ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Х-59М "Овод-М" / изделие "Д-9М" - AS-18 KAZOO
Х-59МК


Тяжелая тактическая управляемая ракета. Разработана МКБ "Радуга" на базе ракеты Х-59 во второй половине 1980-х годов. После появления малогабаритных ТРД для крылатых ракет большой дальности, а так же в связи с тем, что система наведения ракеты Х-59 обладала большим запасом по дальности было предложено провести модернизацию ракеты Х-59.

Ракета предназначена для высокоточного поражения важных тактических объектов прикрытых ПВО.

Серийный выпуск ракет Х-59М был освоен и велся Смоленским авиазаводом.



Ракеты Х-59 "Овод", Х-59МЭ "Овод-МЭ" и Х-59МК в музее на территории МКБ "Радуга". Дестабилизаторы первых двух ракет развернуты в полетную конфигурацию (http://airmuseum.ru/).



Пусковое оборудование: для пуска ракеты используется унифицированное авиационное катапультное устройство АКУ-58-1 разработки МКБ "Вымпел . Та кже возможно применение с других модификаций АКУ-58 - например, АКУ-58АЭ и др.
Длина АКУ - 3810 мм
Ширина АКУ - 130 мм
Высота АКУ - 220 мм
Масса АКУ - 185 кг


Авиационное катапультное устройство АКУ-58 (http://militaryphotos.net).
Ракета Х-59М и модификации:
Конструкция: ракеты выполнена по аэродинамической схеме "бесхвостка" со складывающимися дестабилизаторами увеличенного размаха в носовой части ракеты. Маршевый ТРД размещен под фюзеяжем ракеты .

Наибольшие изменения при модернизации претерпел фюзеляж ракеты, в котором прежний РДТТ с боковыми соплами заменил ТРД в вынесенной под фюзеляж в гондоле. В центральной части фюзеляжа разместился объемистый топливный бак - отсек с системой дренажа и заправочной горловиной для обычного авиационного керосина. В хвостовой части остался стартовый блок РДТТ, поддерживающего заданный высотно-скоростной режим для запуска маршевого ТРД после отделения ракеты. После его отстрела сбрасывается кок-обтекатель воздухозаборника, защищающий вход в двигатель от попадания мусора при взлете самолета-носителя и дальнейший полет осуществляется с помощью ТРД (ист. - Марковский, Перов).


Проекции ракет Х-59М "Овод-М" и Х-59МК (http://www.airwar.ru/).
Система управления и наведение: система управления инерциальная с автопилотом, радиовысотомером и телевизионно-командной системой наведения "Текон-1Б" («Текон-1А» / А-2-01М / «Текон-2» - источник) разработки Львовского НПО телевизионной техники. Наведение двухэтапное - автономное программное на начальном участке полета и радиокомандное с последующим самонаведением при выходе на рубеж обнаружения цели. Координаты цели закладываются в прицельно-навигационный комплекс самолета-носителя перед полетом и передаются системе управления ракеты перед пуском. При выходе ракеты на рубеж в 5-10 км от цели начинается командное наведение с помощью телевизионной ГСН Т-2А "Тубус-2А". Система наведения прозволяла осуществлять допоиск цели в процессе полета ракеты и обеспечивала перенацеливание ракеты на цель, выбранную оператором наведения. Обеспечивалось всеракурсное (по отношению к самолету-носителю) наведение ракеты на цель. Аппаратура системы наведения на самолете-носителе размещалась в контейнере АПК-9М (аппаратный подвесной контейнер), оборудованном антенными блоками передней и задней полусферы . ГСН включает в себя трехосную гиростабилизированную платформу производства казанского завода "Электроприбор" с размещенным на ней телевизионно-оптическим блоком Т-2А .
ТТХ контейнера АПК-9 :
Длина контейнера - 4 м
Диаметр контейнера - 450 мм
Масса контейнера - 260 кг
Дальность линии связи - до 140 км

ГСН экспортного варианта ракеты Х-59МЭ - Т-1А-01 .




Гиростабилизированная платформа ГСН Т-2А .

Наведение ракеты осуществляется по двухканальной связи: по видеоканалу на борт самолета-носителя передается изображение местности по курсу полета ракеты; по командному радиоканалу удерживая цель в перекрестии экрана видеокомандного устройства оператор осуществляет полуавтоматическое наведение ракеты на цель. При уверенном захвате светоконтрастного объекта ТВ ГСН может быть переведена в режим самонаведения. Привязка ТВ ГСН к цели осуществляется аппаратурой "Тубус" путем совмещения подвижного перекрестия прицела с изображением выбранной цели на экране, а пуск может производится с малых высот и со значительных расстояний вне зоны захвата цели ТВ ГСН .

Управление полетом ракеты осуществляется электромеханическими рулевыми приводами, питающимися от бортовой аккумуляторной батареи и преобразователя. Для осуществления маловысотного полета в состав аппаратуры входит радиовысотомер .

Система управления модернизированного варианта ракеты (Х-59М) дополнена блоком регулятора работы ТРД, который обеспечивает управление запуском и режимами работы двигателя.

Вариант ракеты Х-59МК / Х-59А "Овод-МК"- активная радиолокационная ГСН АРГС-59 / АРГС-59Э разработки ОАО НПП "Радар-ММС" . Для контроля ракет при проведении их регламентного обслуживания используется автоматизированная система контроля АСК из состава комплекса «ОКА», доработанная для контроля ракет Х-59МК. Для обеспечения эксплуатации ракет в условиях технической позиции, транспортировки, хранения в арсеналах и складах, проведения регламентного обслуживания, проверки ракет и выдачи их для подвески под самолёт-носитель используются средства наземного обслуживания СНО-106МА .

Вариант ракеты Х-59М2 "Овод-М2" - активная радиолокационная ГСН АРГС-59 / АРГС-59Э разработки ОАО НПП "Радар-ММС" с трансляционно-командной системой наведения допускающей всесуточные условия применения по наземным и надводным целям с известными координатами.

Двигатели:

Х-59М
Стартовый
Сбрасываемый РДТТ-ускоритель
Маршевый
ТРДД в подфюзеляжной гондоле
1 вариант - ТРДД РДК-300 / Р-95ТП-300БТ разработки АМНТК "Союз", производство двигателей ведется на заводе "Мотор Сич" на Украине
2 вариант - изделие "36МТ" / ТРДД-50АТ тягой 450 кгс разработки Омского ОМКБ, в феврале 2002 г. завершены госиспытания ТРДД-50АТ, в то же время начато совместное с Омским ОМКБ производство двигателей НПО "Сатурн". В 2006-2007 г.г. произведена партия двигателей для ракет Х-59МЭ для поставки на экспорт


ТТХ ракет (по умолчанию ист. - Марковский, Перов):
Х-59М Х-59МК / Х-59А
Длина 5,69 м
5.7 м
Размах крыла 1,3 м
1,3 м
Резмах дестабилизатора 1.26 м
Диаметр корпуса 380 мм - 380 мм
- 420 мм носовая часть
Масса стартовая 920 / 930 кг (по разным данным)
не более 930 кг
Масса БЧ 320 кг (проникающая фугасно-кумулятивная)
280 кг (кассетная)
320 кг
Дальность действия - 115 / 120 км (по разным данным)
- 10-15 км (минимальная, источник)
- 285 км по цели типа "крейсер"
- 145 км по цели типа "катер"
- 5-25 км минимальная дальность действия
КВО 2-3 м
Скорость полета 280 м/с
900-1050 км/ч
Скорость носителя 600-1100 км/ч 600-1100 км/ч
Высота полета - марш - 50-1000 м
- марш - 50 / 100 / 200 / 600 / 1000 м
- марш над водой - 7 м
- марш - 10-15 м
- на конечном эапе - 4-7 м
Высота пуска 200-5000 м 200-11000 м


Типы БЧ:
Х-59М:
- фугасно-кумулятивная проникающая, предназначена для поражения укрытий, хранилищ, штабов и других защищенных целей;
Масса БЧ - 320 кг

- кассетная;
Масса БЧ - 280 кг

- ядерная - с большой степенью вероятности БЧ разрабатывалась ВНИИЭФ (г.Саров) или была заимствована от более ранней модели - Х-59 "Овод".

Х-59МК:
- проникающая БЧ .
Масса БЧ - 320 кг


Модификации:
- Х-59 "Овод" - первый базовый вариант ракеты с маршевым РДТТ. Принята на вооружение в 1984-1985 г.г.

- Х-59 телеметрический вариант - вариант ракеты для испытаний оборудованный телеметрической системой и дополнительными антеннами.

- Х-59М "Овод-М" - модернизированный вариант ракеты с ТРД.

- Х-59МК / Х-59А – модификация ракеты Х-59М с активной радиолокационной ГСН АРГС-59. Ракета предназначена для поражения широкой номенклатуры радиолокационно контрастных подвижных и неподвижных целей. Информация о разработке ракеты Х-59А появилась еще в 1992-1993 г.г. Опытный образец впервые был показан на публике осенью 2002 г. (ист. - Марковский Ю.В., Перов К.).


Конфигурация опытного образца ракеты Х-59МК (http://www.missiles.ru/).


Ракета Х-59МК под крылом Су-24М на одном из авиасалонов МАКС (http://www.missiles.ru/).

- Х-59М2 – обновленный вариант ракеты Х-59МК с активной радиолокационной ГСН с трансляционно-командной системой наведения допускающей всесуточные условия применения по наземным и надводным целям с известными координатами. В 2004 году успешно проведены два пуска ракет Х-59М2 с самолета Су-30М .


- Х-59МК2 - модификация Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена бортовой инерциальной системой наведения комплексированной с оптико-электронной ГСН и навигационном приемником системы ГЛОНАСС.


Носители:
Х-59М Х-59МК Х-59М2
Су-24М Штатный самолет-носитель СУО-1-6М, ракета применялась в комплексе с контейнером АПК-9
Су-27 / Су-30МК Испытания ракеты велись на самолетах семейства Су-27 Согласно источнику ракета входит в состав вооружения самолетов типа Су-30 В 2004 году успешно проведены два пуска ракет Х-59М2 с самолета Су-30М
Су-35
Су-34


Ракета Х-59М на катапультном устройстве АКУ-58АЭ и контейнер АПК-9 под Су-24М (ист. - Марковский Ю.В., Перов К.).




Ракеты Х-59М "Овод-М" под войсковым Су-24М ВВС СССР, на нижнем фото видно контейнер АПК-9 (фото - Владимир Назаров, http://scalemodels.ru).
Статус: СССР / Россия
- 1994-1996 г.г. - ракеты Х-59М применялись во время боевых действий в Чечне для уничтожения укрытий и складов боевиков в горах. Серьезные ограничения на их применения накладывали погодные условия - туман, облачность. После 4 пусков применение ракет Х-59М было прекращено (ист. - Марковский, Перов).

Экспорт:
Индия:
- 2006-2007 г.г. - НПО "Сатурн" произведена партия двигателей ТРДД-50АТ для ракет Х-59МЭ для поставки в Индию .

Источники:
Марковский Ю.В., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" .
Марковский Ю.В., Приходченко И.В. Су-17 истребитель-бомбардировщик .
Х-59М Овод-М (изделие Д-9М). 2004 г. .