Содержание
Характеристики артиллерийского трактора СТЗ-5 | |
---|---|
![]() | |
Страна: | СССР |
Тип: | Легкий артиллерийский трактор |
Дата выпуска: | 1937 год |
Длинна: | 4150 мм |
Ширина: | 1855 мм |
Высота: | 2360 мм |
Броня, лоб: | Нет |
Броня, борт: | Нет |
Броня, башня: | Нет |
Экипаж: | 1 человек (мест в кабине: 2, мест в кузове: 8) |
Двигатель: | Двигатель 1МА мощностью 52-56 л.с. при 1250 об./мин |
Дальность хода: | 140 км |
Максимальная скорость: | 21,5 км/ч (по шоссе) |
Масса: | 6000 кг |
Вооружение: | Нет |
Серийный выпуск артиллерийского трактора-тягача СТЗ-5 был освоен в 1937 году на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Исходя из места изготовления СТЗ-5 приобрел ещё и собственное именование «Сталинец». Тягач разработан конструкторским бюро, сформированным из работников СТЗ и института НАТИ. Общее руководство осуществлял Вениамин Яковлевич Слонимский.
Общее описание трактора-тягача СТЗ-5
Трактор выполнен по обычной для артиллерийских тягачей схеме с передним расположением двигателя и кабины механика-водителя. При этом двигатель располагается внутри кабины между сиденьями механика-водителя и командира расчета буксируемого артиллерийского орудия. За кабиной размещался топливный бак, была смонтирована грузовая платформа с откидными бортами, и скамейки для размещения расчета орудия со съемным брезентовым тентом.

СТЗ-5 «Сталинец» буксирует орудие
На тягаче СТЗ-5 был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА. Двигатель был многотопливным, так как запускался на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева переводился на керосин или лигроин (тяжелый бензин).
В ходовой части с каждого борта установлены по четыре обрезиненных опорных и по два поддерживающих катка.
Трактор обладал хорошей проходимостью на пересеченной местности. Он легко преодолевал рвы глубиной до 1 м и форсировал броды глубиной до 0,8 м. С артиллерийским орудием на прицепе СТЗ-5 мог двигаться по шоссе со скоростью до 14 км/ч, при движении по грунтовым дорогам средняя скорость составляла до 10 км/ч.
Максимальное тяговое усилие трактора – 4850 кгс. Оно было достаточно для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии Красной Армии в годы Второй мировой войны.
Эксплуатация трактора-тягача СТЗ-5
Трактор СТЗ-5 был самым массовым средством механической тяги в артиллерии Красной Армии. До начала Великой Отечественной войны было выпущено 3438 тракторов этого типа, производство их продолжалось и после начала войны вплоть до прорыва немецкой пехоты на территорию Сталинградского тракторного завода в августе 1942 года. Всего было выпущено 9944 трактора СТЗ-5, но даже и это число, к сожалению, не могло покрыть и половины потребности в гусеничных тягачах, необходимых Красной Армии.

СТЗ-5 «Сталинец» с установленной на место кузова пусковой установкой от БМ-13
Источник: Легкий артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5