ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Б-IX-30


Опытная противокорабельная мина-ракета с системой автоприцеливания. Разработка велась НИИ-400 (ныне ЦНИИ "Гидроприбор"), главный конструктор - Власов Л.В., зам.главного конструктора - А.Б.Александров. Разработка начата в 1960 г. В 1961 г. планировалось начать испытания мины-торпеды на Ладожском озере в районе г.Лахденпохья с переносом к концу 1961 г. испытаний на Черное море с продолжением в 1962 г. и далее до приемки изделия ВМФ. На первом этапе испытаний планировалось определить тип рулей управления для использования на ракете - газодинамические в струе РДТТ или гидродинамические, расположенные на корпусе ракеты.

Предполагалась установка мин-ракет на дно с якорем, по обнаружению корабля-цели системой автоприцеливания, в его сторону пускалась подводная ракета, которая поражала корабль-цель в донную часть.
Испытания мины-торпеды начаты в 1960 г. на Черном море около г.Гагры - испытывался неуправляемый выход мины-ракеты с глубины. В 1961 г. испытаний велись на Ладожском озере с июня по конец октября - отрабатывалась работы систем управления ракеты. В конце ноября 1961 г. проводились испытания мины-ракеты в Гаграх на Черном море. Там же испытания были продолжены в 1962 г. с работающей электронной и акустической аппаратурой. В конце 1962 г. в ходе испытаний установлено, что из-за колебаний вокруг продольной оси посталенных на боевое дежурство мин-ракет, меняется положение гировертикали, что исключает возможность нормальной работы системы автоприцеливания. Испытания приостановлены 20 декабря 1962 г. В феврале 1963 г. испытания полностью прекращены, разработка мины-ракеты прекращена.

Система управления и наведение - мина-ракета оснащена системой автоприцеливания разработки НИИ-400, главный конструктор - А.П.Будылин. Система управления ракеты - инерциальная с гироскопами. Органы управления - на этапе испытаний - газодинамические (в сопле РДТТ) и гидродинамические рули; в ходе испытаний выбор сделан в пользу гидродинамических рулей, как более эффективных при движении ракеты в воде.

Система автоприцеливания определяла направление «плоскости стрельбы» относительно акустического «нуля», и далее ракета начинала программное движение в этой плоскости. Работа системы управления осуществлялалсь с помощью следящей поворотной платформы, на которой устанавливались приборы управления движением мины-ракеты.

Двигатель
- РДТТ

ТТХ мины-ракеты:
Скорость хода - 70-100 уз
Глубина применения - 200-300 м (или больше)

Статус: СССР - на вооружение не принята.

- 1960 г. - в одном из первых испытательных пусков старт ракеты произошел до заглубления мины-ракеты на нужную глубину. В результате ракета вышла из воды и совершила баллистический полет, упала на воду, разбилась и затонула.

Источники:
Александров А.Б. Жизненные обстоятельства инженера или хроника пикирующего торпедиста. Сайт http://torpeda-idetbezkrena.narod.ru/, 2011 г.