ДАННЫЕ НА 2015 г. ( в работе) Ракета Р-3 / 8А67
Ракета Р-3А
Проект баллистической ракеты большой дальности. Разработка проекта ракеты с дальностью действия 3000 км начата по Постановлению Совмина СССР от 14 апреля 1947 г. в НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева. Для работ по проекту был образован Совет Главных конструкторов:
- ракета - С.П.Королев (НИИ-88);
- командные приборы - В.И.Кузнецов (созданный в 1947 г. НИИ-944);
- ЖРД - В.П.Глушко (ОКБ-456);
- наземное оборудование стартового комплекса - В.П.Бармин;
- автономная система управления - Н.А.Пилюгин;
- система радиокоррекции - М.А.Рязанский;

Эскизный проект ракеты состоял из трех разделов - по ракете Р-3 (отдел №3 С.П.Королева НИИ-88), по двигательной установке (ОКБ-456 В.П.Глушко на конкурсных началах с НИИ-1 МАП под руководством А.И.Полярного) и по системам управления и контроля (главные конструкторы Н.А.Пилюгин и М.С.Рязанский). Проект варианта ракеты Р-3БН (вероятно "без нагрузки") завершен в июне 1949 г. В ноябре-декабре 1949 г. состоялось обсуждение проекта на специализированных секциях научно-технического совета НИИ-88 и 7 декабря 1949 г. эскизный проект утвержден НТС НИИ-88. НТС было рекомендовано создание экспериментальной ракеты-модели Р-3А для проверки технический решений проекта Р-3. Велось проектирование ракеты Р-3А, летные испытания были назначены на октябрь 1951 г. Разработка прекращена в связи с началом проектирования ракеты Р-5 в 1950-1951 г.г.


Эскизный проект ракеты Р-3 (http://epizodsspace.airbase.ru)
Система управления и наведение - инерциальная система управления

Пусковая установка - стартовый стол, возможно прорабатывались другие варианты ПУ.

Конструкция ракеты - одноступенчатая ракета без аэродинамических стабилизаторов, с отделяемой ГЧ и несущими баками горючего и окислителя.

Двигатели - однокамерный ЖРД проектировался на конкурсной основе ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко (РД-105, вероятно) и НИИ-1 МАП под руководством А.И.Полярного (РД-110, вероятно). Двигатель проектировался с использованием опыта разработки двигателя РД-101 ракеты Р-2. По разработчикам двигателей РД-105 и РД-110 возможна путаница.

РД-105 РД-110 / 8Д55
Разработчик НИИ-1 МАП ОКБ-456
Тяга двигателя
120 т на земле, 140 т в пустоте
Горючее вероятно 92% этиловый спирт керосин
Окислитель жидкий кислород жидкий кислород
Удельный импульс у земли 240 ед ? 243.6 ед
Удельный импульс в пустоте 288 ед ? 285 ед
Примечание Двигатель создавался, часть агрегатов проходила испытания. Разработка прекращена в связи с множеством технических проблем.

На экспериментальной ракете Р-3А предполагалось применить доработанный двигатель РД-101 с тягой 40 т и удельным импульсом у земли 210 с.

эскизный проект Р-3 проект Р-3А
Длина 27100 мм 16200 мм
Диаметр корпуса 2800 мм 2000 мм
Масса 65-71 т 23400 кг
Масса конструкции ок.4000 кг
Масса топлива 60 т
Масса БЧ до 3000 кг
Дальность действия 3000 км 935 км


Статус: СССР - проектировалась, не строилась.

Источники: Афанасьев И., Р-12 "Сандаловое дерево". Приложение к журналу "М-Хобби", выпуск №9, 1997 г.
Воскресенский С. Первый ракетно-ядерный меч. // Техника и вооружение. № 6 / 2010 г.
Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно-космические системы. М., 1996 г.
Капустин Яр. Сайт http://www.kapyar.ru, 2010 г.
Кудряшов В.А. Космодром Байконур. Хроника основных событий ("Байконурская летопись"). // С.-Пб., 2015г.
Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева. 1946-1996 г.г. М., 1996 г.