ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Система ПВО С-25 "Беркут", ракета Г-300 / "изделие 210"
/ "изделие 211"

Авиационная компонента системы ПВО Москвы С-25 "Беркут" / комплекс перехвата воздушных целей с управляемой ракетой класса "воздух-воздух". Разработка авиационного компонента системы ПВО с самолетом дальнего радиолокационного дозора Г-310 с радиолокационным комплексом Д-500 и ракетами воздушного базирования Г-300 начата КБ-1 совместно с ОКБ-301 С.А.Лавочкина в 1950 г. Работы велись по Постановлению СМ СССР от 23 сентября 1950 г. в рамках работ по созданию системы ПВО С-25 (головной разработчик - КБ-1, главные конструкторы - П.Н.Куксенко и С.Л.Берия, разработка велась по Постановлению СМ СССР №3389-1426 от 9 августа 1950 г.). По замыслу КБ-1 воздушный компонент системы ПВО С-25 должен был стать третьим эшелоном, предназначенным для уничтожения целей, прорвавшихся через два наземных эшелона системы. К началу 1951 г. КБ-1 выдало ТТЗ на создание ракеты и в ОКБ-301 начато её проектирование. В феврале-марте 1951 г. МАП СССР провел выбор самолета-носителя системы - выбор сделан в пользу Ту-4.

Ракета Г-300 / "изделие 210" проектировалась как уменьшенная копия ракеты В-300 / "изделие 205" системы ПВО С-25 с Х-образным расположением крыльев и с двумя РДТТ-ускорителями. В марте 1951 г. результаты испытания системы управления на самолете-летающий лаборатории Ту-2 показали, что при текущих ТТХ ракеты поражение цели по методу "трех точек" не обеспечивается из-за слишком больших относительных скоростей объектов. Начиная с марта 1951 г. разработан второй вариант "изделия 210" - ракета с +-образным расположением крыльев и с одним РДТТ-ускорителем, расположенным в хвостовой части. Этот вариант ракеты был запущен в производство для проведения испытаний, в КБ А.М.Исаева построен ЖРД и начаты его стендовые испытания, ведется отработка автопилота и РДТТ-ускорителя для ракеты. Результаты расчетов и испытания компонентов будущей ракеты показали необходимость внесения существенных изменений в ТЗ на разработку комплекса - требовалось улучшение маневренности ракеты для быстрого и уверенного ввода в радиолуч наведения, улучшение силовой установки ракеты и применение нового боевого заряда.


Самолет-перехватчик Ту-4-Д-500 / Г-310 с ракетами Г-300 (с) MilitaryRussia.Ru


Испытательный пуск "изделия 211" с носителя Г-310, 1952 г. (Серов Г., Фомичёв А. С-25. Как создавалась первая отечественная ЗРС. // Аэрокосмическое обозрение. №2 / 2006 г. ).


Самолет-летающая лаборатория Ту-2 для отработки системы наведения ракет Г-300 (http://www.sergib.agava.ru).
Создание нового варианта ракеты "изделие 211" под измененное ТТЗ начато ОКБ-301 по Постановлению Совмина СССР от 3 ноября 1951 г. Проектирование завершено в концу 1951 г. В январе 1952 г. начато производство и наземная отработка узлов и агрегатов ракет, а позже и сборка самих ракет. Всего в 1952 г. заводом ОКБ-301 собрано 63 ракеты Г-300 / "изделие 211".

Испытания двигателей для "изделий 210/211" проводились на стендах НИИ-229 (до 1956 г. - филиал №2 НИИ-88, теперь НИИХИММАШ) в Загорске: в 1952 и 1953 годах на испытательной станции №3, далее работы по теме были прекращены. Испытания включали отработку пуска, КДИ камеры (от стендовой системы подачи компонентов), ОСИ ДУ в составе изделия. На качающемся стенде отрабатывалась работа системы подачи компонентов при различных пространственных положениях изделия с вращением относительно двух осей.




Испытания ракеты "изделие 211" на качающемся стенде филиала №2 НИИ-88, 1952 г. (Серов Г., Фомичёв А. С-25. Как создавалась первая отечественная ЗРС. // Аэрокосмическое обозрение. №2 / 2006 г. ).
В марте 1952 г. заводами №156 и №22 МАП СССР подготовлен к испытаниям самолет-перехватчик Ту-4 (заводской №226404) с РЛС наведения ракет. В мае-июне 1952 г. начат первый этап летных испытаний самолета с макетами ракет "изделие 211". В октябре-ноябре 1952 г. во Владимировке в рамках автономных испытаний ракет "изделие 211" выполнено 5 пусков без аппаратуры радиоуправления. Пуски производились с самолета-носителя Г-310. Для обеспечения летных испытаний в ЛИИ МАП СССР был создан целый контрольно-измерительный комплекс включавший в себя кинотеодолитные станции Kth-41, РЛС СОН-4, радиотелеметрическую аппаратуру РТС-2, три самолета-фотографа Ту-2, комплекс приборов-самописцев. Измерения синхронизировались по времени. Сход ракеты фиксировался двумя киноаппаратами АКС-2 и кинопулеметом АКС-3, установленными на самолете-носителе Г-310.




Испытательные пуски "изделия 211" с носителя Г-310, 1952 г. (Серов Г., Фомичёв А. С-25. Как создавалась первая отечественная ЗРС. // Аэрокосмическое обозрение. №2 / 2006 г. ).
В 1952 г. группа военных во главе с министром обороны маршалом А.М.Василевским приступила к проработке развертывания частей перехватчиков Г-310. Предполагалось развертывание в составе системы ПВО Москвы дивизии особого назначения в составе двух полков по три эскадрильи в каждом. Для базирования дивизии предполагалось выделить два основных аэродрома (внутри и вне кольца системы ПВО Москвы) и два запасных аэродрома (аналогично). Для эксплуатации самолетов Ту-4 требовались аэродромы 1-го класса и потому а марте 1952 г. маршал Л.Л.Говоров предложил в качестве основных аэродромы Чкаловский и Мигалово (Калинин), а в качестве запасных - Раменское и Дягилево (Рязань). К концу 1952 г. вероятно с подачи Л.П.берия решено построить новый аэродром для использования в качестве основного - западнее дачного поселка Шереметьевский - будущий аэропорт Шереметьево.

В январе 1953 г. в ОКБ-301 начаты работы по устранению, выявленных в ходе первых испытательных пусков, недочетов - доработана двигательная установка, автопилот АПГ-301Р заменен на АПГ-301С, установлен ответчик. Произведена настройка аппаратуры ракет для пусков в управляемом варианте. В августе 1953 г. произведены пуски второй группы из пяти ракет "изделие 211" без радиоуправления с автопилотом АПГ-301С. Пуски прошли успешно, нареканий к ракетам и к работе автопилота не было. По результатам пусков сделан вывод о возможности перехода к управляемым пускам ракет. По другим данным в августе 1953 г. было выполнено еще 7 пусков. После начала работ по созданию ракет "воздух-воздух" К-15 для вооружения реактивных истребителей (по Постановлению СМ СССР №2837-1200 от 20 ноября 1953 г.) все работы по ракетам Г-300 / "изделие 211" решено вести только в интересах разработки комплекса К-15. Но из-за недоведенности бортовой аппаратуры радионаведения испытания ракет "изделие 211" в управляемом варианте так и не состоялись. Работы по аппаратуре управления Г-301 прекращены приказом МАП от 9 июня 1954 г. Позже, по приказу МАП СССР от 16 августа 1954 г. прекращены и все работы по ракетам "изделие 211".


Пусковая установка - параллелограммные фермы-пусковые установки, монтировались по 2 шт под крыльями Ту-4 / Г-310. При сбросе ракеты открывался замок подвески, под собственным весом ракета раскрывала параллелограммный шарнирный механизм, который при полном раскрытии освобождал цапфы ракеты и снимал блокировку запуска двигателя ракеты.

Система управления и наведение - система управления комплексом и ракетой разрабатывалась КБ-1. Наведение ракет планировалось осуществлять по лучу РЛС (радиолокационного прицела) носителя в равносигнальной зоне луча РЛС. Разработкой РЛС занималось НИИ-17 МАП СССР, главный конструктор - В.В.Тихомиров.

В состав комплекса РЛС Д-500 самолета-носителя входили:
- РЛС обнаружения воздушных целей АР-27 - дальность обнаружения цели типа Ту-4 - 35 км;
- РЛС опознавания АР-33;
- РЛС автоматического сопровождения цели и наведения ракет АР-46 - дальность захвата цели - 20 км;
- РЛС ввода ракеты в луч АР-49 (после старта ракета "проседала" на 100 м и для ввода ракеты в луч РЛС требовалось управление маневром);

Бортовое оборудование ракеты разработано КБ-1. Комплект оборудования Г-301 включал в себя оборудование для обеспечения ввода ракеты в луч РЛС наведения самолета и для собственно наведения по лучу РЛС. на ракете применялся автопилот АПГ-301. Комплект оборудования Г-302 включал в себя полуактивую РЛ ГСН (канал самонаведения). Облучение цели предполагалось осуществлять РЛС самолета-носителя. Разработка полуактивной РЛ ГСН не была завершена. По результатам пусков ЗУР В-300 системы ПВО С-25 в начале 1952 г. было решено автопилот АПГ-301Р в заменить на АПГ-301С, но в ракетах подготовленных к испытаниям это изменение не было реализовано.

Для отработки системы управления ракетой в ОКБ-30 главного конструктора А.П.Голубкова, вероятно, в 1951 г. создан самолет-летающая лаборатория на базе Ту-2 (зав.№1660920) с установкой в удлиненной носовой части фюзеляжа аппаратуры систем наведения Г-301 и Г-302.

В 1953 г. отработка аппаратуры наведения передана из КБ-1 в ОКБ-339 (главный конструктора Малаха). В результате испытаний установлено, что аппаратура Д-500 самолета-носителя и аппаратура ракеты Г-301 соответствуют техническим условиям, но вместефункционируют неудовлетворительно. Отмечены следующие недостатки:
1. аппаратура Г-301 критична к выпадению импульсов аппаратуры Д-500;
2. обнаружена невозможность перехода из режима ввода в режим наведения;
3. обнаружена неравномерностьчастотной харатеристики приемника ввода;
4. аппаратура ненадежна в эксплуатации, выходы из строя происходили всреднем 1 раз на 9 часов работы;
5. отмечена нестабильность работы аппаратуры во времени;
Совместно с НИИ-17 по результатам анализа ОКБ-339 установило принципиальную ошибочность аппаратуры Г-301 - аппаратура не могла обеспечить перевод изделия из режима ввода в наведения в режим наведения. Кроме принципиальных недочетов обнаружены так же ошибки КБ-1 в проектировании конкретных схем, подборе элементной базы и т.п. В соответствии с приказом МАП СССР от 9 июня 1954 г. работы ОКБ-339 по аппаратуре Г-301 прекращены. Наработки, аппаратура и специалисты переданы НИИ-17 для работ по системе "воздух-воздух" К-15.

Ракета Г-300 / изделие 210 / изделие 211:


Проекции ракеты Г-300 - первый вариант "изделия 210" и "изделие 211" (В.Ерохин, Крылья Родины. №3 / 1998 г.).

Конструкция - аэродинамическая схема "утка" с размещением элеронов только на одной паре крыльев ракеты, расположенных в одной плоскости. Ракета является по сути уменьшенной копией занитной ракеты В-300 / изделие 205 системы ПВО С-25. Корпус состоял из шести отсеков:
- головной обтекатель с РЛ ГСН (в перспективе) и радиовзрывателем;
- рулевой отсек с аэродинамическими рулями;
- боевая часть;
- баки топлива;
- приборный отсек;
- ЖРД.

Двигатели:
- "изделие 210" (оба варианта ракеты) - однокамерный ЖРД С2.219, вариант двигателя С09.29 для ракеты "изделие 205" системы ПВО С-25, разработки ОКБ-2 НИИ-88, главный конструктор - А.М.Исаев.
Система подачи топлива - вытеснительная с помощью ВАД (воздушный аккумулятор давления)
Запуск двигателя с помощью двухкомпонентного пускового топлива - горючего ТГ-02 и окислителя меланж М-50 (самовоспламеняющаяся пара)
Окислитель - азотная кислота
Горючее - керосин / триэтиламинксилидин
Тяга двигателя - не более 2000 кг
Время работы - 16-17 с

На ракете "изделие 210" (первый вариант) предполагалось использование РДТТ-ускорителей, парами устанавливаемые в центральной части корпуса в горизонтальной плоскости. Ускорители синхронно сбрасывались с ракеты.
Масса топлива одного РДТТ - 210 кг
Время работы - 2.5 с

Ракета "изделие 210" второй вариант - один РДТТ-ускоритель, размещенный в хвостовой части ракеты. Ракета запущена в производство для проведения испытаний.

- "изделие 211" - двухрежимный однокамерный ЖРД С.911.0100 разработки ОКБ-2 НИИ-88, главный конструктор - А.М.Исаев. Двигатель вероятно является вариантом ЖРД С2.219 с использованием других топливных компонентов. В части источников содержатся сведения о том, что ЖРД мог запускаться при снижении температуры до -57 град С, но стенд 4Г НИИ-229, позволявший проводить испытания с термостатированием компонентов и двигателя (специально для авиационных средств поражения) был создан только в 1960 году, так же ЛИИ ВВС в те годы еще не было готово к высотным испытаниям ЖРД на борту самолетов-летающих лабораторий.
Система подачи топлива - вытеснительная с помощью ВАД (воздушный аккумулятор давления)
Окислитель - 80% азотная кислота и 20% азотный тетроксид (АК-20Ф)
Горючее - керосин / триэтиламинксилидин
Пусковое горючее - ТГ-02 (один компонент, самовоспламеняется со штатным окислителем)
Тяга на стартовом участке - 4200 кг (ист. - Серов Г., Фомичёв А.)
Тяга на маршевом участке - 2400 кг (ист. - Серов Г., Фомичёв А.)
Тяга двигателя - 1220 кг (ист. - Ерохин).
Время работы:
- стартовый участок - 4-6 с
- снижение тяги до маршевой - 13-16 с
- общее время работы двигателя - 30 с

Двухступенчатость тяги ЖРД выглядит сомнительной. Отработка ЗУР В-300 имела в 1952-1953 г.г. наивысший приоритет, но даже там дроссель-автомат был исключен из ПГС как потенциальный источник проблем - отрабатывался только вариант отключения двух камер из четырех с двигателем С09.29.0-0В (испытания проходили в 1956 году). Управляемый спад тяги на серийных массовых ЖРД был реализован на С5.1 для "изделия 217", но это был уже конец 1950-х. (ист. - ABL22).


ЖРД С.911.0100 разработки ОКБ-2 НИИ-88 А.М.Исаева (Серов Г., Фомичёв А. С-25. Как создавалась первая отечественная ЗРС. // Аэрокосмическое обозрение. №2 / 2006 г. )."изделие 210" без РДТТ-ускорителей, 1952 г. (Серов Г., Фомичёв А. С-25. Как создавалась первая отечественная ЗРС. // Аэрокосмическое обозрение. №2 / 2006 г. ).
ТТХ ракеты:
изделие 210 (первый вариант, расчетные данные)
изделие 210 (второй вариант, расчетные данные) изделие 211 (расчетные данные)
Длина 7650 мм 8340 мм
Диаметр 450 мм 530 мм
Размах крыла 2292 мм 2292 мм
Размах стабилизатора 1085 мм 1088 мм
Площадь крыла (в одной плоскости, с корпусом) 2,3 кв.м 3.5 кв.м
Масса стартовая 1182 кг 1015 кг 1060 кг
Масса пустой 584 кг 652,5 кг
Масса РДТТ-ускорителей 370 кг -
Масса топлива 220 кг (46 кг керосина, 174 кг азотной кислоты)
356 / 395 кг
Масса БЧ 100 кг 100 кг
Высота полета ракеты в момент выключения двигателя (при старте с высоты 10000 м по цели летящей на высоте 20000 м) 15000 м
Скорость максимальная (высота)
740 м/с (15000 м)
742 м/с (16160 м) 848 м/с
Скорость конечная (при старте с высоты 10000 м по цели летящей на высоте 20000 м) 577 м/с 640 м/с
Время активного участка полета 16 с
Время полета (при старте с высоты 10000 м по цели летящей на высоте 20000 м) 27 с
Максимальная располагаемая поперечная перегрузка в конце полета 1.9 ед 2.13 ед 4.64 ед

Масса - около 1000 кг (по первоначальному проекту)

Дальность действия - 12-15 км (наклонная в момент пуска, согласно ТТЗ) / 10 км (по данным пусков ?)
Высота цели - до 20000 м (согласно ТТЗ, при пуске с высоты 10000 м)
Скорость цели максимальная - 1000 км/ч (согласно ТТЗ)

Тип БЧ:
- "изделие 210" (оба варианта) - осколочная.
Взрыватель бесконтактный радиолокационный.
Радиус поражения БЧ - 75 м
Дальность срабатывания взрывателя - 50 м

- "изделие 211" - для ракеты задана разработка боевой части с использованием зарядов кумулятивного действия (ист. - НПО им. Лавочкина). Возможно, что использованы наработки по ЗУР "изделие 207А" с БЧ кумулятивного типа В-196 массой 327 кг, состоящей из 196 одиночных дальнобойных кумулятивных зарядов.

Модификации:
- изделие 210, первый вариант - проектирование велось с начала 1951 г., ракета оснащена двумя стартовыми РДТТ-ускорителями, Х-образное расположение крыльев.


Первый вариант ракеты "изделие 210" без РДТТ-ускорителей, 1952 г. (Серов Г., Фомичёв А. С-25. Как создавалась первая отечественная ЗРС. // Аэрокосмическое обозрение. №2 / 2006 г. ).
- изделие 210, второй вариант - проектирование велось с марта 1951 г., ракета оснащена одним стартовым РДТТ-ускорителем размещенным в хвостовой части ракеты, +-образное расположение крыльев. Ракеты была запущена в производство.


Второй вариант ракеты "изделие 210" с одним РДТТ-ускорителем, 1952 г. (Серов Г., Фомичёв А. С-25. Как создавалась первая отечественная ЗРС. // Аэрокосмическое обозрение. №2 / 2006 г. ).
- изделие 211 - проектирование 1952 г., ЖРД с двумя режимами работы - стартовым и маршевым, испытания с наземной ПУ в конце 1952 г.

Носители:
- сверхзвуковой перехватчик (аванпроект, 1950 г.) - не реализован

- Ту-14 - на этапе предварительной проработки проекта системы в КБ-1 рассматривался как вариант носителя с 2 ракетами. После выбора в качестве носителя Ту-4, отвергнут.

- Г-310 / Ту-4-Д-500 в варианте перехватчика (1952 г.) - 4 х РЛС "Тайфун" Д-500 (главный конструктор - В.В.Тихомиров, НИИ-17) с дальностью действия 80-100 км, РЛС обеспечивали обзор передней, задней, верхней и нижней полусфер. 4 ракеты под крылом на параллелограммных фермах-пусковых установках. Самолет (№226404) подготовлен в марте 1952 г. Всего с мая по июнь 1952 г. в рамках первого этапа летных испытаний самолет совершил 10 полетов, в т.ч. с макетами ракет Г-300 / "изделие 211".
Масса взлетная (по ТТЗ):
- 54 т (запас горючего на 4-5 часов барражирования) - потолок практический - 8000 м
- 48 т (запас горючего на 1.8 часов барражирования) - потолок практический - 10000 м
По результатам испытаний:
Масса взлетная - 49.5 т (с 4 ракетами)
Скорость максимальная - 525 км/ч (на высоте 9000 м, с 4 ракетами)
Потолок практический - 9900 м (с 4 ракетами)
Время набора рабочего потолка носителем с нагрузкой - до 1.5 часов

Статус: СССР - на вооружение не принята, разработка прекращена на стадии испытаний.

Источники: Александров С.В., Андреев С.В. Сайт http://cosmopark.ru, 1997 г.
Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты класса "воздух-воздух". Сайт http://vadimvswar.narod.ru.
Карпенко А.В. Отечественные авиационные ракеты класса "воздух-воздух". Сайт http://bastion-karpenko.narod.ru.
НПО им.С.А.Лавочкина. Сайт http://www.laspace.ru, 2002 г.
Ракета Г-300 (изделия 210 и 211). Сайт http://www.testpilot.ru, 2012 г.
Серов Г., Фомичёв А. С-25. Как создавалась первая отечественная ЗРС. // Аэрокосмическое обозрение. №2 / 2006 г.
Якубович Н., Истребители Лавочкина. Сломавшие хребет Люфтваффе. М., Яуза, ЭКСМО, 2008 г.