ДАННЫЕ НА 2009 г. (ИЛЛЮСТРАЦИИ, стандартное пополнение) Т-4 (изделие "100") Самолет 101 типа Т-4 на испытаниях в ЛИИ в Жуковском (1972 г.) Дальний сверхзвуковой бомбардировщик ОКБ П.О.Сухого (главный конструктор - Н.С.Черняков). Задание на разработку (конкурс с ОКБ А.Н.Туполева и А.С.Яковлева) - осень 1961 г. НИОКР начаты весной 1962 г. (постановление правительства СССР N 1194-440 от 03.12.1963 г.). В 1962 г. к проектированию самолета подключилось КБ Лавочкина, на опытном производстве КБ Лавочкина изготовлены боковые отсеки фюзеляжа. Декабрь 1962 г. - завод КБ Лавочкина передается В.Н.Челомею, к работам по Т-4 подключается МКБ "Буревестник" и Тушинский машиностроительный завод. В процессе проектирования исследовалось более 20 компоновок самолета. В 1967-1969 г.г. на летающей лаборатории "100Л-1" на базе Су-9 испытаны 8 конфигураций крыла. Определение окончательной конфигурации состоялось к декабрю 1965 г. (33-й вариант).Постановление СМ СССР о постройке опытного самолета в течение 5 лет - декабрь 1965г. Постановление СМ СССР о постройке опытной партии в количестве 7 самолетов (6 летных и 1 для статических испытаний) - 28 ноября 1967 г. Самолет 101 (первый) предполагалось использовать как первый летный экзепляр, а так же для опредения ТТХ; самолет 102 - предназначался для испытаний навигационного комплекса; самолет 103 - для испытаний КРБД; самолет 104 - испытания на дальность полета и применение свободнопадающих бомб, а так же пуски КРБД; самолет 105 - отработка БРЭО, самолет 106 - отработка ударно-разведывательного комплекса вцелом; самолет 100С - для статических испытаний. Первый полет самолета 101 - 22 августа 1972 г. (летчики В.С.Ильюшин и Н.А.Алферов). Испытания продолжались до 6 августа 1973 г. (9 полетов). 22 января 1974 г. начат второй этап испытаний. В марте 1974 г. испытания самолета 101 приостановлены (налет - 10 часов 20 минут). Производство самолета 102 так же прекращено на этапе сборки. На вооружение принят не был хотя по планам на 1970-1975 г.г. планировалась постройка 250 самолетов на Казанском авиазаводе. Подготовка производства свернута в пользу Ту-22М. Развитие проекта прекращено, предпринимались попытки проектирования более крупной машины с ИГ крыла на базе проекта Т-4. Приказ МАП о закрытии проекта №38 вышел 28 января 1976 г. и недостроенные самолеты 102 и 103 разобраны на металл. Экипаж - 2 чел (пилот и штурман-оператор)
Двигатели: 1) Макет в ЦАГИ - 4 х ВД-19 ОКБ Добрынина.
2) Испытания - 4 х РД-36-41 (79Р) Рыбинского КБ моторостроения (главный конструктор - П.Колесов), тяга по 16150 кг на форсаже, испытнания закончены в 1969 г., топливо - РГ-1 нафтил (стойкое, высокотемпературное). Доработка двигателей велась на летающей лаборатории Ту-16 в 1968 г.
3) Возможно применялись (либо предполагалось использование) - 2 х РД-36-51А тягой по 20000 кг. Конструкция самолета - основные материалы - титановые сплавы ОТ-4 и ВТ-20, стальные сплавы ВНС-2. Часть конструкций изготавливались из радиопоглощающих материалов для снижения РЛ-заметности. Температура нагрева деталей планера в полете - до 300 град.С. Нос самолета при взлете и посадке опускается улучшая обзор пилоту (время изменения положения носовой части - 15 секунд). Аэродинамическая схема - бесхвостка с управляемым дестабилизатором. Управление самолета осуществляется аналоговой ЭДСУ (отрабатывалась на летающей лаборатории "100ЛДУ" на базе Су-7У. Позже аналог ЭДСУ использован на Су-27.
Длина - 44,5 м
Размах крыла - 22,7 м
Высота - 11,195 м
Колея шасси - 5,88 м
База шасси - 10,3 м
Диаметр фюзеляжа - 2 м
Площадь крыла - 295,7 кв.м
Масса максимальная: - 135000 кг (с ПТБ и 2 х AS)
- 125000 кг (без ПТБ)
Масса нормальная (первый проект) - 100000 кг Масса нормальная - 114000 кг
Масса пустого - 55600 кг
Масса топлива - 57000 кг
Тяговооруженность - 0,56 (при нормальной массе)
Скорость максимальная - 3200 км/ч (расчетная)
- 1.28 М (на высоте 12100 м, 9-й испытательный полет, первое превышение скорости звука в ходе испытаний) - 1.36 М (на высоте 12000 м, 10-й испытательный полет, 22.01.1974 г.) - 1.75 М (реальная ?)
Скорость крейсерская - 3000 км/ч (2.8 М, расчетная)
Потолок - 25000-30000 м (расчетный)
Дальность с максимальной ПН - 4000 км (расчетная)
Дальность максимальная (масса нормальная, скорость крейсерская) - 6000 км (расчетная)
Дальность перегоночная (масса максимальная, скорость крейсерская) - 7000 км (расчетная) Радиус действия боевой системы "самолет-КР" - 3000 км (по проекту)
Разбег - 950-1050 м
Пробег - 800-900 м (с тормозным парашютом) Общая стоимость программы создания Т-4 - 1 млрд 300 млн. руб (в ценах 1976 г. с учетом смежников)
Вооружение - 2 узла подвески под крылом для 2 КРБД + подвешиваемый под фюзеляж крупногабаритный контейнер для грузов и топлива. - типовое вооружение по проекту - 2 х КРБД Х-45 (под крылом) - контейнер под фюзеляжем - свободнопадающие бомбы
Оборудование: Навигация - астроинерциальная навигационная система с индикацией данных на планшет штурмана; многофункциональные пульты управления. Система огибания рельефа местности (предполагалось оснащение самолета). Ручка управления полетом истребительного типа. РЛС навигации и наведения ракет большой дальности переднего обзора; РЛС бокового обзора; оптические и ИК датчики; прицел бомбометания; система предупреждения об облучении РЛС противника;
Модификации: Т-4 (изделие 100) - наименование программы создания Т-4. Т-4 / П (пассажирский) - НИОКР модификации велись в 1963-1964 г.г. Т-4 (изделие 101) - 1972 г. - единственный летавший образец из трех построенных. Т-4М (100И) - 1967 г. - проект бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии, аэродинамическая схема - утка, НИОКР 1967-1969 г.г. Т-4МС (200) - 1970 г. - проект бомбардировщика по схеме "бесхвостка" с крылом изменяемой геометрии и двухкилевым вертикальным оперением - победитель конкурса ВВС на многорежимный тяжелый бомбардировщик 1970 г. Статус - СССР - серийно не строился, на вооружение принят не был. 1982 г. - Т-4 (самолет 101) установлен в Музее авиационной техники ВВС при Военно-воздушной академии им.А.Гагарина в г.Монино. Источники:
Авиация-космонавтика. Выпуск 6, 1995 г.
Очевидное-невероятное. ТВ ОРТ. Май 1997 г.
Т-4, сайт http://www.testpilot.ru/russia/sukhoi/t/4/t4.htm, 2009 г. Яковлев В., Гришаева Г., Т-4: "русское чудо" или техническая авантюра ? // Авиация и космонавтика. N 9-10 / 1993 г.