ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.) М-4 "Молот" BISON-A, B, C Стратегический бомбардировщик разработанный в ОКБ-23 под руководством В.М.Мясищева по проекту "25" (М-25). НИОКР с 24 марта 1951 г. Прототип М-4 совершил первый полет 20 января 1953 г. (пилоты - Ф.Ф.Опадчий, А.Н.Грацианский, штурман - А.И.Помазунов, радист - И.И.Рыхлов, бортинженер - Г.А.Нефедов, ведущие инженеры - И.Н.Квитко и А.И.Никонов). Постановлением Правительства СССР от 19 сентября 1953 г. заводу N 23 предписывалось строительство опытной серии - 3 шт. в 1954 г. и 8 шт. в 1955 г. Испытания второго самолета начаты 23 декабря 1953 г. Заводские испытания закончились 15 апреля 1954 г. и в тот же день самолет принят на госиспытания, но фактически они начались 4 мая 1954 г. 1 мая 1954 г. опытная машина М-4 была показана на параде над Красной площадью в Москве. Серийное производство М-4 началось в 1954 г. на заводе ОКБ-23 в Филях (завод N 23 под Москвой). В 1955 г. самолет проходил войсковые испытания на авиабазе в г.Энгельсе. С 1975 г. как бомбардировщик самолет снимается с вооружения. Экипаж: - 8 чел (М-4)
- 7 чел (3М) Двигатели (отклонены от оси самолета на 4 градуса в стороны):
1) Прототип, серийный М-4 - 4 х АМ-3А ОКБ А.А.Микулина тягой по 8700 кг. 2) М-4 позже - 4 х АМ-3Д тягой по 8750 кг.
3) позднее М-4А (модернизация 1955-57 г.г.) - 4 х АМ-3М (РД-3М-500) тягой по 9500 кг, затем РД-3М-500А ОКБ П.Зубца с тягой 9500 кг (на чрезвычайном режиме до 10500 кг). 4) 3М (1956 г.) - 4 х ВД-7 (изделие 15) ОКБ В.А.Добрынина тягой по 11000 кг (на 25% уменьшен расход топлива). 5) 3МН, 3МН-2, 3МД - 4 х ВД-7Б (РД-7Б) (для ФАИ представлены как Д-15) тягой по 9500 кг. 6) 3МС, 3МС-2 - 4 х РД-3М-500А тягой по 10500 кг. 7) 3МЕ - 4 х ВД-7П тягой по 11300 кг. 8) ВМ-Т - 4 х ВД-7М тягой по 11000 кг.
Длина: -47,665 м (М-4)
- 51,7 м (3М/3МС со штангой дозаправки)
- 48,76 м (3М без штанги дозаправки)
- 46,7 м (3МС, без штанги дозаправки)
- 51,8 м (3МД)
Размах крыла: -50,526 м (М-4)
- 53,14 м (3М/3МС/3МД)
Размах стабилизатора - 15 м
Площадь крыла - 351,78 кв.м (3М)
Аэродинамическое качество крыла: - 18 (М-4)
- 18,5 (3М)
Стреловидность крыла - 34,5 град. (М-4/3М)
Высота - 11,5 м (М-4/3М)
Диаметр фюзеляжа макс. - 3,5 м (М-4/3М)
База шасси - 14,41 м
Колея подкрыльевых стоек - 52,34 м
Масса максимальная: - 181500 (прототип М-4)
- 184000 кг (серийный М-4)
- 193000 кг (3М)
- 202000 кг (3М, с двумя подвесными топливными баками)
- 192000 кг (3МС/3МД)
Масса нормальная: - 138000 кг (М-4)
- 185000 кг
Масса нормальная посадочная - 105000 кг (3М/3МС/3МД)
Масса пустого: - 79700 кг (М-4)
- 74430 кг (3М)
- 75740 кг (3МС)
- 76800 кг (3МД)
Масса топлива: - 123600 л (М-4, реальная заправка)
- 132390 л (М-4, максимально возможная заправка)
Масса полезной нагрузки:
- 9070 кг (боевая, М-4)
- 18000 кг (максимальная боевая ограниченная, М-4)
- 24000 кг (максимальная боевая, М-4/3М/3МС/3МД)
- 27000 кг ( рекорд скорости на базе 1000 км установлен 30.10.1959 г. самолетом 201М)
- 55220 кг (рекорд подъема груза на высоту установлен самолетом 201М 29.10.1959 г.)
Скорость максимальная: - 947 км/ч (прототип М-4, высота 6700 м)
- 930 км/ч (М-4А с двигателями РД-3М-500А, высота 7500 м)
- 940 км/ч (3М, высота 8500 м, масса 135 тонн)
- 925 км/ч (3МС/3МД, высота 8500 м)
- 1028,664 км/ч ( рекорд скорости на базе 1000 км с ПН 27.000 кг, 201М, 1959 г.)
Скорость крейсерская: - 800 км/ч (М-4)
- 900 км/ч
- 800-850 км/ч (3М)
Скорость взлета - 310 км/ч (М-4/3М)
Скорость посадки - 210 км/ч (М-4/3М)
Потолок: - 12150 м (М-4/3М)
- 12500 м (М-4 с дв. РД-3М-500А, при взлетном весе 138 т.)
- 13121 м (201М, рекорд высоты полета с ПН 55.220 кг, 1959 год)
- 15317 м (201М, рекорд высоты полета с ПН 10.000 кг, 1959 год)
- 15800 м (?)
Дальность максимальная: - 12000 км (расчетная М-4)
- 9400 км (расчетная М-4 с ПН 5000 кг)
- 6500 км (М-4, масса ПН 24.000 кг)
- 8100 км (М-4, масса ПН 5.000 кг без дозаправки)
- 11200 км (М-4, без ПН ??)
- 12500 км/ч (М-4А с двигателями РД-3М500А)
- 11850 км (3М, масса ПН 5.000 кг без дозаправки)
- 15400 км (3М, масса ПН 5.000 кг, 2 х ПТБ, с одной дозаправкой)
- 9440 км (3МС, масса ПН 5.000 кг, без дозаправки)
- 12400 км (3МС, масса ПН 5.000 кг, с одной дозаправкой)
- 10810 км (3МН, масса ПН 5.000 кг, без дозаправки)
- 10950 км (3МД, масса ПН 5.000 кг, без дозаправки)
- 13600 км (3МД, масса ПН 5.000 кг, с одной дозаправкой)
Радиус действия: - 5300 км (М-4, масса ПН 9.070 кг)
- 8000 км (3М, масса ПН 5.450 кг, скорость 835 км/ч)
Продолжительность полета одной дозаправкой и двумя ПТБ - 20 час.(3М)
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 2G (М-4/3М, масса 140.000 кг). Вооружение:
Артиллерийское - 6 х 23 мм пушки АМ-23 спаренные в трех установках, боекомплект верхней и нижней установок по 1100 снарядов, кормовой - 2000 снарядов, скорострельность - 900 выстр./мин. Бомбы - калибр до 9.000 кг.; 3М - 52 х ФАБ-500 или 3-4 х ФАБ-6000 или 1-2 х ФАБ-9000 или 2 х атомных бомбы массой 2000 кг или 1 х атомная бомба массой 4000 кг, торпеды (2 х калибра 533 мм), мины.
На самолете велись испытания КР Х-61, испытывался самолет с подвеской 2 х Х-22 (3М-5, середина 1970-х годов). Оборудование - бомбардировочный радиолокационный прицел РПБ-4 (PUFF BALL). Система дозаправки разработана в ОКБ С.Алексеева. В корме - РЛС управления кормовой пушечной установки "Аргон". Система катапультирования (происходит вниз через люки). На 3М установлен оптический бомбардировочный прицел ПБ-11, автопилот и навигационно-бомбардировочный автомат НБА, система предупреждения об облучении РЛС противника, 3 блока выброса дипольных отражателей, станция активных помех СПС-2, аэрофотоаппарат АФА-42 или его ночная модификация.
Режим дозаправки - высота 5000-6000 м, скорость 800 км/ч, продолжительность - 20 мин, масса перекачиваемого топлива (3МС-2/3МН-2) - 40000 кг, производительность заправки - 2250 л/мин. Модификации: М-4 (изделие 103) BISON-A - 1954 г. серийное производство, бомбардировщик, киль с наплывом, нос - "тупой". На заводе ОКБ-23 в Филях всего произведено 33 шт.
М-4А (опытный самолет) - НИОКР с 17 сентября 1953 г., испытания - 1955-57 г.г. модернизация двигателей (РД-3М500А), отработка системы дозаправки.
М-4-2 - 1956 г., самолет-дозаправщик (переоборудование из М-4 произведено после принятия на вооружение бомбардировщика 3М).
М-2 (2М, проект-изделие 28) - НИОКР начаты по постановлению Совмина СССР от 19 марта 1952 г., эскизный проект представлен 1 октября 1952 г., высотная модификация М-4 с двигателями на пилонах под крылом (4 х ВД-5 тягой по 13000 кг). Потолок - до 17000 м (расчетный). Предполагалась установка стрелкового радиоприцела "Ксенон" в хвостовой части.
103М - 1959 г., рекордная модификация М-4 с двигателями ВД-7.
3М (М-6, изделие 201) BISON-B - - проект представлен в 1955 г., первый полет - 27 марта 1956 г. (пилот - М.Л.Галлай), серия - 1956 г., принят на вооружение в 1958 г., модификация М-4 с увеличенной дальностью полета и двигателями ВД-7 (тяга по 11000 кг) имеющими на уменьшенный на 25% расход топлива. Киль без наплыва, нос "тупой" удлиненный, штанга дозаправки, РЛС РПБ-4 перенесена в носовую часть, мог нести подвесные топливные баки (ПТБ) по 6500 л - 2 шт между двигателями на держателях Дер5-48. Также мог применяться как дальний торпедоносец.
29 проект - НИОКР - 1956 г., пассажирская и военно-транспортная модификация М-4, двухэтажный фюзеляж, дальность до 9000 км, скорость - 900 км/ч.
201М - 1959 г., М-6 рекордный самолет, экипажами Н.Горяйнова,Б.Степанова и А.Липко установлены 12 мировых рекордов.
3МС (иногда в прессе 3МС-1) - 1957 г., серийный бомбардировщик, обратная замена двигателей на РД-3М500-А (ВД-7 имели малый межремонтный ресурс).
3МН - 1959-60 г.г. - дальнейшая модернизация 3М - установка двигателей ВД-7Б (тяга 9500 кг) с увеличенным ресурсом.
3МД BISON-C - 1960 г. серийное производство, бомбардировщик с двигателями ВД-7Б, заостренный нос со штангой дозаправки на конце. Оснащен прицельно-навигационным комплексом с РЛС кругового обзора "Рубин" (2-см диапазон, дальность обнаружения крупной наземной радиоконтрастной цели - 400 км, крупного корабля - 200-250 км, круговой обзор).
3МЕ - 1963 г. испытания, опытный высотный бомбардировщик с двигателями ВД-7П (РД-7П) тягой по 11300 кг (на большой высоте больше ВД-7 на 28%).
3М-Р - принят на вооружение в 1964 г., модификация для дальней морской разведки.
3МС-2 - первый полет - 1971 г., поступление в ВВС - серед. 1970-х годов, переоборудование 3МС в дозаправщики в связи с договорами о разоружении. 1992 г. - есть на вооружении, всего вместе с 3МН-2 переоборудовано 45 самолетов. Масса передаваемого топлива - 45 тонн при собственной дальности полета 5500 км и скорости передачи 2250 л/мин.
3МН-2 - первый полет - 1971 г., поступление в ВВС - серед. 1970-х годов, переоборудование 3МН в дозаправщики в связи с договорами о разоружении. 1992 г. - есть на вооружении.
3М-5 - переоборудованный опытный 3МН (середина 1970-х годов). Ракетоносец, испытания с использованием узлов подвески Дер5-48 ракет КСР-5 в комплексе с РЛС "Рубин-1МЕ". Так же на машине была испытана станция постановки активных помех "Азалия".
ВМ-Т "Атлант" (прототип 3М-Т, всего построено 3 шт.) - НИОКР с 1978 г., первый полет - в 1980 г., с полезной нагрузкой - 6 января 1982 г. (экипаж А.Кучеренко), специальный транспортный самолет для транспортировки объемных грузов "на спине", новые двигатели ВД-7М без форсажа (тяга по 11000 кг), 5 конфигураций полезной нагрузки.
"Демонстратор" - НИОКР начаты в 1992 г. совместно с ЦАГИ и НПО им. А.М.Люльки, самолет-носитель космических аппаратов типа "Хотол" и летающая лаборатория для отработки криогенного ЖРД Д-57М НПО "Сатурн" (стартовая масса ракетного модуля - 50000 кг, масса системы - 165000 кг, скорость максимальная ракетного модуля - 2200 м/с = 7 М); Статус - СССР:
1963 г. - на заводе в Филях прекращено серийное производство бомбардировщиков, всего выпущено - 10 шт. М-4, 74 шт. 3М и 10 штук 3МД. Базирование - авиабазы Энгельс, Серышево и Шауляй.
1968 г. - всего на вооружении 50 шт. ударных модификаций.
1969-77 г.г. - на вооружении 40 шт. М-4.
1970-81 г.г. - всех модификаций (М-4, 3М, 3МД и др.) на вооружении 56 шт. 1983 г. - на вооружении 45 бомбардировщиков и 30 дозаправщиков.
1985 г. - все бомбардировщики сняты с вооружения.
1986 г. октябрь - на вооружении 45 самолетов разных модификаций, из них бомбардировщиков и разведчиков - 15 шт., остальные - танкеры 3МС-2 / 3МН-2. 1987 г. - 15 шт. в ВВС, в резерве вместе с Ту-16 и Ту-22 - 340 шт.
1989 г. - разрушено в порядке сокращения вооруженных сил 36 шт. (по плану к списанию подлежит всего 200 машин ?).
1992 г. - 3МС-2 / 3МН-2 еще есть на вооружении. За все время эксплуатации потеряно 4 самолета (в т.ч. 2 - в 1992 г. при столкновении).
1993 г. - все заправщики официально сняты с вооружения (ВВС России - 1 полк) и выведены в резерв. На конец года на вооружении - 10 шт. 3МС-2 (авиабаза Энгельс).
1994 г. - все сняты с вооружения. Источники: Авиация-космонавтика. Выпуск 6, 1995 г.
Альбом военных самолетов и вертолетов МО СССР. ДСП. 1975 г.
Бутовски П., Предшественники Ту-160. // Аэрохобби. N 3 / 1994 г.
Воевода С.С., архив, 1992 г.
Гордон Е., Кудрявцев В., Первенец стратегической. // Авиация и космонавтика. N 5 / 1993 г.
Зуенко Ю., Коростелев С., Боевые самолеты России. Москва, "Элакос", 1994 г.
Ильин В.Е., Левин М.А., Бомбардировщики.- М.: Виктория, АСТ, 1996 г.
Козлов П.Я., Конструктор. Москва., "Машиностроение", 1989 г.
Мороз С., Однажды воспарив... // Авио. N 2 / 1992-94 г.г.
Пономарев. Развитие самолетов мира.
Прокопенко С., "Бизоны" живут долго. // Красная звезда. 16.04.1993 г.
Советская военная техника 1988. Томск. 1988 г.
Стуканов, архив, 1992 г.