В начале 1990-х гг. в ОКБ им. А.С. Яковлева в инициативном порядке была проведена работа по изучению потенциального спроса на авиаперевозки в стране, которая показала, что существует определенная потребность в создании самолетов «делового» класса на 6—10 мест. Причем наибольший спрос приходится на полеты в пределах дальности до 1000 км. Анализ результатов анкетирования показывал, что для практически полного удовлетворения такого спроса достаточно иметь два типа самолетов: реактивный на 6—10 мест с дальностью полета 4000—4500 км и поршневой на 4—6 мест с дальностью до 1000 км. По результатам анализа в ОКБ приступили к разработке таких самолетов. Первым из них был четырехместный поршневой самолет Як-112, построенный в 1992 г.
Вторым стал шестиместный самолет Як-58, созданный в 1994 г. под руководством главного конструктора ОКБ Ю.И. Янкевича. Як-58 предназначен для деловых и служебных полетов, перевозки пассажиров и небольших грузов. Также он может быть использован в качестве учебного самолета, санитарного, патрульного для осмотра газо- и нефтепроводов, линий электропередачи, разведки рыбных запасов в прибрежных зонах. Дешевизна и легкость исполнения модификаций позволяют рентабельно применить его в различных отраслях народного хозяйства, а также в коммерческих целях. На самолете установлен серийно выпускающийся в нашей стране поршневой двигатель воздушного охлаждения М-14ПТ мощностью 360 л.с., различные модификации которого успешно эксплуатируются практически на всех спортивных и учебных самолетах, созданных в нашей стране. Хотя в будущем не исключается установка другого двигателя с более современным комплексом оборудования, но это уже по желанию отдельных заказчиков как в нашей стране, так и за рубежом.
Самолет построен по двухбалочной схеме с низкорасположенным крылом, П-образным хвостовым оперением, убирающимся трехопорным шасси. Фюзеляж цельнометаллический конструкции выполнен по схеме полумонокока. Кабина негерметичная. В основном варианте самолета предусмотрено место для одного пилота, при необходимости могут быть оборудованы два пилотских места. Вход и выход пассажиров производится через сдвижную дверь по правому борту в средней части фюзеляжа. На левом борту имеется дверь для экипажа. Двухкилевое вертикальное оперение обеспечивает необходимую степень путевой устойчивости, повышает эффективность горизонтального оперения. В случае аварийного покидания самолета в учебно-тренировочном варианте в воздухе двери легко отделяются от фюзеляжа и сбрасываются. Двигатель с толкающим винтом расположен в хвостовой части самолета, что обеспечивает хороший обзор из кабины и повышает комфорт для пилота и пассажиров. Использование толкающего винта с увеличенным диаметром компенсирует возможные потери от неблагоприятной интерференции с фюзеляжем.
Приборная панель Як-58
В кабине для пассажиров и экипажа установлены четыре кресла и диван. Между диваном и задней перегородкой находится багажный отсек, доступ в который обеспечивается при откинутой спинке дивана. В грузовом варианте на месте пассажирских кресел устанавливаются три грузовых контейнера, которые могут перемещаться на роликах по специальной грузовой платформе и фиксируются на ней в определенном положении. В бесконтейнерном варианте грузы укладываются на пол и притягиваются к полу сеткой. В санитарном варианте самолет позволяет перевозить больного на спецносилках в сопровождении врача.
Тактико-технические характеристики Як-58
- Производитель: АО «Як Алакон»
- Первый полёт: 26 декабря 1993 года
Практический потолок Як-58
- 4000 м
Дальность полёта Як-58
- 1000 км
Скорость Як-58
- Максимальная скорость полёта: 300 км/ч
- Крейсерская скорость полёта: 285 км/ч
- Скорость посадочная: 125 км/ч
- Длина взлётной дистанции: 610 м
Двигатель Як-58
- ПД х 1, М-14ПТ
- Мощность двигателя: 360 л.с.
Вес Як-58
- Максимальная масса взлётная: 2100 кг
- Максимальная масса коммерческой нагрузки: 450 кг
Размеры Як-58
- Длина самолёта: 8,55 м
- Высота самолёта: 3,16 м
- Размах крыла: 12,7 м
- Площадь крыла: 20 м²