ДАННЫЕ НА 2012г. (стандартное пополнение)
Ил-80 / Ил-86ВКП / изделие 80 / 9А9675 - MAXDOME
Воздушный командный пункт / воздушный пункт управления Генерального Штаба ВС РФ. Самолет предназначен для управления вооруженными силами в ходе конфликта с применением ядерного оружия. Аналог этого самолета по назначению - американский Boeing E-4B. Разработан в КБ им.С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86. Первый полет совершил 29 мая 1985 г. Полностью укомплектованный оборудованием самолет совершил первый полет 5 марта 1987 г. (по западным данным). 10 июля 1991 г. между НПП "Полет" и Министерством обороны СССР заключен договор на выполнение ОКР по разработкеи созданию унифицированного бортового комплекса технических средств для самолета. Принят на вооружение в 1992 г. В этом же году впервые сфотографирован западными фотографами. Всего было выпущено 4 таких самолета - регистрационные номера СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. По неподтвержденным данным испытания самолетов завершены в 1995 или в 1997 годах. Все самолеты находились в эксплуатации в Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения, с 1997 года переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье). В некоторых источниках самолет называется "Ил-87".

15 апреля 1997 г. Министерством обороны России заключен договор с АК им.Ильюшина на выполнение ОКР «Разработка эскизно-технического проекта по модернизации изд.80 и изд. 82» (Ил-80 и Ил-82). Судя по всему, по состоянию на 2012 г. работы по выполнению требований заказчика по данному договору полностью не выполнены.


Посадка Ил-80 борт RA-86417, авиабаза Чкаловский, июль 2012 г. (фото - Александр Шухов, http://russianplanes.net/id82030).


Ил-80 / Ил-86ВКП регистрационный №RA-86147 на взлете, авиабаза Чкаловский, июнь 2011 г. (фото - Александр Шухов, http://russianplanes.net/id69905).


Ил-80 / Ил-86ВКП регистрационный №RA-86147 в полете, Липецк, 06.05.2010 г. (фото - Олег Сафонов, http://russianplanes.net/id20217).
Конструкция - самолет отличается от прототипа накладным отсеком в носовой части фюзеляжа, в котором размещено радиоэлектронное оборудование. На самолете отсутствуют иллюминаторы с целью снижения воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. На крыльях дополнительные гондолы с двумя электрогенераторами (длина 9.5 м, диаметр 1.3 м). Часть самолетов имеет штангу для дозаправки в воздухе. В хвостовой части установлена выпускная троссовая антенна радиостанции сверхдлинных волн (СДВ), которая применяется для связи с подводными лодками.


Ил-80 / Ил-86ВКП регистрационный №RA-86147 в полете, авиабаза Чкаловский, 2011 г. (фото - Кирилл Виноградов, http://russianplanes.net/id39158).
Двигатели:
- 4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг
- 2 х турбогенератора в гондолах под крыльями - обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета.

ТТХ самолета:
Экипаж - 5 чел (летный состав)

Длина - 59,54 м
Размах крыла - 48,06 м
Высота - 15,81 м
Площадь крыла - 320 кв.м

Масса взлетная нормальная - 208000 кг

Скорость максимальная - 970 км/ч
Скорость крейсерская - 850 км/ч
Скорость посадочная - 275 км/ч
Дальность полета - 3600 км
Потолок практический - 11000 м

Оборудование: комплекс технгических средств разработки НПП "Полет" 83Т120 / ОКР «Звено-2» (ист. - Судебные дела). На фюзеляже расположены антенны радиостанций :
1. Антенна КВ-приёмная, внизу за центропланом в виде двух параллельных прямоугольных «гребней», установлены на всех четырёх самолетах. 2. Антенны КВ-передающие, в наплывах законцовок стабилизаторов, но всего скорее внутри радиопрозрачного обтекателя щелевые антенны со штыревым вибратором, установлены на всех самолетах. Окраска облупленный оранжевый с проступающим белым цветом радиопрозрачного материала. 3. Антенна СДВ-передающая выпускная (проволока длиной около 4 км) с конусом на законцовке. Конус и пилон на разных бортах имеет разный цвет, т.к. краска облупляется до диэлектрика. 4. Антенна СДВ-приёмная наверху перед килем, установлена на всех самолетах. 5. Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН у каждого самолета разные (расположенные сверху и снизу фюзеляжа).
После ремонта в 2009-2010 г.г. на самолете Ил-80 / Ил-86ВКП RA-86147 изменены конструкции антенн над фюзеляжем.


Ил-80 / Ил-86ВКП RA-86147 до ремонта (http://postimage.org/image/iwdz5oas/).


Ил-80 / Ил-86ВКП RA-86147 после ремонта, 9 мая 2010 г. (фото - Федор Борисов, http://airliners.net).


Статус: СССР / Россия
- 1990 г. лето - с посадочного комплекса "Юбилейный" космодрома Байконур совершался испытательный полет Ил-80 / Ил-86ВКП борт СССР-86146 с управлением пуском МБР в полете. Испытания прошли успешно.


Взлет Ил-80 / Ил-86ВКП СССР-86146 с аэродрома "Юбилейный" космодрома Байконур, лето 1990 г. (фото - Сергей Грачев, http://www.buran.ru).
- 1991 г. 10 июля - дата заключения договора №1945/62/1 между министерством обороны СССР и НПП "Полет" на выполнение опытно-конструкторской работы по теме «Разработка и создание унифицированного бортового комплекса технических средств 83Т120 (шифр «Звено-2»)». Общая стоимость работ по договору в 2009 г. была определена в сумму 1179,9 млн.руб. (ист. - Судебные дела).

- 2005 г. - начало эксплуатации и относительно интенсивных полетов Ил-80 в новейшей истории.

- 02.08.2010-30.10.2011 г.г. - государственные испытания объекта 9А9675 (Ил-80). Объект вероятно является результатом выполнения ОКР «Разработка и создание унифицированного бортового комплекса технических средств 83Т120 (шифр «Звено-2»)» (см.выше). Сдача объекта заказчику оформлена Актом от 15.02.2012 г. (ист. - Судебные дела).

- 2010 г. 9 мая - Ил-80 с бортовым номером 86147 принял участие в воздушной части парада в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в Москве.


Стоянка самолетов Ил-80 / Ил-86ВКП на авиабазе Чкаловский, зима 2011 г. (фото - Михалыч, http://russianplanes.net/id40612).
Реестр Ил-80 / Ил-86ВКП (по состоянию на 12.07.2012 г.):
№пп Наименование Сер.№ Зав.№ Борт № Первый полет Примечание
01
Ил-80
51483205042
СССР-86146
RA-86146 (с 1993 г.)
29.05.1985
Не оборудован штангой дозаправки. Базирование - Чкаловский.
- ноябрь 2009 г. (и ранее) - в эксплуатации.
- 2011 г. - по западным данным производится ремонт двигателей.
02 Ил-80 51483205043 СССР-86147
RA-86147 (с 1993 г.)
1985 г. Оборудован штангой дозаправки. Базирование - Чкаловский.
- с 2001 г. - находится на хранении в Чкаловском
- с 2007 г. - в эксплуатации
- 2012 г. - в эксплуатации.
03 Ил-80 51483205046 СССР-86148
RA-86148 (с 1993 г.)
1985 г. Оборудован штангой дозаправки. Базирование - Чкаловский.
- с 2001 г. находится на хранении в Чкаловском
- с 2009 г. - в эксплуатации
- ноябрь 2011 г. - в эксплуатации.
04 Ил-80 51483205048 СССР-86149
RA-86149 (с 1993 г.)
1985 г. Базирование - Чкаловский.
- с 2001 г. находится на хранении в Чкаловском
- с 2005 г. - в эксплуатации
- лето 2009 г. - в эксплуатации



Все четыре экземпляра Ил-80 / Ил-86ВКП в разные годы (рисунок Александра Гаврилова, 2006 г., http://wp.scn.ru).
Источники:
Ил-80. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2012 г.
Ил-80(87). Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.
Судебные дела НПП "Полет" и Минобороны. http://alexeyvvo.livejournal.com/19850.html, 2012 г.
Судебные дела по поставкам Су-34. http://alexeyvvo.livejournal.com/16884.html, 2012 г.
RussianPlanes.net. Сайт http://russianplanes.net/, 2012 г.