9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D - инфраструктура комплекса, проекции
9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D
9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D - статус, экспорт, источники



Основной тактической единицей частей с ОТР является отдельный ракетный дивизион (ОРДН). Из отдельных дивизионов могли формироваться соединения - ракетные бригады (РБР). В подчинении штаба фронта (округа) могли находиться 1-2 ракетных бригады ОТР 9К72 и 2-3 ПРТБ (подвижные ракетно-технические базы - обеспечивали хранение специальных боевых частей, ракет второго пуска, запасы топлива и т.д.). В подчинении штаба армии (корпуса) могли находиться 1 ракетная бригада ОТР 9К72 и 1 ПТРБ. Специальные боевые части первого и второго пусков хранились только в ПТРБ. Химические боевые части хранилить только в специализированных хранилищах-арсеналах (таких как 555-й центральный авиационный склад боеприпасов - он же 38-й арсенал ВВС, 136-й центральный склад химического имущества и т.д.). В состав РБР на комплексах 9К72 обычно входило 3 ОРДН (на СПУ 2П19 или 9П117) и техническая батарея (которая обеспечивала хранение, подготовку, сборку, заправку и проверку ракет). Первоначальная структура ОРДН аналогична структуре ОРДН с ОТР 8К11, Дивизионы формировались либо на 71-й площадке полигона Капустин Яр либо прибывали на полигон после формирования для овладения новой техникой и обучения. После поступления на вооружение комплексов 9К72 на СПУ 9П117 техническая батарея ракетной бригады заменена на батарею ремонта и регламента, а функции заправки ракет переданы в технические батареи ОРДНов. В составе обычных РБР на СПУ 9П117 входило 12-18 СПУ. В состав 164-й и 175-й РБР подчинения командующего ГСВГ входили ОРДНы в стартовой батарее которых находилось не 2, а 3 стартовых отделения. Итого в 164-й и 175-й РБР по 27 СПУ.
Стартовое отделение комплекса 9К72 (всего 11 чел):
- НСО - начальник стартового отделения (капитан);
- СО - старший оператор (старший лейтенант);
- 1-й номер (КО) - командир отделения (сержант);
- 4-й номер (рядовой);
- 5-й номер - старший механик-водитель (ефрейтор);
- 6-й номер - механик-водитель (рядовой);
- НРНР - начальник расчёта наведения ракеты (прапорщик);
- 2-й номер - старший наводчик (ефрейтор);
- 3-й номер - наводчик (рядовой);
- 7-й номер - водитель машины 8Т311 (рядовой);
- 8-й номер - водитель бортовой машины (рядовой);
Состав ОРДН комплексов 9К72 на СПУ типа 2П19:
3 стартовых батареи с одной СПУ и 1 боевой ракетой в каждой батарее. Начиная с середины 1960-х годов в некоторых ОРДН использовалась 4-х батарейная штатная структура без изменения состава батарей (по 1 СПУ в батарее).
Пункт управления (с 1966 г.)
Ракетно-технический взвод Итого в ОРДН: 3-4 СПУ, личный состав стартовой батареи 27 чел.
В составе РБР кроме ОРДН находились:
Батарея управления Техническая батарея с объединенной ремонтной мастерской Саперное подразделение. Хозяйственный взвод Медицинский пункт
Состав ОРДН комплексов 9К72 на СПУ типа 9П117 (конец 1960-х - начало 1970-х годов): 2 (армейское подчинение РБР или ОРДН) или 3 (фронтовое/окружное подчинение РБР или ОРДН) стартовых батареи с двумя стартовыми отделениями в каждой, в одном стартовом отделении 1 СПУ и 1 ракета на СПУ. Таким образом в стартовой батарее 2 СПУ с 2 ракетами.
Пункт управления (с 1966 г.)
Техническая батарея (бывший "Ракетно-технический взвод", занимается заправкой ракет, стыковкой БЧ, перегрузкой и транспортировкой, заправкой воздухом ПУ 9П117 с помощью компрессора) Итого в ОРДН: 4-6 СПУ (армейское-фронтовое подчинение), 9 СПУ (164-й и 175-й РБР подчинения командующего ГСВГ).
В составе РБР кроме ОРДН находились:
Батарея управления с метеорологической батареей. Батарея регламента и ремонта (в состав батареи входили взвод ремонта вооружения и взвод ремонта автомобилей, а так же отделение регламента и ремонта ракет, в которое входили два расчёта - системы управления (СУ) и двигательной установки (ДУ). Следующие машины: машинамы 2В11, 9В41, 2Щ1, компрессор УКС-400В, две электростанции на одноосных прицепах и бортовая машина с уложенными в неё палаткой 8Ю11 и подогревателем воздуха "Горыныч", электрический макет ракеты без ГЧ в гермоукупорке на аэродромно-складской тележке - для тренировок обоих расчётов)
Взвод материального обеспечения Взвод технического обслуживания Инженерно-саперная рота Автомобильный взвод Хозяйственный взвод Медицинский пункт
В комплект наземного оборудования ракетного дивизиона входят: В составе стартовых батарей вместе с СПУ применяется комплект приборов прицеливания 8Ш18.
Комплект приборов прицеливания 8Ш18 (http://www.rwd-mb3.de)
батарее расчет данных проводился по-прежнему вручную.
Управление: - Командно-штабная машина - пункт управления ПУ-1 9С436 / 9С436-1 (пункт управления дивизиона, 2 шт + машина связи Р-142) с ЭВМ 9В51 / 9В51Б на шасси ЗИЛ-131. ПУ-1 принят на вооружение в 1966 г.; - Машина связи / КШМ - комбинированная радиостанция Р-142Н / Р-142Д (на шасси ГАЗ-66) с радиостанциями Р-125 и П-240 и, возможно, другими; - Автомобильная радиостанция Р-140-0,5 на шасси ГАЗ-66 - обеспечение КВ-радиосвязи во фронтовых и армейских сетях сухопутных войск, ракетных войск; - Машина аппаратная уплотнения (засекречивания) связи П-240ТМ (на шасси ЗИЛ-131) с 2-мя комплектами коммутаторов Т-217М, 209, 194 и радиорелейной станцией Р-415; - Топопривязчик 1Т12 (на шасси ГАЗ-66) / 1Т20 - Машина радиохимической разведки БТР-РХ или БРДМ-РХ;

















Автокран 8Т210 на шасси Урал-375 NVA ГДР ( http://www.rwd-mb3.de)








Перегрузка ракеты 8К14 с транспортной машины 2Т3М1 на СПУ 9П117М с использованием и автокрана КС2573, 22-я РБР армии Белоруссии, пос.Цель, 1994-1996 г.г. (фото из архива Дмитрия Шипули, http://military.tomsk.ru/forum). Заправочное оборудование:
Топливозаправщики горючего 2Г1 (2Г1У) / 9Г29 (на шасси ЗИЛ-157) / 9Г29М (на шасси ЗИЛ-131) - вмещает в себя 2 заправки основного горючего и 4 заправки пускового горючего; Топливозаправщики окислителя 8Г17М1 (с 1961 г., ЗИЛ-157КГ) / 9Г30 (на шасси ЗИЛ-157) / 9Г30М (на шасси ЗИЛ-131), перевозит 1 заправку или автокислотная цистерна АКЦ-4 (АКЦ-4-255Б) на шасси КрАЗ-255, перевозит 2 заправки окислителя; Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 (на шасси ЗИЛ-157) или 8Т311М (на шасси ЗИЛ-131); Компрессорная станция 8Г33У или УКС-400В в комплекте с индикатором влажности 8Ш31;



Испытательное оборудование:
Машина горизонтальных испытаний 2В11 (шасси ЗИЛ-157) / 2В11М (шасси ЗИЛ-131) / 2В11М1 - входит в состав батареи ремонта и регламента; Машина автономных испытаний бортовых систем ракеты 9В41 (шасси ЗИЛ-157) или 9В41М (шасси ЗИЛ-131КО) - входит в состав батареи ремонта и регламента; Электростанция 8Н01 / 8Н01М (электробензоагрегат) или ЭСБ-12-ВС400 или ЭСД-10;



- Топливозаправщики наземной техники АЦ-5.5 (на шасси Урал-4320) - Утепленная палатка для проведения регламентных работ с ракетами в полевых условиях 8Ю11 / 8Ю11У - с 1 января 1963 г. палатка 8Ю11 усовершенствована с использованием узлов и деталей палатки 8Ю12 и выпускается как унифицированная палатка 8Ю11У.
- Подогреватель воздуха 8Г27 / 8Г27У / 8Г27К (для подогрева воздуха в палатке) - Полевая химическая лаборатория 8Ю44 / 8Ю44М - Кухня ПАК-200 (на шасси ЗИЛ-131) - Машина "Контроль" 9В292 (воможно использование комплекта "Целина" или ему подобного).












Г - 1963 г.
Р - 1964 г.
У - 1965 г.
Н - 1966 г.
Я - 1967 г.
В - 1968 г.
Ю - 1969 г.
Х - 1970 г.
Э - 1971 г.
П - 1972 г.
Д - 1973 г.
О - 1974 г.
С - 1975 г.
К - 1976 г.
А - 1977 г.
Начиная с 1978 года первые две цифры в номере ракеты означали год выпуска. Хранение ракет 8К14 осуществлялось в горизонтальном положении в герметизированной укупорке на грунтовых тележках 2Т5 или в контейнерах 2Ш3 (8Т04), а так же в контейнерах 2Ш3 (8Т04) на тележках 8Т121, 2Т3 и 2Т3М. Хранение в войсках допускалось с установленными графитовыми рулями и с заправкой воздухом до 7 лет (с заменой электропневмоклапанов через 5 лет). Гарантийный срок хренения ракет 8К14 - 7 лет Готовности ракет 8К14: - Готовность 6 - ракета полностью готова к заправке топливом и подсоединению БЧ, заправлена воздухом, установлены все комплектующие, графитовые рули и т.д. Время нахождения в готовности в полевых условиях - 1 год. - Готовность 5 - ракета заправлена компонентами топлива (кроме пускового горючего), готова к подсоединению БЧ, заправлена воздухом, установлены все комплектующие, графитовые рули и т.д, находится на траспортной тележке или на СПУ в гермоукупорке (без герметизации). Время нахождения в готовности - 1 год. - Готовность 4 - ракета полностью готова к запуску, заправлена компонентами топлива (кроме пускового горючего), БЧ подсоединена, ракета находится на траспортной тележке или на СПУ без гермоукупорки, обводы люков и стыка БЧ с ракетой оклеены липкой лентой, на БЧ одет термочехол 2Ш2 (кроме 8Ф44). Время нахождения в готовности - 1 год. - Готовность 3 - топопривязка ПУ проведена, ПУ расположена в точка запуска или рядом, проводится метеонаблюдение. Время нахождения в готовности - 1 год (разрешается нахождение ракеты в готовности без БЧ на СПУ). - Готовность 2 - топопривязка ПУ проведена, ПУ расположена в точка запуска и готова к подъему ракеты, все вычисления пуска проведены, проводится метеонаблюдение. Время нахождения в готовности - 1 год. - Готовность 1 - топопривязка ПУ проведена, ПУ расположена в точка запуска, ракета в предпусковом положении (поднята), наведение ракеты произведено, аппаратура ракеты и СПУ включена, проводится метеонаблюдение. Время нахождения в готовности - 1-2 часа. Статус, экспорт, источники