ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе) Ла-350 "Буря", / "изделие 350" | Посвящается памяти С.В.Андреева (Pit) |
Межконтинентальная крылатая ракета (МКР). Проектирование ракеты велось ОКБ-301 С.А.Лавочкина с целью создания межконтинентального носителя ядерного заряда для поражения целей с заранее известными координатами - городов, пунктов управления. промышленных центров.
Идеология отечественных крылатых ракет болшой дальности закладывалась в проекте ракеты ЭКР С.П.Королева, которая прорабатывалась КБ-1 в том числе с использованием германского опыта. В апреле 1953 г. Совмином СССР утверждены для разработки проекты ракет Р-7, 350 и 40 (последние - "Буря" и "Буран"). 17 марта 1954 г. Постановлением Совмина СССР выбраны полигоны для испытания ракет Р-7, 350 и 40. 20 мая 1954 г. вышло Постановление Совмина СССР №957-409 "О передаче работ по межконтинентальным крылатым ракетам в Министерство Авиационной Промышленности СССР" и началась полномасштабная разработка ракеты.
Научно-исследовательские работы по проекту ракеты "Буря" выполнялись под руководством М.В.Келдыша в НИИ-1 (НИИТП). В сентябре 1956 г. после уточнения ТТХ ядерного заряда были изменены тактико-технические ребования к крылатой ракете - увеличилась масса БЧ. 24 марта 1958 г. вышел указ ГКОТ "О создании крылатой ракеты "Буря" и ходе работ по крылатой ракете 40 "Буран".
Производство ракет осуществлялось на авиазаводе №18 (г.Самара, ныне завод "Авиакор").
Первый пуск состоялся 1 августа 1957 г. на полигоне Капустин Яр. Последний испытательный пуск с капустина Яра состоялся 16 декабря 1960 г.
Работы по созданию МКР "Буря" были прекращены по Постановлению Совмина СССР №138-48 от 5 февраля 1960 г. "О прекращении разработки ла-350 в ОКБ-301". По другим данным, работы были прекращены неожиданно в декабре 1960 г. с формулировкой "Работы прекратить, материалы уничтожить". На момент прекращения работ по МКР было подготовлено к испытаниям 19 экземпляров ракет.

Межконтинентальная крылатая ракета Ла-350 "Буря" (http://www.aviacor.ru).
Пуски МКР "Буря" (в работе):
№ | Дата | Статус | Ракета | Место испытаний | Примечание |
01 | 1 августа 1957 г. | отказ | №2/1 | Капустин Яр | В пуске планировалось отработать работу ракетных ускорителей, пуск не состоялся. Ракета думонтирована и использована повторно. |
02 | 1 сентября 1957 г. | аварийный старт | №2/1 | Капустин Яр | В пуске планировалась отработка работы ракетных ускорителей. При старте произошел отстрел газоструйных рулей ЖРД ракетных ускорителей. Ракета описала дугу в вертикальной плоскости и упала недалеко от точки старта. |
03 | 30 октября 1957 г. | отказ | №2/3 | Капустин Яр | В пуске предполагалась отработка начального участка траектории полета. |
04 | 21 марта 1958 г. | отказ в полете | №2/2 | Капустин Яр | В пуске предполагалась отработка начального участка траектории полета - крылатая ракета была массо-габаритным макетом с песком в топливных баках. Планировалось провести полет продолжительностью 96 сек. Ракета была нестабильна в полете и испытывала сильные колебания. На 60-й секунде полета автопилот передел ракету в пике. Продолжительность полета 63 сек. |
05 | 28 апреля 1958 г. | отказ в полете | №1-03 | Капустин Яр | В пуске предполагалась отработка начального участка траектории полета. Баки крылатой ракеты частично были пустыми, частично - заполнены водой. Масса была снижена от расчетной на 30%. В конструкции ракетный ускорителей использован новый тип ТНА. Начиная с 50-й секунды полета для управления использовались как аэродинамические поверхности так и газоструйные рули. Полет продолжался 81 секунду и прекращен из-за преждевременного отстрела разгонных блоков на высоте 15 км. Причина - сбой в работе электрики. |
06 | 22 мая 1958 г. | успешный полет | №2-01 | Капустин Яр | В пуске предполагалась отработка начального участка траектории полета. Так же как в полете 28.04.1958 г. в полете использовалась облегченная крылатая ракета. Полет продолжался 120 сек, достигнута высота 17 км. Ракетные блоки отсоединились штатно на 90.5 секунде полета на высоте 17.3 км при скорости 2.95 - 2.97 М. Произведен штатный запуск маршевого ПВРД крылатой ракеты. |
07 | 11 июня 1958 г. | отказ на старте | №3/1 | Капустин Яр | В пуске предполагалась отработка начального участка траектории полета. Половина баков крылатой ракеты заполнена топливом. Пуск прерван на 6 секунде из-за проблем в электрической схеме одного из ракетных блоков. |
08 | 3 июля 1958 г. | отказ в полете | №3/1 | Капустин Яр | В пуске предполагалась отработка начального участка траектории полета. Пуск ракеты после исправлений неполадки, приведшей к отказу в предыдущем пуске. Полет прекращен на 56 секунде на высоте 15 км. Причина - сбой в работе автопилота. |
09 | 13 июля 1958 г. | отказ в полете | №3/2 | Капустин Яр | В пуске предполагалась отработка начального участка траектории полета. Баки крылатой ракеты заправлены на половину. Полет продолжался 96 секунд, достигнута высота 15 км. Крылатая ракета потеряла устойчивость после отделения. |
10 | 10 сентября 1958 г. | отказ в полете | №1-01 | Капустин Яр | В пуске предполагалась отработка начального участка траектории полета. Баки крылатой ракеты заправлены на половину. До отделения ракетных блоков полет продолжался штатно - на 95-й секунде полета при скорости 2.95-3.0 М после отделения блоков ориентация ракеты была нарушена. На 160-й секунде полета давление в баке №3 крылатой ракеты резко упало и загорелся маршевый двигатель. |
11 | 28 декабря 1958 г. | отказ в полете | №2-04 | Капустин Яр | В пуске предполагалась отработка начального участка траектории полета. Баки крылатой ракеты заправлены на половину. Пуск прошел штатно, разделение ракетных блоков прошло так же штатно, но на скорости 3.3-3.4 М - что было выше расчетной. Маршевая высота - 15 км. На 309 секунде полета произошел взрыв в пустом топливном баке. |
12 | 20 февраля 1959 г. | отказ на старте | №2-05 | Капустин Яр | В пуске предполагалась отработка начального участка траектории полета. Из-за проблем в электроцепях одного из ракетных блоков старт прерван. |
13 | 29 марта 1959 г. | успешный полет со сбоем | №3-04 | Капустин Яр | В пуске предполагалась отработка начального участка траектории полета. Баки крылатой ракеты заправлены на половину. Полет продолжался 25 мин 20 сек. На высоте 15 км пройдено расстояние 1315 км. Пуск и разделение прошло полностью штатно. На этапе крейсерского полета из-за сбоя произошло снижение скорости полета. |
14 | 19 апреля 1959 г. | успешный полет | №2-05 | Капустин Яр | Пуск по полной программе с горизонтальным участком полета. Использована ракета с исправлением после неудачного пуска 20.02.1959 г. Полет продолжался 33.5 минуты. На маршевой выоте 17 км на скорости 3,15 М получена дальность 1766 км (ист. - Encyclopedia). По другим данным ракета пролетела 2000 км и после разворота пролетела еще 2000 км в обратном направлении (ист. - Асланов В.С.). |
15 | 2 октября 1959 г. | успешный полет со сбоем | №2/4 | Капустин Яр | Первый полет с полностью заправленой крылатой ракетой. Двигатели на ракетных блоках С2.1150 вместо С2.1100. Маршевый ПВРД - РД-012У вместо РД-012. Разделение и включение ПВРД произошло на высоте 16.8 км при скорости 2.87М. Система воздушных сигналов (СВД) работала нештатно и была отключена. Полет продолжался под управлением системы астронавигации на скорости 3.15-3.2 М. Полет продолжался 10 мин 17 сек. |
16 | 20 февраля 1960 г. | успешный полет | №10-02 | Капустин Яр | Пуск по полной программе с работой системы астронавигации. Дальность полета составила 5500 км. |
17 | 6 марта 1960 г. | отказ в полете | №10-04 | Капустин Яр | Пуск по полной программе с работой системы астронавигации. Нормальная работа ПВРД была нарушена из-за увеличенного до 5-8 град угла атаки ракеты. Полет прерван на 26 минуте, дальность полета составила 1500 км. |
18 | 23 марта 1960 г. | успешный полет со сбоем | №10-03 | Капустин Яр | Пуск по мысу Озерный на Камчатке по полной программе с работой системы астронавигации. Высота полета - 18-24.5 км, средняя скорость на маршруте - 3.15 - 3.2 М. Разделение произошло штатно после 101.3 сек полета на скорости 2.85 М на высоте 18 км. Крылатая ракета достигла скорости 3.2 М. Система астронавигации обеспечила ориентацию по звездак к 114 секунде полета. Дальность полета составила 6500 км, отклонение - 4-7 км. Продолжительность полета 2 часа 4 мин. На 118 минуте полета кончилось топливо. На 121-й минуте полета выдана команда на пикирование, но рули не сработали. Устойчивый полет продолжался до 124 минут. |
19 | 16 декабря 1960 г. | успешный полет | №10-05 | Капустин Яр | Пуск по полигону Кура на Камчатке по полной программе с горизонтальным участком полета. Дальность полета составила 6425 км, отклонение - 4-7 км. Проведено испытания астронавигационной системы АН-2Ш в работе днем и ночью. Скорость на маршруте - 3.1 - 3.2 М. Полет прекращен по исзрасходованию топлива. |
Пусковая установка - железнодорожная пусковая установка была предназначена для применения с подготовленной полигонной стартовой позиции. Пуск вертикальный.
Конструкция - в стартовой конфигурации ракета представляла из себя пакет из крылатой ракеты и двух стартовых ракетных ускорителей, закрепленных под крыльями крылатой ракеты.
Планер крылатой ракеты выполнен из титановых сплавов. Передняя кромка крыла нагревалась до температуры 420 градусов по Цельсию. ПВРД размещался в круглом фюзеляже и имел носовой регулируемый воздухозаборник, расчитанный на скорости М=2,9-3,3.
На кафедре КИПЛА Самарского университета в начале 2000-х годов хранилось крыло изделия 350.
Система управления: инерциальная с автономной системой астронавигации АН-2Ш (главный конструктор - И.М.Лисович).
Двигатели:
- стартовые ступени (два ракетных ускорителя) - 4-х камерный ЖРД С2.1100 (на первых ракетах) или С2.1150 (позже)
Тяга ЖРД - 68 т (суммарная тяга двигателей двух ускорителей - 136 т)
- маршевая ступень - ПВРД РД-012 и РД-012У с тягой 7750 кг (крейсерский режим). Главный конструктор - Бондарюк.
ТТХ ракеты:
Длина фюзеляжа - 18 м
Размах крыла - 7 м
Площадь крыла - 60 кв.м
Диаметр фюзеляжа - 2,2 м
Масса стартовая:
- всего пакета - 97 215 кг
- крылатой ракеты - 34 680 кг
- ракетных ускорителей - 2 х 33,5 т
Масса БЧ:
- 2100 кг (по первоначальным ТТТ)
- 2350 кг (с сентября 1956г.)
Дальность полета:
- 7500 км ( по первоначальным ТТТ)
- 6500 км (в ходе испытаний)
Скорость полета:
- 3.2 М ( по первоначальным ТТТ)
Высота полета:
- 20 000 м ( по первоначальным ТТТ)
- 20 000 м (в ходе испытаний)
Время отделения усорителей - 180 с полета
Тип БЧ: ядерная БЧ
Статус: СССР - комплекс проходил испытания, но разработка его была прекращена.
Источник:
Асланов В.С. "Буря" С.А.Лавочкина. 2003 г. .
Encyclodepia Astronautica, 2013 г. .