ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Ан-72Р / изделие 88


Самолет радиолокационной разведки наземных целей и целеуказания наземным и воздушным средствам их поражения. Разработка разведывательной версии Ан-72 в рамках ОКР "Циркон" (предположительно) велась ОКБ им. О.К.Антонова во второй половине 1980-х годов, ведущий конструктор самолета - В.В.Небаба. По своему назначению самолет был аналогом американского Boeing Е-8А J-Stars. Предполагалось использование самолета Ан-72Р в составе разведывательно-ударных комплексов (РУК) фронтового и армейского уровней.

Техническое задание на создание комплекса утверждено видимо в 1986-1987 годах. Постановлением Совмина СССР о создании комплекса предусматривалось строительство трех экспериментальных летных образцов для проведения совместных летных испытаний с параллельными совместными Государственными лабораторными испытаниями специального комплекса оборудования. Для ускорения создания изделия «88» предлагалось начать отработку опытных систем комплекса, и комплекса вцелом, на экспериментальных летных образцах.

Всего по проекту Ан-72Р были переделаны три серийных самолета Ан-72, а четвертый самолет Ан-72 поступил для переделки на опытное производство Киевского механического завода (ОКБ им.О.К.Антонова) в 1990 г. и его переделка не была завершена. Первый полет первый экземпляр Ан-72Р (серийный №01-04) совершил в 1986 г. На первом летном образце был смонтирован макет специального комплекса оборудования. На второй и третий летные экземпляры изделия "88" устанавливались уже реальные комплексы оборудования, которые поставлялись с постоянными задержками.

Первые три самолета Ан-72Р были переданы для проведения испытаний в распоряжение НПО "Взлет" (г.Москва, аэродром Ермолино). Испытания проводились опять же с задержками по вине разработчика специального комплекса оборудования - НПО "Пальма". Совместные испытания с ГК НИИ ВВС на полигоне в Ахтубинске проводились в 1988-1996 г.г., но не были завершены. В ходе совместных испытаний НПО "Пальма" при поддержке ВПК и ВВС поставили требование о строительстве четвертого экспериментального образца для ускорения испытаний комплекса. В то же время имеющиеся три летных экземпляра использовались недостаточно активно. Переоборудование нового четвертого самолета по планам авиастроителей должно было занять один год. Для установки на четвертый экземпляр самолета НПО "Пальма" был предложен комплекс оборудования, предназначенный для лабораторных Государственных испытаний. Четвертый экземпляр изделия "88" начали готовить к установке комплекса оборудования, но до развала СССР оборудовние не поступило, не было установлено, самолет остался в разобранном состоянии и позже был списан.

Модификация в некоторых источниках называется Ан-72БР, а так же иногда модификацию ошибочно именуют "самолетом-ретранслятором" для самолета ДРЛО Ан-71.


Ан-72Р борт №38 красный на стоянке в Ахтубинске, вероятно 2000 г. (http://forums.airbase.ru).


Ан-72Р, серийный №10-09, территория завода "Авиант", г.Киев, 25 марта 2007 г. (фото - Василий Коба, http://spotters.net.ua).

Двигатели: 2 х ТРДД Д-36 тягой по 6500 кг

ТТХ самолета (Ан-72):
Экипаж - 3 чел

Длина - 28,068 м
Размах крыла - 31,89 м
Высота - 8,65 м
Площадь крыла - 102 кв.м

Масса взлетная максимальная - 34,5 т
Масса взлетная нормальная - 27,5 т
Масса пустого - 19,05 т
Масса топлива - 12950 кг
Масса полезной нагрузки - 7500 кг

Скорость максимальная - 720 км/ч
Скорость крейсерская - 550-600 км/ч
Дальность перегоночная - 4300 км
Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой - 1000 км
Потолок практический - 10100 м
Разбег - 620 м
Пробег - 420 м

Оборудование:
- Средства обнаружения наземных целей - две (левый и правый борт) РЛС бокового обзора с антеннами большой площади. Разработка комплекса оборудования - НПО "Пальма" (г.Москва), генеральный конструктор - Александр Александрович Лебедь, главный конструктор комплекса - Николай Дмитриевич Попов. Комплекс оборудования позволял отслеживать, классифицировать и определять координаты так же работающих РЛС противника.
Глубина разведки - 150-200 км
Количество одновременно отслеживаемых целей - не менее 30
Точность определения координат целей - 70-180 м
Время обнаружения движущихся объектов в зоне 150 х 150 км - 2 мин


Ан-72Р, серийный №10-09, территория завода "Авиант", г.Киев, 22 июля 2008 г. (фото - JAKE, http://spotters.net.ua).

- Система наведения воздушных и наземных средств поражения наземных целей.

- Навигационный комплекс "Черешня" с инерциальной подсистемой - обеспечивает точное определение координат самолета, а так же объектов, обнаруживаемых комплексом наблюдения. Головной разработчик навигационного комплекса - НПО "Электроавтоматика" (г.Ленинград).

- Комплекс обороны самолета.
Применение:
В составе фронтового РУК с авиационными и наземными средствами поражения. В состав РУК должно было входить 12 самолетов Ан-72Р (дежурная смена в воздухе - 3 самолета), 3-4 полка ударной авиации (один штатный, остальные - привлеченные для действий в РУК), прочие силы. Объекты поражения - РЛС объектовой ПВО и систем управления тактической авиации и ПВО противника; узлы связи, КП, пункты управления родов войск, самолеты и вертолеты с работающими радиоизлучающими средствами на аэродромах и посадочных площадках; РЛС систем посадки на аэродромах.

В составе армейского РУК с авиационными и наземными средствами поражения. В состав РУК должно было входить 4-6 самолетов Ан-72Р (дежурная смена в воздухе - 1-2 самолета), штатные и приданные подразделения ударной авиации ОТР и РСЗО, прочие силы. Объекты поражения - движущиеся групповые цели - танковые (мотопехотные) роты; батареи УР "Ланс", "Джитакмс", ЗУР (ЗА); самолеты на эродромах, вертолеты на площадках, элементы КП; ЦУО, ПУО, НЦУ, ПАН, БЛА на площадках и др.

Статус: СССР - создан, испытывался, испытания не завершены, на вооружение не поступал.


Ан-72Р борт №39 красный на испытаниях в Ахтубинске, 1995 г. (рисунок - В.Степанченко, Ю.Королевская, http://wp.scn.ru).
- 2000 г. лето - по неподтвержденным данным утилизирован один из ахтубинских Ан-72Р.


Ан-72Р борт №38 красный на стоянке в Ахтубинске, вероятно 2000 г. (http://m.aviaforum.ru).


Ан-72Р, серийный №10-09, территория завода "Авиант", г.Киев, сентябрь 2004 г. (Мараев Р. Реактивный вездеход. // Авиация и время. №03 / 2008 г.).


Ан-72Р, серийный №10-09, территория завода "Авиант", г.Киев, 30.12.2009 г. (фото - Вячеслав Смигунов, http://russianplanes.net/id14029).




Тот же Ан-72Р, серийный №10-09, территория завода "Авиант", г.Киев, лето 2010 г. (фото - zametkiev, http://zametkiev.livejournal.com).
Реестр Ан-72Р (по состоянию на 01.06.2012 г.):
№пп Наименование Сер.№ Заводской № Борт № Первый полет Примечание
01 Ан-72Р 01-04
365.720.10.930 37 красный
СССР-783061
1986 г.
Серийный Ан-72, переделан опытным производством КМЗ. Передан для испытаний НПО "Взлет" в 1988 г. В 1999 г. самолет находился в Ахтубинске (или в ЛИИ ВВС в Раменском !) в удовлетворительном состоянии.
02 Ан-72Р 01-05 365.720.10.935 38 красный
СССР-783573
1986 г. Серийный Ан-72, переделан опытным производством КМЗ до 1990 г. Передан для испытаний НПО "Взлет". В 1999-2000 г.г. самолет находится в Ахтубинске.
03 Ан-72Р 02-01 365.720.10.940 39 красный
СССР-784072
1987 г. Серийный Ан-72, переделан опытным производством КМЗ до 1990 г. Передан для испытаний НПО "Взлет". Находится в Ахтубинске (1996-2012 г.г.). В 2011 г. самолет готовится к утилизации, зимой 2012 г. находился в полуразобранном состоянии.
04 Ан-72Р 10-09 365.720.91.835 Серийный Ан-72, поступил для переделки на КМЗ в 1990 г. Не завершен. Работы прекращены в 1994 г. По состоянию на 2004-2012 г.г. в полуразобранном виде находится на аэродроме КМЗ (г.Киев).


Источники:
Авиационный форум AVIAFORUM.RU. Сайт http://aviaforum.ru, 2010 г.
Ан-72. Сайт http://www.brazd.ru, 2012 г.
Анализ современного уровня и перспектив развития РУК и РОК. Ссылка. Начало 1990-х годов.
Мараев Р. Реактивный вездеход. // Авиация и время. №03 / 2008 г.
Небаба В.В. 45 лет в АНТК им. О.К.Антонова. До и после. Киев, 2008 г.