У большинства людей подстаканники ассоциируются с железной дорогой. Именно в поездах дальнего следования чаще всего используется держатель для стеклянного стакана. Однако область применения гораздо больше. Сегодня широкий выбор советских подстаканников позволяет оформить тематическое общественное заведение (бары, кафе, рестораны, клубы). Изделия из драгоценных металлов бережно хранятся коллекционерами.

История появления

Своими истоками держатели уходят в эпоху перехода от фарфоровой посуды к стеклянной. Керамические столовые приборы имели высокую цену и были доступны узкому кругу лиц. Стекло, в свою очередь, характеризовалось низкой ценой и разнообразием форм. Однако использовать такие стаканы было крайне неудобно. Стенки быстро нагревались, обжигая руки. Решением выступало изготовление специальной подставки, которая снижает скорость теплопередачи. Старинные подстаканники имели самую простую форму и применялись по прямому назначению.

Во времена Дореволюционной России, согласно правилам этикета, женщины пили чай из фарфоровых чашек, мужчины – из высоких стаканов. Бокал быстро нагревался, вызывая дискомфорт, поэтому использовался специальный держатель.

С приходом советской власти выпуск подстаканников СССР полностью прекратился. Производство возобновилось в эпоху расцвета новой экономической политики. Первые приборы выполнялись в сдержанном идеалистическом стиле с изображением:

  • серпа и молота;
  • революционных сцен;
  • сельскохозяйственной техники;
  • портретов первых деятелей страны.

До начала 1930 года приборы выпускались небольшими партиями. Постепенно изделие обрело популярность, и было распространено в массы. Сегодня, некогда редкие и антикварные подстаканники, стали незаменимым аксессуаром поездов дальнего следования.

Виды

Во времена Советского Союза ассортимент продукции не отличался разнообразием. Условно делились на две группы:

простые без декора;

узорчатые, с нанесением тематического изображения.

По мере популяризации количество вариантов увеличилось. Современные коллекционные издания включают несколько основных тематик:

  • Герб. Самый распространенный вариант.
  • Портреты первых лиц страны.
  • Знаковые события. Юбилейные даты, мероприятия, открытия.
  • Достопримечательности городов.
  • Природные мотивы. Фрагменты рек, озер, гор, животных и птиц.

Подарочные подстаканники изготавливаются по индивидуальному эскизу. На именные изделия наносится фамильная геральдика, гравировка и иные отличительные знаки.

Форма

Если дизайн разнообразен, по форме существенных различий нет. Конструкция рассчитана на размещение стандартного стеклянного или хрустального стакана. На дне размещается специальная кайма, надежно фиксирующая вертикальное положение бокала.

Стенки сплошные без декора или узорчатые. Ручка может отсутствовать. Металлический каркас медленно нагревается, сохраняя тепло «внутри», поэтому вероятность получения ожога отсутствует даже при полном обхвате держателя.

Материал

Подстаканники производятся из металлических сплавов низкой теплопроводности. Каждый вид имеет сильные и слабые стороны, которые необходимо учитывать при выборе модели:

  • Медь, латунь. Самый распространенный материал. Плюсы – прочность, долговечность, малый вес, износостойкость. Благодаря гибкости металл адаптирован для придания любой формы. Минусы – при повреждении защитного слоя медные молекулы вступают в реакцию с окружающей средой. Окислительные процессы постепенно разрушают металл.
  • Нержавеющая сталь. Пик популярности пришелся на эпоху СССР в целях удешевления готовой продукции. Плюсы – низкая цена, прочность. Минусы – сколы, царапины и иные повреждения способствуют образованию коррозии.
  • Мельхиор. Бюджетный аналог серебра применялся для производства наградных подстаканников. Преимущественно использовался для украшения стола с акцентом на высоком статусе владельца.
  • Алюминий. Специфический материал, который быстро потерял спрос. Плюсы – низкая цена. Минусы – неудовлетворительные показатели прочности. Металл подвержен механическим повреждениям. Незначительное давление пальцем приводит к деформации стенок.

Отдельной группой выделяются подстаканники и драгоценных металлов. Серебряные держатели изначально выпускались штучным тиражом для частных коллекций. Сегодня ассортимент изделий ручной работы позволяет подобрать держатель стакана для личного использования или значимого подарка.

Уход

Технология ухода за подстаканником напрямую зависит от материала и условий эксплуатации. Прибор не нуждается в частых чистках. Основные загрязнения «приходятся» на стакан, который легко вынимается и моется отдельно. Если предмет со временем потерял привлекательность, вид восстанавливается на основании свойств металла.

Несмотря на видовые отличия, существует ряд правил, единых для всех приборов:

  • Ручная чистка. Нельзя мыть подстаканники в посудомоечной машине. Агрессивная среда способствует преждевременному разрушению сплава.
  • Применение щадящих моющих средств. Подразумеваются мягкие растворы без абразива и химически активных веществ. Жесткие губки, щетки, порошки оставляют на поверхности царапины. Хлорные соединения повреждают структуру металла. Если мелкие потертости можно отреставрировать, «выцветшие» пятна восстановлению не подлежат.

Снижение времени контакта с водой. Предметы нельзя замачивать. Протирать мягкой материей сразу после чистки.

В целях снижения интенсивности окислительного процесса подстаканники хранятся отдельно от повседневной посуды в защитном футляре.