А-100

Самолет радиолокационного дозора и наведения  А-100 разработан ТАНТК им. Г.М. Бериева совместно с НПО "Вега-М" в рамках ОКР "Премьер-476". Самолет является представителем нового поколения самолетов радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), которые применяются для обнаружения и сопровождения воздушных, морских и наземных целей, а так же для управления авиационными и не только средствами их поражения. Возможности А-100 впервые в отечественной авиации предусматривают управление беспилотными 

Ил-86ВКП

Самолет-воздушный командный пункт  Ил-86ВКП создан ОАО им.С.В. Ильюшина в качестве средства управления Генерального штаба вооруженными силами Страны в ходе конфликта с применением ядерного оружия.  Аналог этого самолета по назначению - американский Boeing E-4B. Самолет разработан в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86. Первый полет Ил-86ВКП совершил 29 мая 1985 г. Полностью укомплектованный оборудованием самолет совершил первый полет 5 марта 1987 г. 

Ил-38

Морской патрульный и противолодочный самолет  Ил-38  создан под руководством генерального конструктора С.В. Ильюшина в ОКБ-240 ГКАТ СССР.  В августе 1957 г., когда пассажирский авиалайнер Ил-18 только создавался Главком ВМФ СССР С.Г. Горшков предложил на его базе создать дальний противолодочный самолет с противолодочными крылатыми ракетами К-18. Самолет предполагалось использовать для уничтожения лодок противника на удалении 500-1000 км от своего побережья. В том 

А-60 / 1ЛК222

Самолет-носитель лазерного авиационного комплекса  А-60 / 1ЛК222 создан ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО ЦКБ "Алмаз" (позже - концерн ПВО "Алмаз-Антей"). Главный конструктор экспериментального лазерного авиационного комплекса - академик Б.В.Бункин. Разработка самолета-летающей лаборатории начата в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1977 г. Главный конструктор самолета-летающей лаборатории 1А2 на базе Ил-76МД - Н.А.Степанов. По состоянию на 2003 год главным конструктором нового комплекса "Сокол-Эшелон" является 

Як-44Э

Самолет дальнего радиолокационного обзора и управления  Як-44Э  создавался ОКБ А.С.Яковлева. Разработка начата в 1979 г. Руководили созданием самолета в разные годы А.С.Яковлев, А.А.Левинских, С.А.Яковлев и А.Н.Дондуков, а с января 1991 г. и до закрытия проекта главный конструктор темы Як-44 - В.А.Митькин. К ноябрю 1979 г. ОКБ подготовило техническое предложение на проектирования самолета с базированием на сухопутных аэродромах или на палубе авианосца.