ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)
ПБИА ЦНИИ-45

Плавучая база истребительной авиации (ПБИА, проект). Проработка предэскизного проекта велась в инициативном порядке ЦНИИ-45 в 1959 г. Боевое применение плавучей базы предполагалось совместно с ракетным кораблем ПВО пр.1126 ЦКБ-17. Основные задачи: ведение разведки самолетами ДРЛО, уничтожение самолетов-разведчиков противника, обнаружение низколетящих целей за горизонтом. После рассмотрения в Госкомитете по судостроению проработка эскизного проекта поручена ЦКБ-17 (будущее Невское ПКБ), главный конструктор А.Б.Морин. В проекте ЦКБ-17 были увеличены размеры и водоизмещение, изменен состав ГЭУ, увеличено авиакрыло и оборонительное вооружение. Проект получил отрицательный отзыв Главного управления кораблестроения (о низкой эффективности авиационной ПВО) и его разработка была прекращена. По умолчанию данные аванпроекта ЦНИИ-45.


Проекции ПБИА ЦНИИ-45 (рисунок - С.А.Богатов, 2003 г., Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)
Двигательная установка - 6 х перспективных дизелей Коломенского завода мощностью по 20000 л.с. со спаривающими редуторами. Три вала, три винта фиксированного шага. Отвод выхлопных газов предполагался под воду. В проекте ПБИА ЦКБ-17 ГЭУ была изменена на котлотурбинную ЭУ.

Конструкция: свободная летная палуба с угловой посадочной полосой (угол 6.5 град от продольной оси корабля). Ангар высотой 6.5 м. Специальные мероприятия по конструктивной защите не предполагались. Применены противоатомная, противохимическая и противоминные защиты. Успокоители качки с бортовыми рулями обеспечивали применение корабля по назначению при волнении до 6 баллов.

Длина - 254 м (ЦНИИ-45), 250 м (ЦКБ-17)
Длина по ватерлинии - 230 м
Ширина - 45 м (ЦНИИ-45), 50 м (ЦКБ-17)
Ширина по ватерлинии - 25 м
Осадка - 7,4 м

Водоизмещение стандартное - 20000 т (ЦНИИ-45)
Водоизмещение нормальное - 21000 и (ЦНИИ-45)
Водоизмещение полное - 22000 и (ЦНИИ-45), 30000 т (ЦКБ-17)

Скорость хода полная - 31,5 уз (ЦНИИ-45), 32 уз (ЦКБ-17)
Скорость хода экономическая - 24 уз (ЦНИИ-45), 18 уз (ЦКБ-17)
Дальность хода:
- 4000 миль при скорости 24 уз (ЦНИИ-45)
- 5000 миль при скорости 18 уз (ЦКБ-17)

Вооружение:
Проект ЦНИИ-45:
8 х 57 мм двухствольных установок АК-725;

Проект ЦКБ-17:
4 х 76 мм двухствольных установок АК-726;
Перспективные ЗРК ближней зоны.

Оборудование:
Две паровых катапульты, аэрофинишеры, два подъемника авиатехники из ангара на летную палубу (на проектах ЦНИИ-45 и ЦКБ-17). Оборудование обеспечения полетов, навигационное оборудование и т.д. и т.п.

Авиакрыло:
Проект ЦНИИ-45:
24 истребителя, 2 самолета ДРЛО, 2 вертолета. На схеме (см.выше) использованы силуэты американских самолетов.

Проект ЦКБ-17:
36 самолетов и вертолетов;

Статус: СССР - разрабатывался, не строился.

Источники: Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.