ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе) Ту-22 - BLINDER-A,B,C,D,E,F,G (ранее - BEAUTY)
Реестр Ту-22
Средний бомбардировщик. Работа над самолетом (НИОКР) началась после Постановления Совмина СССР от 10 августа 1954 г. Главный конструктор - Д.Марков. Предварительно велись работы по проектам 98 (Ту-98), 105 (прототип Ту-22, эскизный проект закончен осенью 1954 г.) и 108 (межконтинентальный сверхзвуковой носитель с треугольным крылом, НИОКР - 1956 г.). На прототипе 105 (Ту-105) шасси убирались в фюзеляж. В конце 1954 г. начались продувки моделей Ту-105 в ЦАГИ. Проектирование в полном объеме началось в 1955 г. Построен в декабре 1957 г. Первый полет прототипа Ту-105 (изделие 105, самолет "Ю") - 21 июня 1958 г. (пилот Ю.Алашеев, штурман-оператор И.Е.Гавриленко, стрелок-радист К.А.Щербаков). Апрель 1958 г. - начало работ по проекту 105А в двух вариантах (с двигателями ВД-7М и НК-6). Начало серийного производства на Казанском авиазаводе - август 1959 г. Первый полет 105А (Ту-22) - 7 сентября 1959 г. (пилот - Ю.Алашеев, штурман - И.Гавриленко, оператор - К.Щербаков). После катастрофы 21 декабря 1959 г. на серийном заводе отказались от рулей высоты в пользу цельноповоротного стабилизатора. Первый полет серийного Ту-22Б №201 - 2 сентября 1960 г. (пилот В.Р.Ковалев, штурман-оператор В.С.Паспортников, стрелок-радист К.А.Щербаков). Принятие на вооружение - 1960-62 г.г. (Ту-22Б - первая серийная модификация, всего построено 10 шт. - на вооружении не состоял). В строевые части ВВС поступает с 1962 г. В декабре 1969 году производство Ту-22 прекращено, всего серийно произведено более 311 экземпляров Ту-22.
Ту-22КД, борт №52 красный (фото - Казеннова Е.Ю., http://www.forumavia.ru).

Конструкция - в конструкции планера использованы дюралюминий Д-16АТВ, алюминий АК-8, сталь 30ХГСА, сталь 27 ХГСНА и магниевый сплав МЛ5-Т4. Колеса основных стоек шасси - КТ-76/49 размером 1160 х 290 мм, колеса рулевой стойки шасси - К2-1009 размером 1000 х 280 мм.

Двигатели:
1) проект 105 - варианты в ходе НИОКР:
1954 г. - 2 х ВД-5Ф
1958 г. - 2 х ВД-7М
1958 г. - 2 х НК-6 тягой по 20000 кг
1959 г. - прорабатывался вариант 105А с двумя двигателями НК-6 (как переходная модель к самолету 106);
так же в ходе проектирования прорабатывались варианты с двигателями М16-17Ф, АМ-17Ф, П-4 и ВД-9Ф (не реализованы);
2) проект 105 / 105А (Ту-22) / все модификации - 2 х ВД-7М (РД-7М) ОКБ В.А.Добрынина тягой по 16000 кг (на форсаже); стартер - СТГ-18ТБП (топливо - бензин Б-70);
3) с 1965 г. все модификации - 2 х РД-7М-2 ОКБ П.Колесова тягой по 10500 кг и 16000-16500 кг на форсаже; топливо - авиационный керосин Т-1 или ТС-1, стартер - ТС-29 (топливо - бензин Б-70); 4) в конце 1960-х годов проходила испытания опытная модификация Ту-22 с двигателями РД-36-35; 5) прорабатывался проект Ту-22 с двигателями НК-144 (не реализован); 6) в 1975 г. проводились испытания взлета со стартовыми РДТТ СПРД-63.
ТТХ самолета:
Экипаж - 3 чел

Длина - 41,921 м (прототип 105)
- 41,6 м (без штанги дозаправки, все модификации)
- 42,6 м (со штангой дозаправки, все модификации)
Размах крыла - 23,745 м (прототип 105)
- 23,646 м (все модификации)
Высота на стоянке - 10,995 м (прототип 105)
- 9,43 м (прототип 105А)
- 10,04 м (все серийные модификации)
Стреловидность по 1/4 хорды крыла - 52 град. (прототип 105)
- 55 град. (все модификации)
Стреловидность стабилизатора - 58 град.
Площадь крыла - 166,6 кв.м (прототип 105)
- 162,25 кв.м (все модификации)
Размеры бомболюка - 6,92 х 1,65 (1,36) х 1,95 м
База шасси - 14,425 м
Колея шасси - 9,12 м
Масса максимальная - ок.80.000 кг (прототип 105)
- 84.000-85.000 кг (прототип 105А)
- 92.000 кг (Ту-22Р и другие серийные модификации)
- 94.000 кг (с 4 РДТТ-ускорителями, Ту-22К)
Масса нормальная - 85.000 кг
Масса нормальная посадочная - 60.000 кг
Масса пустого - 38.600 кг
Масса топлива - 42.500 кг
- 55500-60000 л
Масса полезной нагрузки - 3.000-9.000 кг (норма-максимум, прототипы 105 и 105А)
- 3.000-12.000 кг (норма-максимум, серийные машины)
- 6.000 кг (Ту-22К, узел под фюзеляжем)
Скорость максимальная - 2 М (проект 105 с дв. НК-6)
- 1450 км/ч (прототип 105)
- 1510 км/ч (прототип 105А)
- 1410 км/ч (все серийные модификации до 1965 года)
- 1.4 М (ограничение по скорости у первых серийных модификаций)
- 1600 км/ч (Ту-22Р с дв. РД-7М-2)
- 1640 км/ч (?)
- 1700 км/ч (Ту-22Р, возможно кратковременно ?)
Скорость посадочная - 310 км/ч
Скорость пуска ракет (Ту-22К) - 900-1700 км/ч
Скорость бомбометания - 300-1300 км/ч
Потолок - 13600 м (прототип 105)
- 14700 м (прототип 105А)
- 13500-13800 м (Ту-22Р)
Дальность - 5800 км (прототип 105)
- 4900-5850 км (прототип 105А)
- 5650 км (серийные модификации, максимальная с ПН 10000-12000 кг)
- 7150-7850 км (максимальная с одной дозаправкой)
Радиус действия боевой - 1300 км (Lo-Lo-Lo)
- 2200 км (Hi-Lo-Hi)
Разбег - 2250 м (прототип 105)
- 1950 м (прототип 105А)
- 2830 м (серийные машины до 1965 г.)
- 2300 м (серийные машины с двигателями РД-7М-2)
- 1000 м (эксперименты со стартовыми СПРД-63)
Пробег - 1420 м (прототип 105)
- 1370 м (прототип 105А)
- 1700 м (Ту-22Р до 1965 г.)
- 1600 м (Ту-22Р после 1965 г. с двигателями РД-7М-2)
- 2170 м
- 1650 м (с тормозным парашютом)
Гарантийный ресурс Ту-22 - 750 часов Вооружение:
Артиллерийское - на прототипе 105 - 2 х 23 мм пушки; на остальных модификациях Ту-22 - установка ДМ-20 - 1 х 23 мм пушка НР-23 (Р-23) в хвостовой турельной установке с дистанционным управлением, телевизионным прицелом ТП-1 и РЛС ПРС-2 (иногда в прессе - ПРС-3) "Аргон-2" (изделие 032, FAN TAIL). Сектор обзора - 70 град., дальность обнаружения цели класса МиГ-15 - 15 км, дальность стрельбы - 150 - 1100 м (др.данные - до 2000 м), скорострельность - 850-2500 выстр./мин., прицел оказался ненадежен из-за большой скорости вращения антенны (обзор сектора по спирали), заменен на ПРС-1 (BEE HIND, обзор сектора по строкам). Ракетно-бомбовое:
1) BLINDER-A - 1-2 ядерные бомбы, обычные бомбы разных калибров (например 24 х ФАБ-500 или 1 х ФАБ-9000). Один бомбоотсек находится в фюзеляже и два для бомб малого калибря в гондолах стоек основного шасси.
2) BLINDER-B - под фюзеляжем полуутопленная ракета Х-22 (AS-4) на балке-держателе БД-45Ф. Оборудование:
Прицельно-навигационное:
- оптический бомбардировочный прицел ПСБ-11 (позже ОПБ-15)
- РЛС Р-1А "Рубин-1А" (на Ту-105, так же встречаются названия "Рубин-А" и "Рубин-1"), позднее заменена на "Рубин-К" (все мод. кроме Ту-22К) - четырехполосная РЛС, дальность обнаружения цели типа эсминец - 250 км, цели типа мост - 150-180 км, крупных контрастных целей с большой высоты - до 400 км), на Ту-22К установлена РЛС системы наведения ракет Х-22 - "ПН" (дальность обнаружения крупных морских целей - 500 км).
- телевизионный прицел оборонительного вооружения ТП-1А
- радиовысотомеры РВ-УМ и РВ-25
- допплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-1
- радиокомпас АРК-11
- автопилот АУ-105А
- система ближней навигации РСБН-2С
- бортовая ЦВМ контролирует весь полет, выполнение боевой задачи и оборону самолета (кроме взлета и посадки) - ??

Другое БРЭО:
- система предупреждения об облучении РЛС противника СПО-3 "Сирена-3"
- телеприцельный радиоответчик-опознаватель СРЗО-2 / СРЗО-2М "Кремний"
- станции РЭБ "Сирень" или "Букет"
- радиостанции - Р-802Г, Р-832М, Р-836, Р-847, Р-876, аварийная - Р-851
- аппаратура СОД-57М

Спасательное обдорудование и дозаправка:
- катапультные кресла К-22 (катапультирование вниз на высотах более 300 м и скоростях до 550-600 км/ч)
- с 1965 г. на всех модификациях устанавливается система дозаправки.

Катапультные кресла К-22 части экипажа Ту-22УД, 121 гв.ТБАП, авиабаза Мачулищи (http://www.forumavia.ru).
Модификации:
Ту-22 / Ту-22Б / Ту-22А BLINDER-A
- 1960 г. (первые 3 экземпляра) , бомбардировщик, всего построено 10 экземпляров, основное применение - учебные подразделения ВВС. Ту-22А - название с конца 1960-х годов.
Ту-22К (самолет "ЮК") BLINDER-B
- НИОКР с 1958 г. Первые два макета Ту-22К готовы в мае 1960 г. Строительство первой машины (заводской N 604) - 1960-61 г.г., начало госиспытаний - 1 июля 1961 г. (завершены в 1967 г.), серийное производство 50 Ту-22К начато в 1965 г. Ракетоносец с комплексом вооружения К-22 (1 х Х-22 - AS-4), РЛС ПН. На воздушном параде в Тушино в августе 1961 г. показана машина N 604 с макетами ракет Х-22. Ту-22КД - 1965 г., дальний ракетоносец, установлена система дозаправки. Ту-22КП / Ту-22КПД - Ту-22К/КД с модернизированным комплексом вооружения К-22П. НИОКР - 1962 г. Ракета Х-22П с пассивной РЛ-ГСН, система целеуказания "Курс-Н" ("Курс-НМ"), РЛС ПНН и ПМН.
Ту-22Р BLINDER-C
- Ту-22Р - производство - 1960-61 г.г., первый полет прототипа "ЮР" - май 1961 г., испытания - 1961-63 г.г., разведчик. Устанавливаются РЛС Р-1А "Рубин-1А", 6-7 АФА (дневные - АФА-41/20, АФА-42/100, АФА-42/20, АФА-40, ночные - НАФА-НК-75 и Р-1А ФАРМ-2, может нести бомбовое вооружение. Ту-22РД - испытания - 1962 г. (машины NN 801 и 901), массовая модернизация - 1965 г., дальний разведчик, устанавливается система дозаправки по системе "шланг-конус" от дозаправщиков Ту-16Н и 3МС-2.

Ту-22РД борт №68 красный, середина 1980-х годов (фото - В.А.Калинин, http://www.airliners.net). Ту-22РК / Ту-22РДК - 1975 г., Ту-22Р/РД с новой радиоэлектронной системой "Куб". Ту-22РМ - 1975 г., Ту-22Р с новым РЭО и средствами РЭБ, построен в одном экземпляре.
Ту-22РДМ - 1981-82 г.г., модернизированный Ту-22РД. Установлена РЛС бокового обзора. Снято оборонительное пушечное вооружение.
Ту-22У (самолет "ЮУ") BLINDER-D
- 1964 г. НИОКР - 1960-61 г.г., доработка - 1960-62 г.г., первый полет совершил в 1962 г. в строю - с 1963 г., учебно-тренировочная модификация. РЛС типа "Рубин". Всего самолетов Ту-22Р и Ту-22У вместе выпущено 30 шт. Нет оборонительного пушечного вооружения.
Ту-22УД - доработка 1965 г., дальний учебно-тренировочный, установлена система дозаправки. Ту-22УТ - учебно-тренировочная модификация.
Ту-22П (самолет "ЮП") BLINDER-E
- 1960-61 г.г., постановщик помех. Выявление целей для истребителей и ПВО, постановка активных и пассивных помех в метровом, дециметровом и сантиметровом диапазонах. В серии строился в двух вариантах - Ту-22П-1 и Ту-22П-2.
Ту-22ПД - ок.1965 г., доработанная "дальняя" модификация с системой дозаправки. BLINDER-F - не идентифицирован.
BLINDER-G - не идентифицирован, якобы РЛС SHORT HORN. Ту-22РТК - проект модификации Ту-22, конец 1960-х годов. "125" - проект ракетоносца на базе Ту-22, двигатели - 2 х НК-6; скорость - ок.2500 км/ч; дальность полета - 4500-4800 км; боевой радиус действия - 600 км с ракетой массой 4000 кг (проект не реализован).

Базирование
(данные на 1990 г.):
Барановичи (Белоруссия) - 203-й ТБАП (тяжелобомбардировочный авиационный полк) дальней авиации (ДА);
Бобруйск (Белоруссия) - 200-й ТБАП ДА;
Мачулищи (Белоруссия) - 121-й ТБАП ДА;
Озерный - 341-й ТБАП ДА;
Саки (о.Крым) - 30-й ОДРАП (отдельный дальний разведывательный авиационный полк), авиация Черноморского флота;
Калининград, Чкаловск - 15-й ОДРАП (?), авиация Балтийского флота;
Зайковка - Ту-22П;
Рязань - учебный центр;
Энгельс - испытательный центр ЛИИ (Ту-22К/КД/П/ПД).
Статус
: СССР и Россия. Реестр Ту-22

Производство самолетов серии Ту-22 на Казанском авиазаводе (авиазавод №22):
Год Производство
1959 4 Ту-22А
1 Ту-22Б
Начало производства Ту-22А и Ту-22Б.
1960 Начало производства Ту-22Р, Ту-22П, Ту-22К, Ту-22У. Несмотря на тяжелейшее положение с производством, в апреле 1960 г. Совмин СССР решает, что завод должен выпустить до конца года 50 машин, вместо запланированных 20. В итоге за 1960 г. завод не поставил МО СССР ни одного самолёта и 12 самолётов сдал по сборке (7 Ту-22Б и 5 Ту-22Р). источник
1961 План производства Ту-22 за год не был выполнен - из заданных по плану 30 новых самолётов и доработки 12 Ту-22А (собранных в 1960 году и перешедших на доработки на 1961 год) завод отчитался лишь за 10 Ту-22А и 2 новых Ту-22Р. источник
1962 Согласно годовому отчёту КАПО план года был полностью выполнен. Поставлены:
Ту-22А (2 по плану) - 2
Ту-22Р (28 по плану) - 30
Переоборудованы 3 самолета в вариант Ту-22У, один в вариант Ту-22П и один в вариант Ту-22К.
источник
1963
Завод отчитался за 35 сданных Ту-22. В том числе - 3 Ту-22У, а все остальные – разведчики. Помимо серийного выпуска велись работы по переоборудованию Ту-22: двух самолётов в заправляемые в воздухе Ту-22ЗА, двух – в носители Ту-22К, двух – Ту-22У и одного – Ту-22П. источник
1964
План года был выполнен полностью. В отчете завода указаны:
Ту-22Р - 43
Ту-22КЗА - 2
Ту-22У - 5
источник
1965
Ту-22КЗА - 10
Ту-22РЗА - 10
Ту-22П1ЗА - 5
Ту-22П2ЗА - 5
Ту-22УЗА - 5
Ту-22У - 5
источник
1966
Ту-22КЗА – 20
Ту-22РЗА – 5
Ту-22П1ЗА – 5
Ту-22П2ЗА – 5
Ту-22УЗА – 5
источник
1967
Ту-22КЗА – 20
Ту-22РЗА – 10
Ту-22П1ЗА – 5
Ту-22П2ЗА – 5
Ту-22УЗА – 10
источник
1968
Ту-22КЗА – 15
Ту-22П1ЗА – 5
Ту-22П2ЗА – 5
Ту-22УЗА – 2
источник
1969
Ту-22КЗА – 5
Ту-22П1ЗА – 5
Ту-22П2ЗА – 5
Ту-22УЗА – 10 (+1 для ЛИИ)
источник


- 1963 г. - в эксплуатации 30 шт. Ту-22Р и Ту-22У;
- 1965 г. - модернизация парка Ту-22 - установка системы дозаправки и двигателей РД-7М-2; появление в строевых частях первых Ту-22К;
- 1969 г. - прекращено производство Ту-22У. Всего произведено 30 экз.
- 1969 г. - окончание серийного производства всех модификаций Ту-22 (всего построено 311 машин):
- Ту-22Б - 10 экз.
- Ту-22А - 15 экз.
- Ту-22К - 69 экз (в т.ч. чисто Ту-22К - 50 экз)
- Ту-22Р - 144 экз
- Ту-22П - 50 экз
- 1975 г. - опыты со стартовыми РДТТ СПРД-63;
- 1976 г. - всех мод. на вооружении ок. 250 экз;
- 1983 г. - 185 экз;
- 1984 г. - базируются на аэродромах "подскока" в Анадыре, в бухте Провидения и на мысе Шмидта (Чукотка).
- 1985 г. - 150 экз;
- 1987 г. - 135 экз (всего) в т.ч. 100 экз в ВВС (вместе с Ту-16 в ВВС 370 экз), 35 экз в авиации ВМФ и 340 экз в резерве (вместе с Ту-16 и М-4);
- 1988 г. - по западным данным 60 экз и 30 экз BLINDER-A есть, соответственно, в ВВС и ВМФ, так же в ВВС есть 60 BLINDER-B;
- есть в Смоленской воздушной армии;
- 135 экз ? вместе с Ту-16 в Иркутской воздушной армии;
- 180 экз ? (вместе с Ту-16) модификаций разведчиков и постановщиков помех в ВВС;
- 1992 г. - часть Ту-22 остались в составе ВВС Украины, на вооружении ВВС России Ту-22Р и его мод., Ту-22П и его модификации;
- 1993 г. - в составе ВВС - 65 бомбардировщиков-ракетоносцев, 30 разведчиков и самолетов РЭБ; в составе авиации ВМФ - 15 Ту-22К, 6 Ту-22 (разведчики и самолеты РЭБ);
- 1995 г. - есть на вооружении (Ту-22РДМ, Ту-22У и др.). За все время эксплуатации в катастрофах и авариях потеряны 31 самолет (20 и 11 соответственно).
Экспорт:
Ирак: - 1979 г. - первые поставки Ту-22Р и Ту-22У.
- 1983-86 г.г. - всего поставлено и на вооружении 12 шт. Самолеты Ту-22Р/РД поставлялись под названием "Ту-22Б".
- 1990 г. - на вооружении 8 шт.
- 1991 г. январь - на вооружении 5 шт. в т.ч. 1 шт Ту-22У. Все самолеты уничтожены в первую ночь операции "Буря в пустыне" американскими F-117 на авиабазе Аль-Таккадум рядом с Хаббанией в 250 км к западу от Багдада.




Останки иракского Ту-22У на авиабазе Аль-Такадум, апрель 2003 г. (http://www.acig.org)


Фото останков иракских Ту-22 сделанных самолетом RAF, слева остатки иракского самолета ДРЛО Adnan-1, авиабаза Аль-Таккадум, начало 2004 г. (RAF и http://www.acig.org) Ливия: - 1974-76 г.г. - переговоры о поставке 12 Ту-22Р и Ту-22У.
- 1977 г. - поставка первых 4-х Ту-22.
- 1978 г. - поставка остальных 8 шт.
- 1981 г. - по западным данным 24 шт. в ВВС (всего поставлено). Самолеты Ту-22Р/РД поставлялись под названием "Ту-22Б".
- 1983-86 г.г. - в ВВС по западным данным ок.20 шт.
- 1989 г. - на вооружении 4 шт.
- 1992 г. - всего в ВВС - 6 шт. Источники: Авиация-космонавтика. Выпуск 6, 1995 г.
Воевода С.С., архив, 1992 г.
Гордон Е., Ригмант В., "Скрипач" сыграл свою партию. // Крылья Родины. N 5 / 1992.
Зуенко Ю., Коростелев С., Боевые самолеты России. Москва, "Элакос", 1994 г.
Ильин В., Военная авиация России и США. Современное состояние и ближайшие перспективы. // Авиация-космонавтика. N 11 / 1995 г.
Ильин В., Мгновение технологической войны. // Техника-Молодежи. N 7 / 1991г.
Крылья родины. N 7 / 1991.
Литовкин В., Замороженная дивизия для вчерашней войны. // Известия. 25.02.1997 г.
Лукин С., Быть ? // Аэрохобби. N 2 / 1992.
Музей Вооруженных сил СССР. Москва. 1989 г.
Ригмант В., Магащук А., Ту-22: первый серийный, сверхзвуковой, дальний. // Авиация и космонавтика. N 11-12 / 1993.
Руденко В., А Гомель подумал... // Крылья Родины. N 5 / 1993.
Советская военная техника 1988. Томск. 1988.
Стуканов, архив, 1992 г.
Техника-молодежи. N 7 / 1991.
Туполев А.Н. Грани дерзновенного творчества. М.: 1988 г.
Enciclopaedia of modern world aircraft armament. Christopher Chant. 1988.
Cooper Tom, Exhumating the Dead Iraqi Air Force. Сайт http://acig.org, 2007 г.
Flieger Jahrbuch. 1977-1986. Berlin (ГДР).
Forumavia.ru - Авиационный форум. Сайт http://www.forumavia.ru/forum, 2011 г.
Gordon E., Rigmant V., Tu-22 (M) naddzwiekowe bobmbowce Rosji. Warsawa, "Altair", 1995. (Польша). Jane's weapon systems 1987-88. (США).
Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США.
World armament & disarmament 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. 1978. Stocholm (Швеция).