«Краткая справка: Французский самолет времен первой мировой войны SPAD SA.1/SA.2/SA.4 отличавшийся оригинальной конструкцией - бортовой стрелок в нем размещался за несущим винтом!»

Французский биплан SPAD SA.4 построенный для РоссииФранцузский биплан SPAD SA.4 построенный для России.

Содержание

  • 1 История создания самолета SPAD SA.1
  • 2 Характеристики SPAD SA.1/SA.2/SA.4
  • 3 Конструкция и модификации самолетов SPAD SA.1-SA.4

История создания самолета SPAD SA.1

Один из самых необычных самолетов первой мировой войны — французский военный самолет SPAD SA.1. Самолет разрабатывался Луи Бешеро — главным конструктором фирмы SPAD (Societe Pour l’Aviation et ses Derives) в 1914-1915 г.г., а его первый полет состоялся в мае 1915 г.

SPAD SA.1 имел оригинальную компоновку и был очень своеобразной попыткой побороть одну из основных проблем авиации начального периода — отсутствие синхронизатора винта и пулемета, из-за чего вооружение приходилось размещать либо на крыльях, либо высоко над капотом, что одинаково плохо сказывалось на точности огня.

Характеристики SPAD SA.1/SA.2/SA.4

Военный самолет SPAD SA.1/SA.2/SA.4 (Франция)
Страна: Франция
Тип: Военный самолет
Год выпуска: 1916 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х «Рон» 9С, мощностью 80 л.с.
Максимальная скорость: 135 км/ч
Практический потолок: 3500 м
Дальность полета: около 400 км
Масса пустого: 565 кг
Максимальная взлетная масса: 960 кг
Размах крыльев: 9,55 м
Длина: 7,85 м
Высота: 2,5 м
Площадь крыла: 25,3 кв.м. (оба крыла)
Вооружение:1х 7,7-мм пулемет «Льюис» или 1х 7,62-мм пулемет «Максим»

Характеристики приведены для SPAD SA.4

Решение предложенное на SPAD SA.1 было весьма интересным — стрелок располагался не за винтом, а перед ним. Да-да, перед самым винтом находилась специальная гондола оснащенная пулеметом. Пока пилот вел самолет, стрелок, пользуясь отличным обзором со своего места, мог спокойно поджигать вражеские самолеты и обстреливать наземные позиции врага.

На практике, благая на первый взгляд цель превратилась в проблему. SPAD SA.1 оказался не способен на равных тягаться с более маневренными и скоростными истребителями, был тяжелым и сложным в управлении, при этом сам превращался в легкую мишень из-за отсутствия защиты в задней полусфере. Вдобавок ко всему, носовая «турель» имела весьма скромный сектор обстрела, зато при неудачной посадке или «капотировании» самолета, стрелок почти неизбежно погибал.

Серийное производство самолетов семейства SPAD SA осуществлялось с 1915 г. по 1916 г. за это время было изготовлено около 100 машин всех модификаций. Во Франции неудачные SPAD SA сняли с вооружения в том же 1916 году. В России, самолеты воевали до самого конца войны.



Французский биплан SPAD SA.2.

Французский биплан SPAD SA.2. На рисунке хорошо видно как «гондола» стрелка стыкуется с корпусом самолета

Конструкция и модификации самолетов SPAD SA.1-SA.4

Самолет SPAD SA.1 конструктивно представляет собой одностоечный биплан с тянущим винтом и вынесенной перед ним гондолой стрелка. Фюзеляж цельнодеревянный, с фанерной обшивкой гондолы стрелка и передней части фюзеляжа. Задняя часть фюзеляжа и крылья — обшиты полотном.

Гондола стрелка первоначально крепилась к верхнему и нижнему крыльям, а затем — к стойкам шасси, чтоб не затруднять доступ к двигателю. В случае необходимости ремонта мотора, кабина просто откидывалась вперед на стойках.

Модификации:

  • SPAD SA.1 — первая модель с двигателем «Рон» 9С (80 л.с.) и 1х 7,7-мм пулеметом «Льюис» в гондоле. Выпущено 11 самолетов.
  • SPAD SA.2 — улучшенная модель с двигателем «Рон» 9J (110 л.с.), а также рядом доработок конструкции. Выпущено 36 самолетов (из них 6 для России). Из-за мощного двигателя, самолет имел проблемы с охлаждением двигателя, поэтому в дальнейшем не использовался.
  • SPAD SA.3 — (экспериментальный) трехместный вариант, со второй кабиной стрелка, размещенной за местом пилота. Был построен опытный образец, но серийно не выпускался.
  • SPAD SA.4 — SPAD SA.2, но с мотором «Рон» 9С (80 л.с.). В начале 1916 года было построено около 50 самолетов для России.
  • SPAD SA.5 — (опытный) двухместный самолет с 8-цилиндровым V-образным мотором воздушного охлаждения «Рено», серийно не выпускался.
Ещё один французский биплан SPAD для русской армии. Первая Мировая война

Ещё один французский биплан SPAD для русской армии. Первая Мировая война

• Справочник авиации • Самолеты того же периода •

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет