Противокорабельная дальноходная торпеда
65-76А с перекисным тепловым турбинным двигателем калибра 650 мм разработана ЦНИИ "Гидроприбор" в ходе работ по модернизации торпеды Т-65 для установки системы самонаведения, которые выполнялись на основании решения ВМФ и Минсудпрома СССР от 10.07.1969 г. Главные конструкторы - В.А.Келейников и Л.С.Тарасов. Приказом министра обороны СССР от 19.11.1976 г. на вооружение атомных подводных лодок проекта 671РТМ принимается модификация торпеды с новой системой самонаведения (ССН) и без ядерного боеприпаса - торпеда 65-76 (обозначение НАТО - Type 65). В то же время были начаты работы по созданию усовершенствованного варианта торпеды для вооружения подводных лодок нового поколения проекта 945 и 949.
Доработка торпеды для применения с подводных лодок третьего поколения начата по решению Главкома ВМФ СССР от 31.12.1982 г. в ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор Б.И.Лаврищев. Главный конструктор системы самонаведения торпеды Е.Б.Парфенов, неконтактного взрывателя - В.П.Шляхтенко, приборов управления - В.С.Лужин. Увеличен срок хранения торпеды на носителе.
Новый вариант торпеды - 65-76А был создан в 1983-1986 г.г. и к 1990 г. были завершены её испытания. Торпеда принята на вооружение ВМФ в 1991 г.

Разрезной макет торпеды 65-76А, музей г.Мурманск, май 2010 г.
Носители торпед 65-76А в ВМФ России
С 1990 г. носителями 650-мм дальноходных торпед типа 65-76А в ВМФ СССР и России являются атомные подводные лодки проектов 945 и 949А.
По официальной версии 12 августа 2000 г. именно взрыв торпеды 65-76А послужил причиной гибели подводной лодки "Курск" проекта 949А. Причиной взрыва стала утечка топлива (пероксида водорода) из торпеды в торпедном аппарате №4.
Конструкция торпеды
На торпеде установлен тепловой перекисный (на перекиси водорода) турбинный двигатель 2ДТ разработки НИИ "Мортеплотехника".
Мощность двигателя - 1070 кВт
ТТХ торпеды 53-65К
Калибр - 650 мм Длина - 11.3 м Масса стартовая - 4750 кг Масса боевого зарядного отделения - 557 кг (по западным данным) Дальность хода: - 50 км (при скорости 50 уз) - 100 км (при скорости 30-35 уз) Скорость хода - 50 узлов Глубина хода - 14 м Глубина пуска - до 480 м

Схема торпеды ТТ-5 близкой по компоновке к торпеде 65-76А (http://www.kommersant.ru)
Боевое оснащение
Боевое отделение с обычной боевой частью мощностью в тротиловом эквиваленте - 765 кг. По западным данным торпеда может оснащаться ядерной боевой частью.

Фрагменты торпеды 65-76А с борта ПЛАРК "Курск". Хвостовая часть и двигатель. Музей г.Мурманск, май 2010 г.
Система управления и наведение
Торпеда оснащена активной система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа (ВЛКС) цели разработки ЦНИИ "Гидроприбор". Неконтактный электромагнитный взрыватель конструкции В.П.Шляхтенко. Ввод стрельбовых данных на торпеде 65-76А электрический.
Модификации:
65-73 (1973 г.) - первый вариант торпеды с тепловым перекисным двигателем и ядерной боевой частью.
65-76 (1976 г.) - вариант торпеды с системой самонаведения по кильватерному следу и обычной боевой частью.
65-76А (1991 г.) - модификация торпеды 65-76 доработанная для применения с подводных лодок третьего поколения.
"Новый оборонный заказ. Стратегии"