ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.) Як-28 BREWER-A,B,C,D,E (ранее - BROUSSARD) / FIREBAR / MAESTRO Легкий фронтовой бомбардировщик. Создан на базе Як-26 в ОКБ-115 и является продолжением семейства Як-25 / Як-27. Проектирование прототипа Як-129 завершено в 1957 г. Первый полет Як-129 - 5 марта 1958г. (пилот - В.М.Волков). Начало серийного производства - 1963 г. (до 1964 г. производились на Саратовском авиазаводе, с 1963 г. производились на Иркутском авиазаводе). Последний самолет снят с вооружения в 1991 г. (Як-28ПП). Экипаж - 2 чел
Двигатели:
1) Як-129 - 2 х Р-11А-300
2) Як-28/Як-28Б/Як-28У - 2 х Р-11АФ-300 (верхнее расположение коробки агрегатов, конус центрального тела выдвигается или убирается в зависимости от скорости потока) с тягой по 5750 кг.
3) Як-28И/Як-28Л/Як-28Р/Як-28ПП - к 1978 г. 2 х Р-11АФ2-300 тягой по 6200 кг.
4) В 1983 г. у всех оставшихся на вооружении самолетов Р-11 заменены на Р-13.
Длина самолета: - 22,3 м (Як-28Б)
- 20,2 м (Як-28У)
- 20,34 м (Як-28Р/ПП, по др.данным - 22,3 м)
Размах крыла - 11,64 м (все серийные мод.)
Стреловидность крыла по передней кромке - 55 град.
Высота - 4,4 м
Площадь крыла - 35,25 кв.м (все серийные мод.)
Диаметр фюзеляжа - 1,45 м
Масса максимальная: - 16800 кг (Як-28Б)
- 18080 кг (Як-28И)
- 17465 кг (Як-28Л)
- 17645 кг (Як-28Р)
- 17845 кг (Як-28ПП)
Масса нормальная: - 13630-13650 кг (Як-28Б)
- 16160 кг (Як-28И)
- 15545 кг (Як-28Л)
- 16725 кг (Як-28Р)
- 15925 кг (Як-28ПП)
- 14565 кг (Як-28У)
Масса пустого: - 8500 кг
- 8985 кг (Як-28И)
- 10400 кг (Як-28У по западным данным)
Масса топлива в фюзеляже: - 3450 кг (Як-28Б)
- 4960 кг (Як-28Р)
Масса полезной нагрузки - 800-3000 кг Скорость максимальная: - 1900 км/ч (Як-28Б, на высоте 12000-13000 м, при потолке ниже 8000 м - ограничение по скоростному напору - до 1 М ) - 1805 км/ч (Як-28И)
- 1945 км/ч (Як-28Л/Як-28Р)
- 1725 км/ч (Як-28ПП)
- 1807 км/ч (Як-28У)
Скорость максимальная у земли: - 1040 км/ч (Як-28Б)
- 1100 км/ч (Як-28Р)
Скорость крейсерская: - 1010 км/ч (М 0.95)
- 920 км/ч
Скорость взлетная - 250-280 км/ч
Скорость посадочная - 240-250 км/ч
Потолок: - 16200 м (Як-28Б, на форсаже)
- 14500 м (Як-28И)
- 16250 м (Як-28Л)
- 15650 м (Як-28Р)
- 15300 м (Як-28ПП)
- 15600 м (Як-28У)
Дальность перегоночная - 3000 км
Дальность полета с ПТБ: - 2630 км (Як-28Б)
- 2070 км (Як-28И)
- 2420 км (Як-28Л)
Дальность полета без ПТБ (Як-28Б) - 1950 км
Радиус действия (Hi-Lo-Hi): - 900 км (видимо с ПТБ ?)
- 1190 км (Як-28Р)
Разбег: - 1830 м (Як-28И)
- 1550 м (Як-28Л)
- 1230 м (Як-28Р)
- 1250 м (Як-28ПП)
- 1450 м (Як-28У)
Пробег (с тормозным парашютом): - 700 м (Як-28И/Як-28ПП)
- 850 м (Як-28Р)
- 780 м (Як-28У)
Продолжительность полета макс. - 2 часа 55 мин (Як-28Р)
Стоимость одного самолета (1960-е годы) - 1.500.000 рублей.
Один из основных недостатков - слабые разгонные характеристики в диапазоне скоростей 1,3-1,6 М.
Вооружение и полезная нагрузка: 1. На Як-28Б/Як-28И пушка НР-23 (в фюзеляже, по правому борту), на Як-28БИ/Як-28И/Як-28Л - ГШ-23Я (в носовой части, справа). 2. На всех модификациях - дополнительные топливные баки под крылом (2 шт), масса топлива - 1.740 кг. 3. На варианте BREWER - бомбы, контейнеры и т.д. в отсеке фюзеляжа, максимальный калибр бомб - 3.000 кг, загрузка в бомболюк с помощью специального подъемника (занимает 1.5 часа). Як-28ПП - радиоэлектронное оборудование, 2 х УБ-16 на узлах подвески под крылом с противорадиолокационными НУРСами.
Оборудование:
BREWER-A - радиолокационный бомбардировочный прицел РБП-3 (LOOK TWO) - бомбометания и навигации (под фюзеляжем). Оптический бомбардировочный прицел ОПБ-115.
BREWER-B - система автоматизированного наведения самолета на цель РБП "Лотос" (антенна - под фюзеляжем).
BREWER-C - РЛС "Инициатива-2" (SHORT HORN), автономная навигации и бомбометания, дальность обнаружения цели - 200 км. Оптический бомбардировочный прицел ОПБ-16.
Модификации:
Як-28 / Як-28Б BREWER-A - фронтовой бомбардировщик, серия - 1959-60 г.г., к 1975 г. снимался или уже был снят с вооружения. Кроме РЛС РБП-3 LOOK TWO устанавливался так же оптический бомбовый прицел ОПБ-115. Строился на Саратовском авиационном заводе. Як-28БИ - Як-28Б модернизированный под РЛС "Инициатива".
Як-28Л BREWER-B - фронтовой бомбардировщик, конверсия Як-28Б, первый полет совершил в 1960 г., двигатели те же (Р-11АФ-300) в ходе испытаний заменены на Р-11АФ2-300, серия - 1963 г., в ВВС эксплуатировался, но официально на вооружение не принят, к 1975 г. снимался или снят с вооружения. Всего произведено 111 экземпляров. Строился на Иркутском авиационном заводе.
Як-28РР - радиационный разведчик, создан в ходе модернизации Як-28Л (установлены контейнеры для забора проб воздуха под крылом).
Як-28И BREWER-C - фронтовой бомбардировщик, первый полет - 1960 г., двигатели те же, что и на Як-28Б, серия - 1964 г. (может быть раньше),в ходе модернизации оснащались двигателем Р-11АФ2-300, в 1975 г. еще состоял на вооружении, 1983 г. - на вооружении нет. Всего произведено 223 экземпляра. Строился на Иркутском авиационном заводе.
Як-28Р BREWER-D - разведчик, первый полет - 1963 г., серия - 1964-70 г.г. (производились на Иркутском авиазаводе), увеличенная площадь остекления кабины штурмана, измененное лобовое стекло кабины пилота (вместо одного плоского - два эллиптической формы), в бомболюке - фотоаппаратура, под фюзеляжем антенна РЛС "Инициатива-2Р", на вооружении до начала 1980-х годов. Всего Як-28Р построено 183 экземпляра, все - на Иркутском авиационном заводе. Модифицирован - Як-28РЛ (опытная мод.), Як-28СР и Як-28ПП (серийные).
Як-28РЛ - опытная модификация на базе Як-28Р.
Як-28СР - серийная модификация на базе Як-28Р.
Як-28ПП BREWER-E - постановщик помех - самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ, серия - 1970-1973 г.г. РЛС нет, под фюзеляжем станция постановки помех "Букет". В октябре 1990 г. еще есть в ВВС.
Як-28П (изделие 40) / Як-28ПМ (Як-28ПД) FIREBAR - истребитель-перехватчик, первый полет - 1960 г. Производились на Новосибирском авиазаводе им. В.Чкалова, всего построено 435 шт (см. "Истребители").
Як-28У MAESTRO - учебно-тренировочный истребитель, две кабины, в бомбовом отсеке - дополнительный топливный бак, серия - 1962 г. Всего построено 183 экземпляра. В октябре 1990 г. еще есть на вооружении. Строился на Иркутском авиационном заводе.
Як-28ИС - неизвестная мод.
Статус - СССР (на экспорт не поставлялся):
1977 г. - Як-28Б / Як-28Л / Як-28И - сняты с вооружения;
1980 г. - Як-28Р - 120 шт. (?). Всех модификаций промышленностью произведено ок. 1000 шт. (вместе с Як-28П).
1981-83г.г. - BREWER-E - 150 шт.
FIREBAR - 200 шт.
1993 г. - официально снят с вооружения. На конец года в ВВС - 40 шт. Як-28 разведчиков и РЭБ-модификаций.
Источники: Авиация-космонавтика. Выпуск 6, 1995 г.
Гордон Е., Из семейства реактивных., // Крылья Родины, N 9 / 1991 г.
Криволуцкий И., Гордон Е., Як-28: бомбардировщик, перехватчик, разведчик. // Авиация и космонавтика. N 3-4 / 1992 г.
Михеев А., Фомин А., Су-34. Авиационная серия Polygon. Москва. Любимая книга. 1995 г.
Советская военная техника 1988. Томск. 1988 г.