ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-25 / Р-25 / "изделие 370"


Ракета "воздух-воздух" большой дальности. Разработка ракеты на базе трофейной ракеты AIM-7E Sparrow велась КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне - МКБ "Вымпел"), главный конструктор - В.Т.Корсаков. Трофей поступил в СССР в хорошем состоянии из Вьетнама, где был снят с самолета F-4 Phantom, затонувшего на малой глубине около Хайфона. Так же в СССР поступали ракеты с других сбитых американских самолетов. Во второй половине 1966 г. начаты работы по воспроизводству образца американской ракеты. Официальный старт работам по копированию ракеты средней дальности для комплекса вооружения истребителя МиГ-23 дан Постановлением Совмина СССР от 13 ноября 1967 г. На первом этапе разработки вместо части оригинальных материалов использованы отечественные аналоги, что не обеспечило работоспособности части систем и агрегатов.

В 1970 г. после завершения автономной отработки ракет К-23 опытный самолет МиГ-21ПФ (серийный №12-03) был переоборудован под ракету К-25 (Е-7 с К-25). На самолет установили пусковую установку АПУ-25-11, но в 1970 г. из-за неготовности двигателя и рулевого привода испытания ракеты К-25 так и не начались. В 1971 г. МиГ-21ПФ снова приготовили для автономных испытаний К-25, а так же начали переоборудование двух самолетов МиГ-23М (серийные №№06-06 и 06-07) с установкой АПУ-25-23М.


Ракета К-25 по центру на втором плане в музее ГосНИИАС, 2007 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).


Модель аванпроекта МиГ-29 1972г. с ракетами К-25 (Якубович Н.В. МиГ-29. Истребитель "невидимок". М., Яуза, ЭКСМО, 2010 г.).
Заводские испытания начаты автономными пусками с МиГ-21ПФ в 1972 г. и завершены в марте 1973 г. В течение 1972 г. осуществлено 20 пусков ракет К-25. Три пуска выполнены с МиГ-23 по парашютным мишеням - в этих пусках выявлен дефект ГСН ДВ-109А, что потребовало её доработки. В 1973 г. выполнен основной объем заводских испытаний: 16 пусков, включая пуски телеметрических и боевых ракет по парашютным мишеням и по мишени Ла-17. На начало 1974 г. планировались стрельбы по самолетам-мишеням МиГ-17 на малых и больших высотах, но в связи с успешным окончанием испытаний и принятием на вооружение ракеты К-23 совместным решением ВВС, Министерства авиапромышленности и других ведомств 18 февраля 1974 г. работы по К-25 прекращены.

Исследования по аэродинамической схеме, близкой к поворотному крылу, и по гидравлическому рулевому приводу, использованы позже при разработке ракет семейства К-27.

Пусковая установка - АПУ-25-11 (МиГ-21ПФ) или АПУ-25-23М (МиГ-23М). Установка АПУ-25-23М выполнена по типу усовершенствованной установки АПУ-23 для ракет К-23.

Система управления и наведение: автопилот У-98 и когерентная полуактивная радиолокационная ГСН с непрерывным коническим сканированием ДВ-109 (ПАРГ-30-ВВ) / ДВ-109А. Главный конструктор ГСН - Н.А.Викторов. Прозводствопартии опытных образцов ГСН велось НИИ "Кулон". Подсвет цели предполагалось осуществлять РЛС "Сапфир-23", что потребовало работ по сопряжению ГСН с данной РЛС.

Конструкция - аэродинамическая схема с поворотным крылом с гидравлическим рулевым приводом.

Двигатель - РДТТ, конструктивные меры по сужению диапазона полетных центровок (например, сопло с удлиненным газоходом) не предусматривались.

ТТХ ракеты (AIM-7E Sparrow):
Длина - 3600 мм
Диаметр корпуса - 200 мм
Размах крыла - 1000 мм

Масса - 228 кг
Масса БЧ - 40 кг

Дальность действия - до 25 км

Тип БЧ - стержневая с неконтактным взрывателем.


Модификации:
- К-25 / изделие 370 - базовый вариант.

- К-25 / изделие 370М - или доработанный по итогам испытаний вариант ракеты или модификация (?).


Носители:
- МиГ-23 - по проекту, ракеты К-25 создавались в качестве конкурента уже находившихся в разработке ракет К-23.

- Е-7 с К-25 / МиГ-21ПФ - опытный истребитель (серийный №12-03) переоборудованный для испытаний ракеты К-25 с установкой АПУ-25-11.

- МиГ-23М (серийные №№06-06 и 06-07) - истребители, переоборудованные для испытаний ракет ЕК-25 с установкой АПУ-25-23М.

- МиГ-29 (начальная стадия проектирования, 1972 г.) - рассматривался вариант вооружения самолета 4 ракетами К-25 с подвеской под фюзеляжем - первые две ракеты - аналогично подвеске под истребителем F-15, вторые две - аналогично F-4 Phantom. В 1973 г. в процессе подготовки аванпроекта МиГ-29 от использования ракет К-25 отказались в пользу ракет К-27.

Статус: СССР - ракета проектировалась, проходила испытания, на вооружение не принята.

Источники: Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.
Ерохин Е. Музей ГосНИИАС. Великая оранжевая комната. Сайт http://www.missiles.ru, 2007 г.
К-25. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.
Якубович Н.В. МиГ-29. Истребитель "невидимок". М., Яуза, ЭКСМО, 2010 г.