Профессор Морисон, специализирующийся на истории военно-морского флота, победу США в сражении у острова Мидуэй, называет «победой разведки». С таким выводом трудно не согласится, однако, в истории этой морской битвы надо искать скорее не причины победы американского флота, а причины поражения японского. Причин таких набирается немало и сегодня мы рассмотрим основные из них.

Диорама показывающая один из моментов боя у Мидуэя
Содержание
- 1 Ошибки разведки
- 2 Ошибки стратегические (Адмирал Исороку Ямамото)
- 3 Ошибки тактические (Адмирал Тюити Нагуто)
- 4 Ошибки фатальные
Ошибки разведки
Как не крути, начать придется все с той же разведки. Дело в том, что японский морской генеральный штаб действительно не имел представления о месте нахождения флота США вплоть до начала сражения за Мидуэй. Штаб полагал, что американцы где-то в районе Соломоновых островов. Впрочем, собственная разведка флота также считала ворон – несмотря на то, что заранее была обнаружена подозрительная активность в районе Гавайских островов, никто не придал этому значения, а адмирала Нагумо, авианосцы которого находились на острие атаки, об этом даже не оповестили.

Исороку-Ямамото
Ошибки стратегические (Адмирал Исороку Ямамото)
Командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото допустил большую ошибку разделив флот на две группы, которые должны были наносить удар на Алеутские острова и на о. Мидуэй. В результате неожиданную встречу с американским флотом в полном составе, вынуждено было принять 1-е ударное авианосное соединение. В то время как мощный 1-й флот включавший сильнейшие линкоры, в том числе суперлинкор «Ямато», оказался слишком далеко и помочь Нагумо никак не мог.

горящий авианосец «Хирю» в битве у атолла Мидуэй
При этом, главнокомандующему скорее подошло бы место в штабе, а не на борту корабля – так было бы больше шансов исправить уже начинающей становится катастрофической ситуацию. Вполне можно было, располагая более полной информацией, отдать приказы Нагуто сосредоточится на уничтожении авианосной группировки противника, вместо того, чтоб бомбить побережье (острова все равно никуда бы не делись). Но, видимо Ямамото решил, что коней на переправе не меняют и действовал согласно первоначальному плану, по которому нужно было сперва захватить Мидуэй, а только потом давать противнику решительный бой на море.

Японский авианосец «Акаги»
Ошибки тактические (Адмирал Тюити Нагуто)
Впрочем, даже при таком раскладе, у японского 2-го флота и его 4 тяжелых авианосцев был реальный шанс решить дело в свою пользу, если бы по-другому был организован их взлет их авиагрупп. Разделенные на две волны равные по численности, они должны были взлетать и садиться на все 4 корабля одновременно. При этом идущие на посадку из-за нехватки горючего и боеприпасов не могли участвовать в бою, а стоящие на палубах, соответственно, не могли подняться в воздух. Все это создавало довольно длительный временной промежуток, когда соединение Нагуто оставалось полностью беззащитным от атак с воздуха. Американцы воспользовались этим и атаковали «на плечах» первой волны.
Разреши Нагуто сперва взлетать в воздух полным авиагруппам только 2-х судов, а авиагруппам оставшихся 2-х подниматься только после возвращения первых, ничего подобного не могло бы случится.

Битва за Мидуэй
Ошибки фатальные
Даже учитывая гибель 4-х мощных авианосцев из соединения Нагуто, японский флот у Мидуэйя все ещё превосходил американский (лишившийся 1 из 2-х своих тяжелых авианосцев), и захват островов по-прежнему мог быть осуществлен, как это и было задумано. Однако Ямамото приказал сворачивать операцию. Знал ли он тогда, что этот день – 6 июня 1942 года станет днем начала агонии императорского флота?
• Справочник ВМФ • Боевые корабли того же периода • Флот Японии •
Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «Сражение у атолла Мидуэй». М.Футидо, 1958 год.