ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Ка-10 - HAT
Ка-10М - HAT
Изготовление первых 4-х прототипов Ка-10 велось в заводских условиях. Один из прототипов использован для 100-часовых ресурсных испытаний. Первый полет Ка-10 совершил 30 августа 1949 г., летчик - М.Д.Гуров. Завершал испытания летчик Д.К.Ефремов, сменивший погибшего в 1949 г. (см.ниже в Хронологии) при испытаниях вертолета М.Д.Гурова. До начала государственных испытаний на вертолетах выполнено 200 полетов с налетом 25 часов. Государственные испытания проводились в октябре 1950 г. на двух вертолетах Ка-10, летчик-испытатель - Е.А.Гридюшко. Первая посадка Ка-10 на борт крейсера "Максим Горький" произведена 7 декабря 1950 г. В августе 1951 г. принято решение о постройке серии в 15 вертолетов Ка-10М. Серия вертолетов Ка-10М была построена. Вертолеты были сведены в специальную опытную эскадрилью, базировавшуюся на Черном море. После испытательных полетов ВМФ СССР заказан более грузоподъемный вертолет-разведчик - Ка-15.

Вертолет Ка-10М (http://www.aviastar.org).

Вертолет Ка-10М взлетает из кузова грузовика (http://www.aviastar.org).
Экипаж - 1 чел
Конструкция - вцелом подобна Ка-8, использованы хромансилевые трубы диаметром 8-18 мм, введена геометрическая крутка лопастей несущих винтов, увеличен диаметр несущих винтов, изменена система управления. Профиль лопасти - NACA 23012. На Ка-10М киль состоит из двух шайб.
Двигатель - поршневой 4-цилиндровый АИ-4Г (на Ка-10М - аналогичный двигатель АИ-4В такой же мощности) мощностью 55 л.с., номинальная мощность - 50 л.с. Разработка двигателя - ЗМКБ "Прогресс" А.Г.Ивченко. Система охлаждения - принудительная воздушная.
ТТХ вертолета:
Ка-10 | Ка-10М | |
Длина фюзеляжа | 3.9 м | 3.7 м |
Диаметр несущих винтов | 5.8 м | 6.12 м |
Ширина фюзеляжа | 1.97 м | 1.97 м |
Высота | 2.5 м | 2.5 м |
Масса взлетная | 370-375 кг | 390 кг |
Масса пустого | 234 кг | 258 кг |
Масса полезной нагрузки | 140 кг (вкл.пилота) | |
Масса топлива | 26,4 кг (33 л) | |
Скорость максимальная | 90 / 115 км/ч | 115 км/ч |
Дальность полета | 95 / 170 км | 170 км |
Потолок статический | 500 м | |
Потолок динамический | 1000 м | 2500 м |
Скорость концов лопастей на номинальных оборотах - 118.5 м/с
Скорость вращения несущих винтов - 410 об/мин
Оборудование: вертолет оснащен указателем скорости УС-140, высотомером ВД-12, вариометром ВР-10, компасом КИ-11, указателем оборотов несущих винтов, указателем скольжения, оборудованием управления двигателем. Радиостанция РСИ-3М1. Электропитание осуществлялось от аккумулятора.
Модификации:
- Ка-10 - базовая модель.
- Ка-10М - модернизированный малосерийный вариант.

Проекции вертолета Ка-10М (http://www.aviastar.org).

Проекции вертолета Ка-10М (Наш Авиамузей. "Техника-молодежи". http://www.technicamolodezhi.ru).
Статус: СССР - вертолет проходил испытания, на вооружение не поступал.
- 1949 г. 8 октября - при испытательном полете на продолжительность на вертолете №2 при сниженных оборотах двигателя произошло кабрирование с переходом в планирование с повторным кабрированием, складыванием лопастей и падением вертолета. Летчик-испытатель М.Д.Гуров умер по дороге в больницу.
Источники:
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Все вертолеты миры. Сайт http://www.aviastar.org/helicopters_rus.html, 2011 г.
Изаксон А.М. Советское вертолетостроение. М., "Машиностроение", 1981 г.
Мемориал испытателей. Сайт http://www.testpilot.ru/memo/, 2011 г.
Фомин А. Первый палубный. // М-Хобби. № 1 / 1999 г.