ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
КМ / КМ-1 / Корабль-Макет

Экспериментальный экраноплан. Разработан ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК) главного конструктора Р.Е.Алексеева (ныне - ЦКБ по СПК им Р.Е.Алексеева), ведущий конструктор - В.П.Ефимов. Экраноплан создавался в качестве экспериментального прототипа для проверки возможностей экранопланов таких размеров. Проектирование велось в 1964-1965 г.г. Строительство экраноплана в единственном экземпляре завершено в марте 1966 г. на заводе "Волга" (г.Чкаловск, Нижегородской области). Первый полет экраноплан КМ совершил 18 октября 1966 г. в Каспийске. Пилотировали экраноплан Р.Е.Алексеев и В.Ф.Логинов. Дальнейшие испытания КМ проводили ведущие лётчики-испытатели Д.Т.Гарбузов и В.Ф.Трошин. В 1980 г. во время испытательного полета из-за ошибки пилота КМ потерпел аварию без человеческих жертв, после которой не восстанавливался.

Организационно экранопланы в СССР и России относились и относятся к ВМФ. За рубежом экраноплан больше известен как "Каспийский монстр". До появления самолета Ан-225 "Мрия" экраноплан КМ являлся самым тяжелым аэродинамическим летательным аппаратом в мире.




Экраноплан КМ борт №04 на испытаниях (http://www.airwar.ru).


Экраноплан КМ в Каспийске на испытаниях (Komissarov S. Russia's Ekranoplans. England, Midland, 2002 г.).
Двигатели - 10 х ТРД ВД-7 тягой по 13000 кг (8 ТРД - подъемно-маршевые, расположены в носовой части аппарата, 2 ТРД - маршевые, установлены на хвостовом оперении).




Экраноплан КМ борт №01 в Каспийске на испытаниях (http://www.airwar.ru).
ТТХ экраноплана:
Длина - 92 м
Размах крыла - 37.6 м
Размах оперения - 37 м
Высота - 21.8 м
Площадь крыла - 662.5 кв.м

Масса взлетная максимальная - 544000 кг
Масса пустого - 240000 кг

Скорость максимальная - 500 км/ч
Скорость крейсерская - 430 км/ч
Дальность полета - 1500 км
Выота полета на экране - 4-14 м
Мореходность - 3 балла


Экраноплан КМ борт №07 на испытаниях (http://www.airwar.ru).


Проекции экраноплана КМ (http://www.airwar.ru).
Статус: СССР
- 1966 г. - построен в единственном экземпляре, начаты испытания.
- 1980 г. - во время испытательного полета из-за ошибки пилота КМ потерпел аварию без человеческих жертв, после которой не восстанавливался.

Бортовые номера экраноплана КМ:
Год
1966-1980 г.г. 01
1966-1980 г.г. 04
1966-1980 г.г. 07


Источники:
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Углок неба. Авиационная энциклопедия. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.