ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
ОКР Буревестник, комплекс 14К168, ракета 14А045 / изделие 293


Противоспутниковый ракетный комплекс авиационного базирования. Вероятно, что головным разработчиком противоспутниковой системы, как части единой системы контроля космического пространства и противодействия ИСЗ потенциального противника, является МАК "Вымпел" в годовом отчете которого в 2010 г. заявлено, что одной из задач компании является "создание системы противокосмической обороны (противоспутниковой борьбы) первого этапа развития на основе существующего научно-технического задела и вновь создаваемых комплексов ПКО наземного и воздушного базирования для огневого поражения и функционального подавления низкоорбитальных иностранных космических аппаратов военного назначения" .

Разработка противоспутниковой системы ведется кооперацией предприятий:
- система управления воздушно-космической противоспутниковой системы объединяющей наземные средства контроля космического пространства и ударный комплекс перехвата ИСЗ с самолетом-носителем на базе перехватчика МиГ-31 и твердотопливной противоспутниковой ракетой с ИСЗ-перехватчиком космических целей - ФГУП НИИ ТП холдинга "Российские Космические Системы" (в 2008 г. между Министерством обороны России и ФГУП НИИ ТП заключен контракт на выполнение ОКР "Буревестник", источник);
- космический комплекс 14К168 для поражения ИСЗ на низких орбитах - ФГУП ЦНИИХМ ;
- спутник-перехватчик "Буревестник-М" / "Буревестник-КА-М" - с 2015 г. разработка ФГУП ЦНИИХМ (по контракту от 01.12.2015 г., источник)
- ракета космического назначения 14А045 / изделие 293 космического комплекса - с 2015 г. разработка КБ машинострения (г.Коломна, ОКР "293", источник, индекс ракеты - источник);
- самолет-носитель МиГ-31 - с 2012 г. разработка РСК МиГ (изделие 08, источник)

Одно из первых заявлений о ведущихся работах по созданию авиационного противоспутникового комплекса на базе самолета-носителя МиГ-31 сделано главкомом ВВС России Александром Зелиным 11 августа 2009 года: "во времена СССР для задач противокосмической обороны создавался вариант самолета МиГ-31... эта система реанимируется для решения тех же задач" . В 2012 г. по контракту между КБМ и РСК МиГ начаты работы по созданию самолета-носителя ракеты комплекса - специально оборудованного МиГ-31 (изделие 08, источник).

Самолет-носитель МиГ-31 борт №81 с макетом ракеты на подвеске впервые появился на споттерских ресурсах после испытательных полетов в Раменском в сентябре 2018 г. при этом отмечается, что испытания самолета с макетом ракеты велись с февраля 2018 г., а сам самолет без ракеты отмечался споттерами в Раменском с 2016 года . В 2018 г. планировалось проведение работ по расчетно-экспериментальной оценке безопасности эксплуатации МиГ-31 (объект 08) с изделием "293" в условиях воздействия электромагнитных полей (ЭМП) естественного и искусственного происхождения - шифр «08ЭМП» (источник). В рамках указанных работ предполагались испытания на стойкость к воздействию ЭМП как самолета-носителя с габаритно-массовым макетом (ГММ) ракеты, так и непосредственно с ракетой.


Самолет-носитель МиГ-31 (объект 08, борт №81 синий) с массо-габаритным макетом ракеты 14А045 / изделие 293 противоспутникового комплекса 14К168 "Буревестник" на испытаниях в Раменском, 14.09.2018 г. (фото - ShipSash, http://jetphotos.com).
Предположительно, летные испытания ИСЗ-перехватчика "Буревестник-М" / "Буревестник-КА-М" ведутся в рамках программы испытаний ИСЗ-перехватчиков "Нивелир" и "Буревестник" автономно от испытаний авиационно-ракетного комплекса в рамках серии космических пусков обычными ракетами-носителями с наименованиями ИСЗ серии "Космос". Летные испытания ведутся с декабря 2013 г. и по состоянию на февраль 2019 г. совместно с ИСЗ "Нивелир" в эксплуатации побывало 4 ИСЗ (источник, источник).

По западным данным, с декабря 2018 г. НПО "Искра" ведутся работы над модификацией ракеты "293", вероятно, с двигателями использующими новые типа твердых топлив - ракетой "328" .


Контракты и договоры по ОКР и СЧ ОКР "Буревестник":
- Государственный контракт на выполнение ОКР "Буревестник" №20/08 от 22.02.2008 г. между Министерством обороны России и ФГУП НИИ ТП холдинга Российские Космические Системы (с 20.10.2009 г. ОАО «НИИ ТП», источник)
- Государственный контракт на выполнение ОКР "293" №21/Ц-2015 от 01.12.2015 г. между Министерством обороны России и КБ машиностроения (г.Коломна, источник)
- Договор на выполнение СЧ ОКР "Буревестник-МиГ" №100003113 от 23.01.2012 г. между АО НПК «КБМ» и РСК "МиГ"
- Договор на разраблотку самолета-носителя №147/151-2015/100004248 от 17.12.2015 г. между АО НПК «КБМ» и РСК МиГ
- Договор на выполнение СЧ ОКР "Буревестник-М-АСН" по разработке датчика астрокоррекции №879-Г от 01.01.2012 г. между ФГУП "ЦНИИХМ" и МКБ "Компасс" .


Стартово-пусковая платформа: специально оборудованный самолет-носитель МиГ-31 (изделие 08, источник). Ракета подвешивается под фюзеляж самолета на специально разработанный для данной ракеты специфический центральный узел подвески. По состоянию на начало 2020 г. известно о существовании двух самолетов-носителей МиГ-31:
- МиГ-31 борт №81 - изделие/ объект 8, самолет №1
- МиГ-31 борт №82 - изделие/ объект 8, самолет №2


Самолет-носитель МиГ-31 (объект 08) с массо-габаритным макетом ракеты 14А045 / изделие 293 противоспутникового комплекса 14К168 "Буревестник" на испытаниях в Раменском, 2018 г. (источник https://vpk.name/news/328229_v_seti_poyavilos_foto_vtorogo_mig31d_pod_protivosputnikovuyu_raketu.html).


Первый экземпляр самолета-носителя МиГ-31 (объект 08, борт №81) с узлом подвески ракеты 14А045 / изделие 293 противоспутникового комплекса 14К168 "Буревестник" на испытаниях в Раменском, 2019 г. (фото - Вениамин Игнатьвич,
https://russianplanes.net/id261499).


Второй экземпляр самолета-носителя МиГ-31 (объект 08, борт №82) с узлом подвески ракеты 14А045 / изделие 293 противоспутникового комплекса 14К168 "Буревестник" на испытаниях в Раменском, 2019 г. (фото - Вячеслав Грушников, https://russianplanes.net/id256343).



Конструкция ракеты - баллистическая двухступенчатая ракета с блоком выведения и манреврирующим ИСЗ-перехватчиком. Первая ступень оснащена складывающимися аэродинамическими рулями. Головной обтекатель оживальной формы.



Массо-габаритный макет ракеты 14А045 / изделие 293 противоспутникового комплекса 14К168 "Буревестник" на испытаниях в Раменском, 14.09.2018 г. (фото - ShipSash, http://jetphotos.com).


Приблизительные проекции ракеты 14А045 / изделие 293 противоспутникового комплекса 14К168 "Буревестник" (http://militaryrussia.ru).

Система управления и наведение:

Вероятно, целеуказание противоспутниковому комплексу выдается центральным командным пунктом контроля космического пространства (ККП) по данным от радиолокационных и электронно-оптических средств ККП. Общее управление работой комплоексы осуществляется предположительно командным пунктом комплекса. Вывод самолета-носителя в точку пуска осуществляется в том числе по данным системы спутниковой навигации. Аппаратура спутниковой системы навигации, предположительно для самолета-носителя системы, разрабатывалась по СЧ ОКР "Буревестник-М-АСН" МКБ "Компас" по договору с ФГУП ЦНИИХМ №879-Г от 01.01.2012 г. (работы выполнялись в 2012-2015 г.г., источник).

Система управления ракеты предположительно инерциальная с коррекцией траектории полета по данным наземных средств комплекса противоспутникового оружия, а также с коррекцией по данным спутниковой системы навигации.

ИСЗ-перехватчик "Буревестник-М" является самонаводящимся кинетическим (с обычной либо ядерной боевой частью) маневрирующим ИСЗ с комбинированной системой управления сочетающей инерциальную систему управления с системой астрокоррекции "Буревестник-М-АСН" разработки МКБ "Компасс" , возможно, с корректировкой по данным закрытого канала радиокоррекции с наземного комплекса противоспутниковой системы. Датчик астрокоррекции является малогабаритным (ист. - Автореферат), разработка начата в 2012 г. и успешно завершена в 2015 г. (акт о приемке подписан 30.09.2015 г., .


Двигательные установки: на маршевых ступенях ракеты используются РДТТ на новых типах смесевого твердого топлива разработки НПО "Искра" 14Д812, 14Д813 (источник, источник). На ИСЗ-перехватчике используется РДТТ 14С47 разработки НПО "Искра" (источник, источник).


ТТХ ракеты и комплекса:
Длина ракеты - 9,05 м (оценка)
Длина 1-й ступени - 3,5 м (оценка)
Длина 2-й ступени - 3,06 м (оценка)
Диаметр корпуса - 1,02 м (оценка)

Высота орбиты перехватываемых ИСЗ и объектов - 100-500 км (оценка)
Боевой радиус действия самолета-носителя - до 1000 км (оценка)


Боевое оснащение: ИСЗ-перехватчик космических целей "Буревестник-М" / "Буревестник-КА-М", вероятно, кинетического типа с системой самонаведения и обычной либо ядерной боевой частью. ИСЗ разработан ФГУП ЦНИИХМ по контракту от 01.12.2015 г. .

ИСЗ-перпехватчик использует литий-ионные акумуляторные батареи 4ЛИ-20 разработки и производства ПАО "Сатурн" (источник, источник).


Статус: Россия
- 2008 г. - подписан госконтракт на выполнение ОКР "Буревестник" между Министерством обороны России и ФГУП НИИ ТП холдинга Российские Космические Системы.

- 2011 г. 11 августа - заявление о ведущихся работах по созданию авиационного противоспутникового комплекса на базе самолета-носителя МиГ-31 сделано главкомом ВВС России Александром Зелиным.

- 2013 г. - начало летных испытаний ИСЗ типа "Нивелир" и "Буревестник" (источник, источник).

- 2016 г. - самолет МиГ-31 борт №81 замечаен споттерами в Раменском.

- 2018 г. - в Раменском самолет МиГ-31 борт №81 совершает полеты с массо-габаритным макетом ракеты.

- 2019 г. - в Раменском замечен второй самолет-носитель МиГ-31 борт №82.

- 2019 г. 19 мая - самолет-носитель МиГ-31 борт №81 показан Президенту России В.В.Путину на базе ВВС в Ахтубинске.


Самолет-носитель МиГ-31 борт №81 с макетом противоспутниковой ракеты на показе авиационной техники Президенту России 19 мая 2019 г. в Ахтубинске (кадр Первого канала ТВ России).

Источники:
Автореферат. Методы обнаружения и сопровождения динамических объектов в космическом телевидении. С.-Пб., 2017 г.
О "Буревестнике", 2020 г. .
Проект договора 2018 г. (источник, источник).