Ракета Р-3А
Проект баллистической ракеты большой дальности. Разработка проекта ракеты с дальностью действия 3000 км начата по Постановлению Совмина СССР от 14 апреля 1947 г. в НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева. Для работ по проекту был образован Совет Главных конструкторов:
- ракета - С.П.Королев (НИИ-88);
- командные приборы - В.И.Кузнецов (созданный в 1947 г. НИИ-944);
- ЖРД - В.П.Глушко (ОКБ-456);
- наземное оборудование стартового комплекса - В.П.Бармин;
- автономная система управления - Н.А.Пилюгин;
- система радиокоррекции - М.А.Рязанский;
Эскизный проект ракеты состоял из трех разделов - по ракете Р-3 (отдел №3 С.П.Королева НИИ-88), по двигательной установке (ОКБ-456 В.П.Глушко на конкурсных началах с НИИ-1 МАП под руководством А.И.Полярного) и по системам управления и контроля (главные конструкторы Н.А.Пилюгин и М.С.Рязанский). Проект варианта ракеты Р-3БН (вероятно "без нагрузки") завершен в июне 1949 г. В ноябре-декабре 1949 г. состоялось обсуждение проекта на специализированных секциях научно-технического совета НИИ-88 и 7 декабря 1949 г. эскизный проект утвержден НТС НИИ-88. НТС было рекомендовано создание экспериментальной ракеты-модели Р-3А для проверки технический решений проекта Р-3. Велось проектирование ракеты Р-3А, летные испытания были назначены на октябрь 1951 г. Разработка прекращена в связи с началом проектирования ракеты Р-5 в 1950-1951 г.г.

Эскизный проект ракеты Р-3 (http://epizodsspace.airbase.ru)
Система управления и наведение - инерциальная система управления
Пусковая установка - стартовый стол, возможно прорабатывались другие варианты ПУ.
Конструкция ракеты - одноступенчатая ракета без аэродинамических стабилизаторов, с отделяемой ГЧ и несущими баками горючего и окислителя.
Двигатели - однокамерный ЖРД проектировался на конкурсной основе ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко (РД-105, вероятно) и НИИ-1 МАП под руководством А.И.Полярного (РД-110, вероятно). Двигатель проектировался с использованием опыта разработки двигателя РД-101 ракеты Р-2. По разработчикам двигателей РД-105 и РД-110 возможна путаница.
РД-105 | РД-110 / 8Д55 | |
Разработчик | НИИ-1 МАП | ОКБ-456 |
Тяга двигателя | 120 т на земле, 140 т в пустоте | |
Горючее | вероятно 92% этиловый спирт | керосин |
Окислитель | жидкий кислород | жидкий кислород |
Удельный импульс у земли | 240 ед ? | 243.6 ед |
Удельный импульс в пустоте | 288 ед ? | 285 ед |
Примечание | Двигатель создавался, часть агрегатов проходила испытания. Разработка прекращена в связи с множеством технических проблем. |
На экспериментальной ракете Р-3А предполагалось применить доработанный двигатель РД-101 с тягой 40 т и удельным импульсом у земли 210 с.
эскизный проект Р-3 | проект Р-3А | |
Длина | 27100 мм | 16200 мм |
Диаметр корпуса | 2800 мм | 2000 мм |
Масса | 65-71 т | 23400 кг |
Масса конструкции | ок.4000 кг | |
Масса топлива | 60 т | |
Масса БЧ | до 3000 кг | |
Дальность действия | 3000 км | 935 км |
Статус: СССР - проектировалась, не строилась.
Источники: Афанасьев И., Р-12 "Сандаловое дерево". Приложение к журналу "М-Хобби", выпуск №9, 1997 г.
Воскресенский С. Первый ракетно-ядерный меч. // Техника и вооружение. № 6 / 2010 г.
Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно-космические системы. М., 1996 г.
Капустин Яр. Сайт http://www.kapyar.ru, 2010 г.
Кудряшов В.А. Космодром Байконур. Хроника основных событий ("Байконурская летопись"). // С.-Пб., 2015г.
Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева. 1946-1996 г.г. М., 1996 г.