ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) пр.641 FOXTROT | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Большая (океанская) дизель-электрическая ПЛ ("Б"). Разработка лодки велась ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин", главный конструктор - С.А.Егоров, позже З.А.Дерибин) для замены больших ПЛ пр.611. Решение ВМФ и МСП о разработке технического проекта принято в октябре 1954 г. Техническй проект ПЛ пр.641 представлен ЦКБ-18 в январе 1955 г. (утвержден в июле 1955 г. постановлением СМ СССР). Натурные макеты отсеков ПЛ изготовлены в июле 1955 г. В августе 1955 г. принято решение изменить глубину погружения ПЛ, что повлекло за собой изменение конструкции и существенное обновление оборудования. Головная ПЛ Б-94 заложена на заводе №196 ("Судомех", г.Ленинград) 3 октября 1957 г. Спущена на воду 28 декабря 1957 г. при 64% готовности, завершила испытания 15 декабря 1958 г. и вступила в строй ВМФ 25 декабря 1958 г. Всего построено 75 ПЛ разных модификаций пр.641 (изначально планировалась постройка 160 шт). Завод №196 ("Судомех", г.Ленинград) построил 46 ПЛ в период с 1957 г. по 1967 г. Ново-Адмиралтейский завод (г.Ленинград) построил 16 ПЛ в период с 1966 по 1971 г.г. Ленинградское Адмиралтейское объединение построило 13 ПЛ с 1971 по 1983 г.г. Часть ПЛ строилась на экспорт по пр.И-641. По умолчанию данные ПЛ пр.641.

ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после выхода с СРЗ №13, Севастополь, 20.03.2012 г. (http://vmsu.info).

ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после выхода с СРЗ №13, Севастополь, 20.03.2012 г. (http://vmsu.info).


Подводная лодка пр.641 FOXTROT. Предположительно Северный флот, 1980-е годы (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).
Конструкция ПЛ двухкорпусная цельносварная с использованием стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Форма корпуса выполнена для максимального улучшения мореходности в надводном положении. На ПЛ устанавливалась система пожаротушения ВПЛ-52.





ПЛ пр.641 в доке, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem). Двигатели: 3 х двухтактных дизеля 37Д с газотурбонаддувом мощностью по 2000 л.с. (управление дизелями осуществляется из герметичного подотсека, для снижения загазованности). При достройке части ПЛ по модернизированному пр.641К (в т.ч. на ПЛ Б-435 - ныне "Запорiжже") заменены на 4-х тактные дизели 2Д42 Коломенского завода мощностью 1900 л.с. при 500 об/мин (работали с системой дистанционного управления ДАУ-2Д42 и имели массу на 8 тонн меньше, чем 37Д) или 2Д42М мощностью по 2000 л.с.. На ПЛ Б-397 установлены дизели 40Д. 2 х электродвигателя подводного хода ПГ101 мощностью по 1350 л.с. для бортовых валов 1 х электродвигатель подводного хода ПГ102 мощностью по 2700 л.с. для центрального вала 1 х электродвигателя экономического подводного хода ПГ104 мощностью 140 л.с. для центрального вала Механика - три вала и три винта изменяемого шага. Рули вертикальный и кормовые горизонтальные имели гидравлический привод, электрический и резервный ручной. На ПЛ использовался стабилизатор глубины "Мрамор" (автоматическое управление плавучестью лодки и горизонтальными рулями). Энергетика - аккумуляторы 46СУ, при достройке части ПЛ по модернизированному пр.641К заменены на аккумуляторы повышенной емкости 48СМ. Количество - 448 шт (4 группы по 112 шт). На некоторых ПЛ вероятно использовались свинцово-кислотные аккумуляторы 60СУ (упоминаются у Апалькова, возможно неточность). Экипаж - 70 чел (в т.ч. 12 офицеров) Длина - 91,3 м Ширина - 7,5 м Осадка - 5,09 м (при нормальном водоизмещении) Водоизмещение надводное - 1952 тонны Водоизмещение подводное - 2475 тонн (встречается так же 2550 тонн) Запас плавучести - 26.8% Скорость надводная максимальная - 16.8 уз Скорость подводная максимальная - 16 уз Скорость подводная под РДП - 8-10 уз (по разным данным) Скорость подводная экономическая - 2 уз Дальность хода надводная (скорость 8.1 уз, усиленный запас топлива) - 30000 миль Дальность хода подводная под РДП (скорость 8 уз, усиленный запас топлива) - 17900 миль Дальность хода подводная (скорость 2 уз) - 400 миль Дальность хода подводная (скорость 16 уз) - 15.3 миль Глубна погружения предельная - 280 м Глубна погружения рабочая - 250 м Время погружения - 40 с Время непрерывного пребывания под водой - 575 часов Автономность - 90 суток Вооружение: 6 х 533 мм носовых ТА, боезапас 18 торпед. 4 х 533 мм кормовых ТА (400 мм ТА на ПЛ пр.И-641К), боезапас 4 торпеды. Торпедные аппараты рассчитаны на стрельбу до глубины 80 м. На ПЛ Б-156 носовые ТА оснащены опытной системой быстрой перезарядки. Боезапас (общий) - 22 торпеды типов 53-65М или 53-65К (включая управляемые по проводам) или 32 мины МДТ. ПУТС "Ленинград-641".

Погрузка торпед на ПЛ пр.641, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).

- высокочастотная ГАС связи МГ-15 "Свияга" / TROUT CHEEK
- активно-пассивная ГАС пеленгации МГ-200 "Арктика-М" (расположена в нижней носовой части корпуса);
- станция обнаружения гидроакустических сигналов (ОГС) МГ-13 / МГ-13М "Свет-М" / FEZ (на некоторых ПЛ, антенна расположена над антенной ГАС "Свияга").

Расположение антенн ГАС на примере ПЛ Б-59 пр.641 FOXTROT. Снимок сделан с борта СКР "Разительный" пр.1135 Черноморского флота на переходе в Бизерту, 1981 г. (идентификация ГАС - Ракетчик, http://militaryrussia.ru/forum, фото из архива Волка, http://tsushima.su).

Антенны ГАК на ПЛ ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT. Севастополь, вероятно лето 2009 г. (фото из архива Lizard333, http://forums.airbase.ru). - РЛС обнаружения надводных целей "Флаг" / SNOOP TRAY или "Буря", станция радио-технической разведки "Накат" / "Анкер" ? / STOP LIGHT (обнаружение работы РЛС противника), радиопеленгатор "Рамка" или "Завеса" и станция госопознавания "Хром-К" / QUAD LOOP, радиостанция ВЧ "Ива-МВ" с убирающейся (заваливающейся) антенной (установлена в ходе среднего ремонта на части ПЛ не ранее второй половины 1960-х годов). - Два гирокомпаса "Курс-5", лаг ЛР-2, эхолот НЭЛ-5, эхоледомер ЭЛ-1. Перископ командирский ПК-8.5, перископ зенитный ПЗНГ-8.












Подводная лодка пр.641 FOXTROT в конфигурации для ледового плавания . Предположительно Северный флот, 1980-е годы (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).



- 1958 г. - 1 шт в составе ВМФ
- 1959 г. - 6 шт (+5) в составе ВМФ
- 1960 г. - 12 шт в составе ВМФ

- 1962 г. 11 января - у пирса в Полярном при взрыве торпед на ПЛ Б-37 пр.641 пострадала и позже затоплена ПЛ С-350. Поднята 14 января 1962 г. Проходила ремонт на СРЗ в г.Мурманск в 1964-1966 г.г.



- 1962 г. октябрь - 69-я бригада ПЛ пр.641 Северного флота приняла участие в операции по прорыву блокады Кубы. Практически все ПЛ были обнаружены ПЛО США.








Противолодочный вертолет ВМФ США над ПЛ Б-59 пр.641 FOXTROT в ходе операции по прорыву блокады Кубы (фото - US NAVY, 28.10.1962 г., The National Security Archive, http://www.gwu.edu). - 1963 г. - 27 шт в составе ВМФ
- 1964 г. - 32 шт в составе ВМФ
- 1965 г. - 38 шт в составе ВМФ
- 1966 г. - 44 шт в составе ВМФ
- 1967 г. - 48 шт в составе ВМФ
- 1967 г. - согласно мемуарам И.В.Касатонова во время "Шестидневной" арабо-израильской войны в Средиземном море на боевой службе находились 8 ПЛ пр.641 FOXTROT: - Б-4 «Челябинский комсомолец» (69-я бригада ПЛ СФ)
- Б-7 (42-я бригада ПЛ СФ)
- Б-31 (42-я бригада ПЛ СФ)
- Б-34 (42-я бригада ПЛ СФ)
- Б-38 (СФ)
- Б-105 (69-я бригада ПЛ СФ, 01-30 июня 1967 г.)
- Б-109 (СФ)
- Б-156 (СФ)
- 1968 г. - 50 шт в составе ВМФ

- 1969 г. - 52 шт в составе ВМФ
- 1970 г. - 55 шт в составе ВМФ
- 1971 г. - 57 шт в составе ВМФ
- 1972 г. - 58 шт в составе ВМФ
- 1973 г. - 58 шт в составе ВМФ

ПЛ пр.641 и ПЛ пр.613 (крайняя справа) у пирса, Камчатка, ТОФ, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).
- 1974 г. - 58 шт в составе ВМФ
- 1975 г. - 58 шт в составе ВМФ
- 1976 г. - 58 шт в составе ВМФ
- 1977 г. - 60 шт в составе ВМФ
- 1978 г. - 58 шт в составе ВМФ, ПЛ Б-112 перестроена в научно-исследовательскую ПЛ "Сатурн".
- 1979 г. - 58 шт в составе ВМФ
- 1980 г. - 56 шт в составе ВМФ

- 1981 г. - 55 шт в составе ВМФ
- 1982 г. - 53 шт в составе ВМФ, ПЛ Б-101 перестроена в научно-исследовательскую ПЛ "Регул".
- 1983 г. - 53 шт в составе ВМФ (производство прекращено)
- 1984 г. - 51 шт в составе ВМФ
- 1985 г. - 51 шт в составе ВМФ
- 1986 г. - 51 шт в составе ВМФ
- 1987 г. - 50 шт в составе ВМФ
- 1988 г. - 50 шт в составе ВМФ
- 1989 г. - 48 шт в составе ВМФ
- 1990 г. - 39 шт в составе ВМФ, на Балтике в состав 22 бригады ПЛ входят ПЛ пр.641 Б-4, Б-7, Б-57, Б-130, Б-205, Б-400, Б-413, Б-416, Б-807, Б-821, Б-825, Б-840.
- 1991 г. - 30 шт в составе ВМФ (Апальков - 11 шт).
- 1992 г. - 25 шт в составе ВМФ
- 1993 г. - 14 шт в составе ВМФ
- 1994 г. - 8 шт в составе ВМФ

- 1996 г. - 5 ед в составе ВМФ (БФ - Б-440 в строю, февраль).
- 1997 г. - 2 ед в составе ВМФ (БФ - Б-440 в строю).
- 1998 г. - 1 ед в составе ВМФ
- 2001 г. декабрь - нет в составе ВМФ.

- 2014 г. 22 марта - на ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после аннексии Россией Крыма и захвата части кораблей ВМС Украины поднят Андреевский Флаг. Лодка принята в состав ВМФ России. Часть экипажа, включая командира лодки, отказались перейти на российскую сторону. "Половина экипажа субмарины готова служить и выполнять поставленные задачи, они знают свою лодку и будут продолжать на ней службу. Противники из числа экипажа покинули корабль, в том числе и командир. "Запорожье" перейдет из бухты Стрелецкая в бухту Южная, где базируются наши подводные силы" . Лодка принята в состав Флота с восстановлением старого названия - Б-435.
- 2014 г. 22 марта - в составе ВМФ России 1 ед.

Подводная лодка Б-435 - бывшая украинская U01 "Запорiжжя" - под Флагом ВМФ России, г.Севастополь, 22.03.2014 г. (фото - А.Бричевский, http://forums.airbase.ru via http://bmpd.livejournal.com).

Подводная лодка Б-435 - бывшая украинская U01 "Запорiжжя" - у пирса в Южной бухте Севастополе. Рядом стоят ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В и плавучая зарядовая станция ПЗС-50 - бывшая лодка С-49 пр.633РВ. 23.03.2014 г. (фото - А.Бричевский, http://u-96.livejournal.com via http://bmpd.livejournal.com).
Экспорт: Индия: - 1965 г. - заключено соглашение о поставках ПЛ пр.И-641. - 1967 г. 8 декабря - ВМС Индии передана первая ПЛ пр.И-641 (вариант пр.641) Б-51, которая получила название S23 Kalvari (заводской номер 205). - 1968 г. 6 декабря - ВМС Индии передана вторая ПЛ пр.И-641 Б-401, которая получила название S22 Khanderi (заводской номер 225). - 1969г. 4 сентября - ВМС Индии передана третья ПЛ пр.И-641 Б-405, которая получила название S21 Karanaj (заводской номер 230). - 1969 г. 18 декабря - ВМС Индии передана четвертая ПЛ пр.И-641 Б-402, которая получила название S20 Kursura (заводской номер 255). - 1973 г. - передача ВМС Индии двух ПЛ пр.И-641К из серии ПЛ в 4 шт.

Церемония передачи ВМС Индии ПЛ S24 Vagir пр.И-641К, Болдерая, Рига, 1973 г. (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).
- 1974 г. - передача ВМС Индии еще двух ПЛ пр.И-641К.
- 1974 г. 10 августа - ВМС Индии включили в свой состав ПЛ пр.И-641 Vagli (одна из двух ПЛ принятых в 1974 г.). Порт приписки - Мумбаи. С 1993 г. порт приписки Vagli - Вишакхапатнам. - 1975 г. - всего в ВМС Индии 8 ПЛ пр.И-641 и И-641К:
Проект | Название в ВМС Индии | Название в ВМФ СССР | завод.№ | Дата передачи | Прочее |
И-641 | S23 Kalvari | Б-51 | 205 | 08.12.1967 | |
И-641 | S22 Khanderi | Б-401 | 225 | 06.12.1968 | |
И-641 | S21 Karanaj | Б-405 | 230 | 04.09.1969 | |
И-641 | S20 Kursura | Б-402 | 255 | 18.12.1969 | |
И-641К | S24 Vagir | 1973 г. | передача ПЛ состоялась в Болдерая (г.Рига), фотографии церемонии передачи ПЛ http://picasaweb.google.com/miraxem/Vagir02# | ||
И-641К | S25 Vela | 1973 г. | |||
И-641К | S26 Vagli | 10.08.1974 | |||
И-641К | S27 Vagshiir | 1974 г. |
- 1976-1979 г.г. - 2 ПЛ пр.И-641 прошли модернизацию по пр.И-641М на "Дальзаводе" (г.Владивосток) - S20 Kursura и S21 Karanaj. - 2002 г. - ПЛ S20 Kursura пр.И-641 установлена в качестве музея в г.Вишакххапатнам.
- 2010 г. - на вооружении 2 ПЛ семейства пр.И-641 FOXTROT (Vela и Vagli).
- 2010 г. июль - из состава ВМС исключена ПЛ пр.И-641 Vela, оставшуюся ПЛ Vagli планируется исключить из состава ВМС до конца 2010 г.
- 2010 г. 09 декабря - последняя ПЛ пр.И-641 - Vagli - выведена из состава ВМС Индии.

ПЛ пр.И-641 Vagli перед выводом из состава ВМС Индии, 09.12.2010 г. (http://livefist.blogspot.com/). Куба: - 1979 г. 7 февраля - в Гаванну для ВМС Кубы прибыла первая ПЛ пр.И-641К Б-309, которая получила название S725 (заводской номер 01299). - 1980 г. март (январь по западным данным) - ВМС Кубы передана вторая ПЛ пр.И-641К Б-586, которая получила название S727 (заводской номер 01205). - 1984 г. февраль - ВМС Кубы передана третья ПЛ пр.И-641К Б-510, которая получила название S729 (заводской номер 01209). - 1986 г. март - 1992 г. - ПЛ S725 прошла ремонт в Гаванне. - 1989 г. июль - начат ремонт ПЛ S727 в Гаванне. - 1992 г. начиная с этого года считается, что ПЛ S725 и S727 не боеспособны.



Ливийская ПЛ пр.641 с бортовым №32 (фото из архива Idris Welch, http://picasaweb.google.com).






- 2003 г. для ПЛ U01 "Запорiжжя" в Греции закуплены акумуляторные батареи и доставлены в Севастополь БДК "Константин Ольшанский".
- 2006 г. сентябрь - в строю ПЛ U01 "Запорiжжя" (Б-435). Базируется в Килен-бухте Севастополя.




Подводная лодка ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT в доке. Севастополь, вероятно лето 2009 г. (фото из архива Lizard333, http://forums.airbase.ru).
- 2010 г. - ПЛ U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT входит в состав ВМС Украины (в ремонте на СРЗ в Севастополе).
ПЛ U01 "Запорiжжя" пр.641 ВМС Украины, г.Севастополь, 24.04.2010 г. (фото А.Бричевского, предоставлено Владимиром Владимировичем, http://militaryrussia.ru/forum)
- 2010 г. 30 апреля - появилась информация о подготовке ПЛ U01 "Запорiжжя" к ходовым испытаниям. По оценке специалистов на ПЛ не ремонтировались кабельные трассы и прочный корпус. Предположительная рабочая глубина погружения - 70-100 м - неподтвержденная информация.
- 2010 г. 15-31 декабря - в Севастополе проведен первый этап швартовых испытаний ПЛ U01 "Запорiжжя". Швартовые испытания планируется завершить к 15 февраля с выходом на ходовые испытания ПЛ. Ходовые испытания планируется завершить к 31 мая 2011 г. ПЛ U01 "Запорiжжя" планируется включить в состав ВМС Украины.


Подводная лодка ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT проходит швартовые испытания. Севастополь, март 2011 г. (фото из архива max81, http://forums.airbase.ru).
- 2011 г. 24 марта - в СМИ объявлено о том, что ПЛ U01 "Запорiжжя" примет участие в совместных с Россией учениях "Фарватер мира", которые будут проходить на Черном море 16-20 мая 2011 г. В мае 2011 г. состоятся ходовые испытания ПЛ и она будет передана ВМС Украины. Сейчас на ПЛ проходят испытания силовой установки и ведется наладка оборудования.
- 2012 г. 20 марта - ПЛ U01 "Запорiжжя" вышла своим ходом с СРЗ №13 в бухту.


ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после выхода с СРЗ №13, Севастополь, 20.03.2012 г. (http://vmsu.info).
- 2012 г. 17 апреля - планируется совершить первый самостоятельный выход в море ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины.

ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после первого погружения, Севастополь, 18.07.2012 г. (http://www.pravda.com.ua/).
- 2012 г. 20 июля - к этой дате по состоянию на весну 2012 г. планировалось завершить ходовые испытания ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины. 18 июля 2012 г. лодка выполнила первое погружение в своей новейшей истории. По состоянию на 29.07.2012 г. в СМИ заявляется, что ходовые будут завершены до конца 2012 г. и лодка будет принята в состав ВМС Украины.
- 2014 г. 22 марта - на ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после аннексии Россией Крыма и захвата части кораблей ВМС Украины поднят Андреевский Флаг. Лодка принята в состав ВМФ России. Часть экипажа, включая командира лодки, отказались перейти на российскую сторону. "Половина экипажа субмарины готова служить и выполнять поставленные задачи, они знают свою лодку и будут продолжать на ней службу. Противники из числа экипажа покинули корабль, в том числе и командир. "Запорожье" перейдет из бухты Стрелецкая в бухту Южная, где базируются наши подводные силы" .
Источники: Апальков Ю.В., Корабли ВМФ СССР. Справочник. Том 1 - Подводные лодки. Часть 2. СПб., "Галея Принт", 2003 г. Военный паритет. Сайт http://militaryparitet.com/, 2009 г. Касатонов И.В., Командую флотом. М., 2002 г. Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Подводные лодки России: история и современность. Владивосток, "Уссури", 1996 г. Кузин В.П., Никольский В.И., Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб., Историческое Морское общество, 1996 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2010-2012 г.г.
Русский подплав. Сайт http://www.submarines.narod.ru/, 2009 г. Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2009 г. Цусимские форумы. Сайт http://tsushima.su, 2009 г. Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2009 г. Jane's Major Warships 1997. UK. Jane's, 1998 г. Federation of American Scientists. Сайт http://www.fas.org, 2009 г.
MilitaryRussia.Ru. Форум, 2010 г.