Ил-82 / Ил-76СК / Ил-76ВКП / изделие 82 / 9А9676
Воздушный командный пункт / воздушный пункт управления Генерального Штаба ВС РФ. Самолет предназначен для управления вооруженными силами в ходе конфликта с применением ядерного оружия. Аналог - Ил-80 / Ил-86ВКП. Разработан в КБ им.С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе транспортных самолетов Ил-76МД. Всего построено два самолета, которые изначально, как Ил-76МД, имели регистрационные №№ СССР-76450 и СССР-76451.
Первый полет самолет СССР-76450 совершил 27 апреля 1987 г. С 1993 г. регистрационные номера RA с теми же цифрами. Входят в штатный состав 3-й Авиационной эскадрильи 8-й Авиационной дивизии особого назначения в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье). Ил-76ВКП - обозначение самолета в КБ до принятия на вооружение. Ил-76СК - специальный командный.
15 апреля 1997 г. Министерством обороны России заключен договор с АК им.Ильюшина на выполнение ОКР «Разработка эскизно-технического проекта по модернизации изд.80 и изд. 82» (Ил-80 и Ил-82). К середине 2008 г. предполагалось завершить очередной этап ОКР - разработку рабочей конструкторской документации на модернизацию Ил-82. Сроки выполнения данного этапа ОКР устанавливались с с 01.05.2007 г. по 15.06.2008 г. По состоянию на февраль 2010 г. этап не был завершен (ист. - Судебные дела...).

Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, март 2011 г. (фото - Анатолий Бурцев, http://russianplanes.net/id98782).

Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, декабрь 2010 г. (фото - Александр Шухов, http://russianplanes.net/id36351).

Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, декабрь 2009 г. (фото - Станислав Пикулёв, http://russianplanes.net/id17034).
Двигатели: 4 х ТРДД Д-30КП тягой по 12000 кг
ТТХ самолета:
Экипаж - 5 чел (летный состав)
Длина - 46,59 м
Размах крыла - 50,50 м
Высота - 14,76 м
Площадь крыла - 300 кв.м
Масса взлетная нормальная - 190000 кг
Скорость крейсерская - 780 км/ч
Дальность полета - 6800 км
Потолок практический - 12000 м
Оборудование: частично оборудование (вероятно, в части радиостанций) унифицировано с самолетами Ил-80 / Ил-86ВКП.
Оборудование | Описание |
Контейнер с оборудованием спутниковой связи ("горб") | |
Лепестковые антенны на центроплане | |
Антенны под обтекателями на фюзеляже около киля | |
Антенны под обтекателями на фюзеляже под носовой частью | |
Лепестковые антенны под фюзеляжем | |
Две большие лепестковые антенны в хвостовой части фюзеляжа | |
Вытяжная антенна с конусом для сверхдлинноволновой связи (средняя створка грузового люка) | Длина антенны 5 км |
Контейнеры со штыревыми антеннами УКВ-связи под крылом (2 ед). |
Статус: СССР / Россия

Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, август 2006 г. (фото - sss, http://russianplanes.net/id68099).

Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, январь 2010 г. (фото - Дмитрий Терехов, http://russianplanes.net/id15806).


Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Раменское, 12.08.2012 г. (фото - pfc_joker, http://pfc-joker.livejournal.com/).
Реестр Ил-82 / Ил-76ВКП (по состоянию на 14.07.2012 г.):
№пп | Наименование | Сер.№ | Зав.№ | Борт № | Первый полет | Примечание |
01 | Ил-82 | 48-05 | 0053463900 | СССР-76450 RA-76450 (с 1993 г.) | 29.04.1987 | Базирование - Чкаловский. Август 2012 г. - Раменское. 2006-2012 г.г. - в эксплуатации. |
02 | Ил-82 | 49-05 | 0053464938 | СССР-76451 RA-76451 (с 1993 г.) | 30.11.1987 г. | Базирование - Чкаловский. В эксплуатации. |

Оба экземпляра Ил-82 / Ил-76СК (рисунок Александра Гаврилова, 2006 г., http://wp.scn.ru).
Источники:
Ил-82. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.
Судебные дела НПП "Полет" и Минобороны. http://alexeyvvo.livejournal.com/19850.html, 2012 г.
RussianPlanes.net. Сайт http://russianplanes.net/, 2012 г.