км
Дальность с максимальной полезной нагрузкой - 5000 км
Радиус действия боевой (Ту-4К) - 250-300 км
Разбег - 960-2210 м (в зависимости от массы)
Пробег - 1070-1750 м (в зависимости от массы)
Эксплуатационная перегрузка при массе:
- 47600 кг - 4,6
- 55000 кг - 4,05
- 65000 кг - 3,56

Вооружение:
Артиллерийское:
1) Б-4 - 11 х 12,7 мм пулеметов УБК-12,7, в частности в кормовой установке - 3 пулемета - аналогично В-29;
2) Ту-4 (в серии) - система вооружения ПВ-20, 5 спаренных установок с 20 мм пушками Б-20Э (электродистанционное управление) с прицельными станциями ПС-48;
3) Ту-4 (с конца 1949 г.) - система вооружения ПВ-23 "Звезда", 5 спаренных установок с 23 мм пушками НР-23 (прототип - 150-П) с прицельными станциями ПС-48М и общим боекомплектом 3150 снарядов. Ракетно-бомбовое:
1) первые модификации для ДА - бомбы ФАБ-1500, ФАБ-3000, оружие массового поражения - химические боеприпасы ХАБ-500-280СМ-46 или ХАБ-250-150СМ-46 (снаряжение - смесь иприта и люзита стойкостью до
3-х суток); в бомбоотсеках на болты могли крепиться ПТБ;
2) первые модификации авиации ВМФ - бронебойные бамбы БРАБ-500 или БРАБ-1000;

3) Ту-4 (с 57-й серии) - унификация бомбовой нагрузки (варианты):
ФАБ-50 х 48 шт. = 2400 кг;
ФАБ-100 х 48 шт. = 4800 кг;
ФАБ-250М-43 / ФАБ-250М-44 х 24 шт. = 6000 кг;
ФАБ-250М-46 х 48 шт. = 10596 кг;
ФАБ-500М-43 х 12 шт. = 5830 кг;
ФАБ-500М-44 х 14 шт. = 6802 кг;
ФАБ-500М-46 х 28 шт. = 12012 кг;
ФАБ-1000М-44 х 8 шт. = 7120 кг;
ФАБ-1500М-46 х 8 шт. = 11840 кг;
ФАБ-3000М-46 х 4 шт. = 11930 кг;
ФАБ-6000М-46 х 2 шт. = 12000 кг;
подвеска осуществлялась на держатели БД5-50 или КД3-547 с замками Дер-3-48Б;


Открыты створки бомболюка Ту-4 (борт №223402), дата съемки неизвестна (фото из архива Валерия Савельева, http://russianplanes.net). 4) Проходили испытания планирующей бомбы ПАБ-750 (1949 г., ОКБ-2 А.Д.Надирадзе);
5) Ту-4К - до 2-х крылатых ракет КС-1 - AS-1 на узлах подвески под крылом, комплекс К-1М принят на вооружение 12 ноября 1952 г.

Пилотируемый прототип КС-1 - аппарат К - под Ту-4К (Казьмин В., «Комета» почти не видна. // Крылья Родины. № 7 / 1991 г.).




Пилотируемый прототип К на аэродроме и под крылом носителя Ту-4 (Казьмин В., «Комета» почти не видна. // Крылья Родины. № 6 / 1991 г., http://militaryphotos.net).
6) Ту-4А и другие модификации предназначенные для ядерного оружия - бомбы "Татьяна" с зарядом РДС-4Т мощностью 30 кТ и массой 1200 кг (с 1953 г.); в учебном процессе использовались имитационные бомбы ИАБ-500 и ИАБ-3000;
7) Проходили испытания управляемых авиабомб ОКБ-2 (с декабря 1951 г. - ГосНИИ-642) А.Д.Надирадзе типов УБ-2000Ф и УБ-5000Ф (обе - 1953 г.). Наведение по методу трех точек с помощью прицела ОПБ-2УП и радиоканала управления. После доработки, в 1955 г. УБ-2000Ф под наименованием УБ-2Ф (4А22) "Чайка" принята на вооружение, но в части ВВС так и не поступала;
8) В 1954 г. на Ту-4 испытывалась УАБ "Кондор" (развитие "Чайки", УБ-5000 с телевизионным командным наведением), на вооружение не принята;
9) В порядке эксперимента часть Ту-4 (24-й нбап) была переоборудована для установки ПУ ракет РС-2У для обороны задней полусферы, наведение осуществлялось доработанной РЛС Ту-4 по методу трех точек;
10) Часть самолетов в 1952 г. была переоборудована под носители летающих мишеней Ла-17 (изделие "201") по 2 шт. под крылом; Оборудование - сброс бомб осуществлялся с помощью электросбрасывателя ЭСБР-45 по данным оптического бомбардировочного прицела ОПБ-48 и прицельно-навигационная РЛС "Кобальт" (КБ Ленинградского электромеханического завода, возможность всепогодного бомбометания с высоты 3000 м и более, дальность обнаружения крупной наземной цели 100 км, точность определения координат по азимуту +-2 град., точность по дальности +-100 м, максимальная дальность - 400 км). Прочее оборудование представлено автоматическим радиокомпасом АРК-5 "Амур", автопилотом АП-5, оборудованием слепой посадки ОСП-48 (состоит из АРК-5, маркерного радиоприемника МРП-48 "Хризантема", радиодальномера СД-1 "Шиповник", курсового и глиссадного устройств КРП-Ф и ГПР-2), с 1950 г. установлена другая система слепой посадки СП-50 "Материк" с радиодальномером "Литий". Станция радиолокационного опознавания "Магний" с дальностью опознавания 55 км (с 45-й серии - "Магний-М" с дальностью 35 км, но с лучшей электромагинтной совместимостью с другими приборами). С 19-й серии установлена радиостанция РСУ-5 (так же использовались СЦР-274Н и РСБ-5), позже установлен навигационный координатор (БЦВМ) НК-46М. На каждый самолет устанавливали ночной НАФА-3С/50 с объективом "Индустар-А" и дневной АФА-33/75 или АФА-33/100, кинокамеру АКС-1 для контроля за результатами бомбардировки. Ответчик системы опознавания "Барий" (с 45-й серии заменен на СРО-1 "Барий-М"). С 50-й серии Ту-4 установлена модернизированная РЛС "Кобальт-М", позже на некоторых самолетах - РЛС "Рубидий" сопряженную с оптическим прицелом через приставку "Цезий", радиовысотомер РВ-2.

Особенности:
На самолете была испытана система наведения и в целом комплекс К-1 "Комета" (AS-1), система дозаправки в воздухе (крыло-крыло и шланг-конус), системы РЛС для оборонительного стрелкового вооружения ПРС-1 "Аргон" (1949 г., ОКБ Омского радиозавода).

Модификации:
Ту-4 (1947 г.) - серийный бомбардировщик, прототип - Б-4;

Ту-70/75 (1947 г.) - пассажирский и транспортный варианты Ту-4, первый полет (Ту-70, пилот - Ф.Ф.Опадчий) - 27 ноября 1947 г., Ту-75 (пилот В.Марунов) - 1950 г. Серийно не стороился (см.- "Военно-транспортная
авиация"); Ту-4Р (к 1951 г. есть) - дальний фоторазведчик. До 1951 г. устанавливались АФА-33 / АФА-33М с 1000-мм объективами, позже - НАФА-5С/100; так же устанавливалась станция радиотехнической разведки и подавления ПР-1 (ПР-Д), с 1954 г. устанавливаются станции постановки помех СПС-1 (в конце 1950-х годов заменена на СПС-2), базировались в частности в г.Миргород (202-й тбап);
Ту-4А (1951 г.) - серийный бомбардировщик-носитель ядерного оружия. Первый "боевой" вылет - 17 октября 1951 г. экипаж полковника К.Уржунцева впервые в СССР сбросил атомную бомбу "Мария" с зарядом РДС-3 мощностью 30 кТ на Семипалатинский полигон;
Ту-4 - самолет-носитель крылатых ракет 14-РХ - испытания системы, несколько самолетов переоборудовано;
Ту-4К (1951 г.) - ракетоносец, две ракеты КС-1 (AS-1) комплекса вооружения К-1 "Комета", РЛС наведения "Комета" ("Кобальт-Н"), испытания комплекса начаты в конце 1951 г., 12 ноября 1952 г. завершены государственные испытания и комплекс К-1М с РЛС "Комета-М" поступил на вооружение 2-х полков авиации Черноморского флота;
Ту-4 - самолет-заправщик (1951 г.) - крыльевой способ дозаправки, из-за сложности в выполнении маневров система не прижилась, хотя и была принята на вооружение;
Ту-4 - самолет-заправщик система "шланг-конус" (1952 г.) - разработка системы - ОКБ-115 С.М.Алексеева;
Ту-4 "Бурлаки" (1950-е годы) - самолет-буксировщик истребителей сопровождения оснащенных захватом "Гарпун" (ОКБ А.С.Яковлева), опытная машина;
Ту-4 мишень (не ранее 1952 г.) - в 1952 г. было принято решение об использовании Ту-4 в качестве беспилотной мишени с дистанционным управлением - пилот выводил машину на боевой курс, прыгал с парашютом, управление мишенью осуществлялось по программе или по командам с земли;
Ту-4ЛЛ самолет "94/2" (1953 г.) - летающая лаборатория для доводки двигателей 2ТФ-2Ф (НК-12) для Ту-95 и АМ-3 для самолета Ту-16, АИ-20 для Ан-10/12 и Ил-18;
Ту-4ЛЛ самолет "94/1" (1950-е годы) - летающая лаборатория для доводки двигателя ТВ-2М и носовой части штурмовика-торпедоносца Ту-91;
Ту-4Т (1954 г.) - транспортно-десантный самолет, 28 десантников, выпущен на испытания в 1954 г. Был вариант на 52 чел., под крылом была возможна подвеска техники в специальных обтекаемых контейнерах (например, контейнер П-90 для самоходки АСУ-57), высадка осуществлялась посадочным способом; около 300 Ту-4 и Ту-4Р были переоборудованы в Ту-4Т;
Ту-4ТД - десантный самолет для высадки путем воздушного десантирования, на вооружении не состоял;
Ту-4ТРЖК - специальный самолет для транспортировки жидкого кислорода (для снабжения ракетных войск);
Ту-4УШС - учебный самолет штурмана на базе Ту-4Т, последняя модификация Ту-4, снятая с вооружения в середине 1960-х годов;
Статус:
СССР: - 1949 г. - поступает на вооружение ДА на базы в Нежин, Полтава, Прилуки (все - на Украине), Лодейное Поле (под Ленинградом), в Карелии, в Прибалтике и в Белоруссии. Позже размещались на аэродромах в странах Варшавского договора.

- 1954 г. 14 сентября - с самолета Ту-4А (пилот - В.Я.Кутыричев, 226 тбап) сброшена атомная бомба "Татьяна" в ходе учений с применением атомного оружия на полигоне под Тоцком;

- 1964 г. - Ту-4 официально сняты с вооружения. Экспорт:
Китай: - 1953 г. - первая и единственная поставка Ту-4 (25 экз.), самолеты с советскими пилотами применялись в т.ч. для бомбардировок "полигонов" на о.Тайвань;
- 1987 г. - есть на вооружении, модернизирован под двигатель WJ-6 от самолета Yun-8 (Ан-12), под крылом несет 2 БПЛА Ryan-147. Строится опытный самолет ДРЛО;

- 1991 г. - в ВВС 15 экз., испытывается самолет ДРЛО; Источники: Авиация-космонавтика. Выпуск 6, 1995 г.
Агеев В., На мотоблоке далеко не улетишь. // Крылья Родины. N 2-3 / 1992 г.
Аэрокосмическая техника. N 2 / 1990 г.
Воевода С.С., архив, 1992 г.
Мороз С., Равновесие страха. // Авио. N 1 / 1995 г.
Мороз С., Сделано в СССР. // Авио. N 5 / 1996 г.
Музей Вооруженных сил СССР. Москва. 1989 г.
Пономарев А.Н. Развитие самолетов мира. М.,
Пономарев А.Н. Советские авиационные конструкторы. М.: 1990 г.
Самолеты страны Советов. М.: 1974 г.
Советские вооруженные силы. Томск. 1988 г.
Стуканов. архив, 1992 г.
Туполев А.Н. Грани дерзновенного творчества. М.: 1988 г.
Шавров В.Б., История конструкций самолетов в СССР 1938-50 г.г. М.: Машиностроение. 1994 г.
Якубович Н., А "Комета" взошла в зенит. // Крылья родины. N 10 / 1995 г.
Beijing Revue. N 29 / 1988 г. (Китай).
Enciclopaedia of modern world aircraft armament. Christopher Chant. 1988 г.
Flieger Jahrbuch. 1977-1986. Berlin (ГДР).
Jonic publicstions. 1990-92. (Россия). Nemecek V. Pod znackami ANT a Tu. // Letectvi + kosmonautika. N 14 / 1972 г. Чехословакия.
World armament & disarmament 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. Stocholm (Швеция).